Заочное решение
Именем Российской Федерации
18.11.2013 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Ильиной М.С.,
с участием прокурора Юсупова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Энгельса в интересах неопределенного круга лиц к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской федерации,
установил:
прокурор г. Энгельса, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской федерации.
В исковом заявлении он указал, что согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ кладбище находится в <адрес>, в районе <адрес>, на расстоянии 15 метров до данного жилого дома, что не соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Кроме того, кладбище находится на возвышенном берегу реки Саратовка, подверженному обвалам, оползням, что не соответствует СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Ограждение кладбища со стороны берега реки местами отсутствует, мусорные контейнеры не установлены. В овраг, примыкающий к кладбищу, сбрасывается бытовой мусор, венки, памятники и др. Загрязнения по оврагу стекают в водоем реки Саратовка. Просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Суд с согласия истца счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Суд установил, что Прокуратурой города Энгельса проведена проверка по обращению Труфакиной Н.С. по вопросу нарушения санитарных норм и правил при содержании кладбища, расположенного в <адрес>.
По требованию прокуратуры города и на основании предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Энгельсском районе специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Энгельсском районе» 15.07.2013 г. проведено санитарное обследование кладбища в <адрес>.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ кладбище находится в <адрес>, в районе <адрес>, на расстоянии 15 метров до данного жилого дома, что не соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция), размер санитарно-защитной зоны для кладбищ закрытого типа - 50 метров.
Кроме того, кладбище находится на возвышенном берегу реки Саратовка, подверженному обвалам, оползням, что не соответствует СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
Ограждение кладбища со стороны берега реки местами отсутствует, мусорные контейнеры не установлены. В овраг, примыкающий к кладбищу, сбрасывается бытовой мусор, венки, памятники и др. Загрязнения по оврагу стекают в водоем реки Саратовка.
В ходе проверки установлено, что кладбище, расположенное в районе дома. № <адрес> относится к территории г. Энгельса Саратовской области.
Решением Энгельсского городского Совета депутатов от 14 декабря 2012 года №718/02 «О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» осуществление полномочий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования город Энгельс возложено с 1 апреля 2013 года на органы местного самоуправления Энгельсского муниципального района.
В соответствии со ст. ст. 1,2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 4, 39 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель захламления отходами производства и потребления.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством РФ об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области. обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляю! органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном дела» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Согласно ст. ст. 14,15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ, на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.
Пункты 2.2., 2.4., 6.6., 6.7 СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установили, что не разрешается размещать кладбища на территориях: со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных...
Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям: иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей; не затопляться при паводках; иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации; иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.
На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Также ст. 18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001г. N01-HC-22/1) установлено, что администрация кладбища должна содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать удаление с могил и вывоз с территории кладбища засохших цветов и венков; систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора.
Вместе с тем, как указано выше, на территории кладбища <адрес> не приняты меры к выполнению названных выше обязанностей. Территория кладбищ захламлена отходами производства и потребления, в частности отходами от уборки территорий кладбищ и колумбарием, твердыми коммунальными отходами, прочими коммунальными отходами, урны, а также площадки для мусоросборников не предусмотрены. Вывоз мусора на свалку по договору со специализированной организацией не осуществляется.
Часть 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ определила, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, деятельность администрации Энгельсского муниципального района по эксплуатации и содержанию кладбища осуществляется с нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического законодательства, что может привести к загрязнению окружающей природной среды.
Кроме того, принимая во внимание то, что территорию кладбища посещают лица, круг которых невозможно определить, допускаемые ответчиком нарушения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения могут привести к причинению вреда здоровью неопределенного круга лиц.
Бездействием ответчика нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать бездействие администрации Энгельсского муниципального района, в части не принятия мер по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства незаконным.
Обязать администрацию Энгельсского муниципального района в течение шести календарных месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести участки местности - кладбище <адрес> в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством: устранить на территории кладбища загрязнения бытовыми отходами; установить на территории кладбища урны для мусора, мусоросборники, обеспечить вывоз мусора в соответствии с действующим законодательством; произвести ограждение территории кладбища со стороны берега реки Саратовка.
Приостановить деятельность на месте погребения до приведения кладбища, расположенное в <адрес> в соответствие с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические 'требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Энгельсский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене решения суда, ответчики вправе подать в Энгельсский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Л.В. Смирнова
<данные изъяты>