РЕШЕНИЕ
именем российской федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Левицкой Ю.В.,
при секретаре Станкевич Я.В.,
с участием истца Баканова В.А., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Красноярска Арсентьевой Е.И. (доверенность ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баканова В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Красноярска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении трудовой пенсии,
Установил:
Баканов В.А. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении трудовой пенсии. Требования мотивирует тем, что начал трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал врачом стоматологом здравпункта АО «Красноярск-Лада», в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает врачом-стоматологом в лечебно-профилактическом учреждении в поликлиническом виде ООО «Лада-Дент». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении льготной пенсии. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в назначении досрочной пенсии в связи с нехваткой специального стажа, не включив в специальный стаж указанные периоды работы. Просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в здравпункте АО «Красноярск-Лада» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Лада-Дент» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения с заявлением в Пенсионный фонд РФ, т.е. с 14.02.2014.
В судебном заседании истец Баканов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Указал на то, что характер его работы не изменялся, он был принят в здравпункт АО «Красноярск-Лада», постоянно выполнял функции врача-стоматолога, имел лицензии, необходимость смены организационно-правовой формы была вызвана экономическими потребностями. То, что он работал в обществе с ограниченной ответственностью не должно влиять на его право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку его работа была аналогична работе врача-стоматолога в государственных учреждениях, у него было много пациентов, которым он оказывал медицинскую помощь.
Представитель ответчика УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска Арсентьева Е.И. исковые требования не признала, пояснив, что Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов стажа, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., применяемыми при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, наименование учреждения здравоохранения в форме общества с ограниченной ответственностью, не предусмотрено, так как независимо от формы собственности юридического лица на соответствующих видах работ, правом на льготную пенсию пользуются медицинские работники, работающие в медицинских организациях только в форме учреждения. Просила в иске отказать.
Представители третьих лиц ОАО «Красноярск-Лада», ООО «Лада-Дент» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.20 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Баканов В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Баканову В.А. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности 30-летнего стажа медицинской деятельности.
По подсчетам Пенсионного фонда медицинский стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составил 9 лет 7 месяцев 24 дня (л.д. 20).
В специальный стаж для назначения пенсии не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 7 месяцев 9 дней) в качестве врача-стоматолога АО «Красноярск-Лада», а также не принят к зачету период работы в качестве врача стоматолога-хирурга ООО «Лада-Дент».
В обоснование своего отказа, пенсионный орган указал на то, что указанные периоды не подлежат зачету, т.к. в соответствие со Списками должностей и учреждений и Правилами, утвержденными постановлением № 464 и постановлением № 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здрав оохранения. Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно-правовая форма организации – учреждение, в связи с чем работа в организациях, имевших иную организационно-правовую форму, отличную от учреждения (предприятия, ООО, ЗАО, ТОО и т.п.) не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
С данным выводом пенсионного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях, в том числе здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерном обществу и прочее, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (то есть зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции Российской Федерации. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.2, 3.3. и 3.4).
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2004 года № 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационной – правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичных должностей и учреждений (организации), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации термин «учреждение здравоохранения» подлежит расширительному толкованию и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе и коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Поэтому право Баканова В.А. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой им осуществляется лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческая или некоммерческая цели деятельности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением от 29 октября 2002 года № 781 устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе «Наименование должностей» такого наименование как «общество с ограниченной ответственностью», не может служить основанием к отказу во включении периода работы в специальный стаж.
Как видно из материалов дела, Баканов В.А. был принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в АО «Красноярск-Лада» на должность врача-стоматолога, что подтверждается трудовой книжкой и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112, 71). Где проработал до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода был уволен в ООО «Лада-Дент» на должность директора и врача стоматолога-хирурга, где работает в указанных должностях по настоящее время.
Из дела видно, что АО «Красноярск-Лада» имело внутреннее структурное подразделение – здравпункт, в структуре которого имелся кабинет врача-стоматолога. Согласно штатному расписанию руководителей, специалистов и служащих АО «Красноярск-Лада» Баканов В.А. работал зубным врачом в здравпункте АО «Красноярск-Лада».
Из объяснений истца, показаний свидетелей следует, что ООО «Лада-Дент» было создано на основании кабинета врача-стоматолога здравпункта АО «Красноярск-Лада», рабочее место истца не изменилось, он осуществлял лечебную деятельность в том же помещении, на том же оборудовании, осуществлял те же обязанности, что и в здравпункте.
Согласно уставным документам, основными видами деятельности здравпункта АО «Красноярск-Лада» и ООО «Лада-Дент» являются оказание лечебно-профилактической (терапевтической, хирургической) помощи населению. Кроме того, ООО «Лада-Дент» выданы лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Учитывая, что Баканов В.А. работая в оспариваемые периоды в должности врача в АО «Красноярск-Лада», ООО «Лада-Дент», осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а здравпункт АО «Красноярск-Лада», а также созданное на его основе ООО «Лада-Дент» отвечают признакам лечебного учреждения здравоохранения, указанным в п. 6 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, вышеуказанные периоды подлежат включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Таким образом, на период обращения Баканова В.А. в пенсионный орган, его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составлял 30 лет 1 месяц, 15 дней, что позволяет назначить ему досрочную трудовую пенсию.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Баканова В.А. удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, незаконным.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости периоды работы Баканова В.А. в АО «Красноярск-Лада» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Лада-Дент» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Баканова В.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначив ему пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Красноярска, а именно с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию Красноярского краевого суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий Ю.В. Левицкая