Дело № 2-210/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
11 февраля 2019 года
гражданское дело по иску Воробьева В.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии. Свои требования мотивировал тем, что 13.07.2018г. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» в УПФР в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное). 23.07.2018 года решением № ответчиком отказано в назначении страховой пенсии по причине недостаточности стажа работы. В специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии не включена учеба в Анжеро-Судженском горном техникуме в период с 01.09.1986 по 19.06.1990 (03.03.05) и период прохождения военной службы в рядах Советской Армии по призыву с 24.06.1990 по 17.04.1992 (01.09.24).
Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку период прохождения службы и период обучения подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
На основании постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 664 исчисление периодов указанных в абзаце третьем подпункта «а» (по Списку №1), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсия», осуществляется с применением пунктов 97, 108, 109 (обучение в училищах, служба в составе Вооруженных Сил СССР), 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», где период, указанный в п.п. «з» (учеба), приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период, указанный в п.п. «к» (служба), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающим, имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Вышеуказанные периоды не включены в специальный стаж, требуемый для назначения пенсии в соответствии с п. 11 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», так как данное включение не предусмотрено нормами постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N665.
На основании того, что Конституционный Суд РФ в Постановлении 29.01.2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Спорные периоды должны быть включены в специальный стаж с применением к спорным правоотношениям законодательства, действовавшего на тот момент. Поскольку в период прохождения службы в рядах Советской Армии и период обучения в Анжеро-Судженском горном техникуме действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения, иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ, целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Данные периоды должны быть включены в специальный стаж и рассчитываться в календарном порядке. С включением данных периодов в специальный стаж на соответствующих видах подземных работ на дату подачи заявления 13.07.2018, дающих право истцу на назначение досрочной трудовой пенсии, так как его стаж составляет более 25 лет, что достаточно для назначения страховой пенсии по старости.
Истец с 01.09.1986 года обучался в Анжеро-Судженском горном техникуме по специальности «Горная электромеханика», присвоена квалификация горного техника-электрослесаря в период обучения проходил производственную практику в Шахтоуправлении «Сибирское» ПО «Северокузбассуголь», КГПО «Кузбассугольпром» г. Анжеро-Судженск Кемеровской области с 26.05.1989 по 30.06.1989 в должности подземного ученика электрослесаря, с 11.01.1990 по 21.06.1990 подземным электрослесарем 3 разряда. С 21.06.1990 после защиты диплома был переведен подземным электрослесарем 3 разряда по 22.06.1990 – был уволен по ст. 29 П.3 КЗоТ РСФСР в связи с призывом в Советскую Армию. После службы в рядах Советской Армии (с 24.06.1990 по 17.04.1992) вновь был принят на то же предприятие 28.05.1992 года на должность подземного электрослесаря 3 разряда, 19.01.1993 года переведен подземным горным мастером и только 27.09.1999 года уволен по собственному желанию.
Считает, что поскольку после окончания обучения, до и после службы в рядах Советской Армии истец работал в должностях, включенных в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж, в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Согласно п. 2,3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего законодательства РФ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Получается, что страховые пенсии в РФ устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N2 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», который предусматривает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, и, закрепляя в качестве условия назначения пенсии – достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения ранее приобретенных прав, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от возраста для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страхования пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» изданного в целях реализации ст. 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним) утвержденных Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах.
При этом правовая позиция Конституционного суда РФ, изложенная в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, заключается в том, что недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, на которое оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования. Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, применялось для реализации Закона СССР «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР 14.07.1956 года при назначении пенсии, в том числе по старости рабочим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16).
В период призыва и прохождения истцом действительной военной службы с 24.06.1990 по 17.04.1992 действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, установленное Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 в соответствии с п. 109 которого предусмотрено, что при назначении на льготных условий или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо в работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Поскольку истец призван в ряды Советской Армии до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то период службы в рядах Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18,19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-п и от 24.05.2001 г. № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. №320-0.
Также согласно включения в специальный стаж периода обучения, руководствуюсь п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N590, где подпунктом «з» п. 109 названного Положения предусмотрено, при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период обучения в училищах приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Так как период обучения в горном техникуме имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Кроме того, по окончанию обучения, истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Просил суд признать незаконным решение ГУ – УПФР в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) от 23.07.2018г. № об отказе в назначении пенсии в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального Закона РФ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа;
обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального Закона РФ № 400 от 28.12.2013г. периоды:
– обучения в Анжеро-Судженском горном техникуме с 01.09.1986 по 19.06.1990 (03 года 03 месяца 05 дней),
– службы в Вооруженных Силах СССР с 24.06.1990 по 17.04.1992 года (01 год 09 месяцев 24 дня); назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения за ней – с 13.07.2018.
В судебном заседании истец Воробьев В.Н. на исковых требованиях настаивал, полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) Расторгуева К.В., действующая на основании доверенности № 11 от 01.07.2018 года, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в решении УПФР. Просила в удовлетворении исковых требований полностью отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что 13.07.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г.Анжеро-Судженске № от 23.07.2018 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения (л.д.6-7).
Из решения ГУ УПФ РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) № от 23.07.2018 (л.д.6-7) следует, что в стаж истца в соответствии с п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.11.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды:
– обучения в Анжеро-Судженском горном техникуме с 01.09.1986 по 19.06.1990 (03 года 03 месяца 05 дней),
– службы в Вооруженных Силах СССР с 24.06.1990 по 17.04.1992 года (01 год 09 месяцев 24 дня), включение указанных периодов не предусмотрено нормами постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665. Суммарный стаж истца составил 23 года 02 месяцев 24 дня при требуемом 25 лет, право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» у истца отсутствует.
Согласно сведениям трудовой книжки (л.д.8-10) истец проходил производственную практику в ш/у «Сибирское» ПО «Северокузбассуголь» с 26.05.1989 по 30.06.1989 в качестве подземного ученика эл. слесаря и с 11.01.1990 по 21.06.1990 в качестве подземного эл. слесаря 3 разряда. 22.06.1990 был уволен в связи с призывом в Советскую Армию. С 24.06.1990 по 17.04.1992 проходил службу в рядах Советской Армии. 28.05.1992 принят подземным электрослесарем 3 разряда в ШУ «Сибирское» ПО «Северокузбассуголь», где работал до 27.09.1999.
Истец в период времени с 24.06.1990 по 17.04.1992 проходил службу по призыву в Вооруженных силах, что подтверждается сведения из военного билета НА № 7298976 (л.д.12).
Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуется следующим:
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
На момент обращения истца к ответчику правоотношения по назначению трудовой пенсии регулировались Федеральным законом РФ от 28.12.2013г. №400 «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для определения права на страховую пенсию часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривают, возможность включать в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ застрахованного лица по его выбору периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Правительством РФ 16.07.2014 года утверждено Постановление N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с абзацем «а» п.1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта «а» абзаце 3 подпункта «б» и абзаце 3 подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», а именно:
- абзац 3 подпункта «а» - Список N 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
- абзац 3 подпункта «б» - Список N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
- абзац 3 подпункта «в» - Список производств и профессий, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1021 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 года.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Подпунктом «е» пункта 1 Постановления РФ от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет».
Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 N 481, предусмотрена профессия «электрослесари подземные».
В соответствии с пп. «к» п. 109 Положения N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: служба в составе Вооруженных Сил СССР.
После службы в армии истец работал подземным электрослесарем 3 разряда в ш/у «Сибирское» ПО «Северокузбассуголь».
Период работы истца с 30.05.1992 по 25.09.1999 в ШУ «Сибирское» ПО «Северокузбассуголь» был засчитан ответчиком в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как работа в «неведущих профессиях».
Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил приравнивалась к работе, в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных Списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173.
В силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, обстоятельства работы истца в тяжелых условиях до или после службы в армии являлись существенными в рамках рассматриваемого спора.
Пунктом 11 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992г. N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам «а» и «б» статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г. по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).
Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР. При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, периоды, указанные в п. п. «к», приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В силу разъяснений, данных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года 2О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Поскольку период военной службы истца по призыву подтверждается сведениями в военном билете и трудовой книжке, а после указанного периода истец выполнял работу по Списку N 1, суд приходит к выводу об обоснованности требования иска о включении данного периода в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в календарном исчислении.
Разрешая требования истца о включении в стаж периода обучения в Анжеро-Судженском горном техникуме с 01.09.1986 по 19.06.1990 (03 года 03 месяца 05 дней), суд приходит к следующему:
Согласно диплому серии НТ №476796 истец проходил обучение в Анжеро-Судженском горном техникуме по специальности «Горная электромеханика», решением Государственной квалификационной комиссии от 19.06.1990 ему присвоена квалификация горного техника-электромеханика (л.д.13).
В период обучения, действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В своем решении ответчик ссылается на подпункт «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, согласно которому в общий стаж работы засчитывался период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, который приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Отказывая во включении периода обучения истца в Анжеро-Судженском горном техникуме с 01.09.1986 по 19.06.1990 ответчик фактически применил к спорным отношениям правила подпункта «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, в то время как учеба в техникуме в подпункте «з» пункта 109 Положения не поименована. Включение в стаж периода обучения в техникумах предусмотрен в подпункте «и» пункта 109 данного Положения.
Подпунктом «и» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».
Таким образом, в силу пункта 109 Положения, период обучения в техникуме, предусмотренный в подпункте «и», подлежит включению лишь в общий стаж, но при условии, если этому периоду предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к», а в специальный стаж при определенных условиях включаются периоды, предусмотренные в подпунктах «к», «л», «з».
Судом установлено, что периоду обучения истца в Анжеро-Судженском горном техникуме с 01.09.1986 по 19.06.1990 не предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, в связи с чем, оснований для включения спорного периода учебы в техникуме в специальный стаж подземной работы истца у суда не имеется.
Согласно решению УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области от № от 23.07.2018, ответчиком приняты периоды работы истца, дающие право на назначение пенсии в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях» – 23 года 02 месяцев 24 дня, судом период службы по призыву с 24.06.1990 по 17.04.1992 (1 год 09 месяцев 24 дня) включен в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях» в календарном исчислении.
С учетом положений п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях» на момент обращения истца за назначением пенсии (13.07.2018) льготный стаж истца составил 25 лет 00 месяцев 18 дней.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ ГУ УПФР по г. Анжеро-Судженску в части невключения периода нахождения на службе и назначения истцу страховой пенсии по старости на основании п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является незаконным.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования иску Воробьева В.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично:
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) № от 23.07.2018 в части невключения Воробьеву В.Н. периода нахождения на военной службы по призыву с 24.06.1990 по 17.04.1992 и назначении страховой пенсии по старости на основании п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - незаконным;
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное), дата регистрации в качестве юридического лица – 01.07.2016г., ОГРН 1164205068488, ИНН 4246020766, КПП 424601001, находящееся по адресу: 652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, пер. Электрический, 12, включить Воробьеву В.Н., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп.11 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы по призыву с 24.06.1990 по 17.04.1992 в календарном исчислении;
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) назначить Воробьеву В.Н., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, страховую пенсию по старости на основании пп.11 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней – с 13.07.2018г.;
в удовлетворении остальной части исковых требований – отказать полностью.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) в пользу Воробьеву В.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 18 февраля 2019 года.