Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-131/2019 от 26.07.2019

Дело № 12-131/2019

УИД 26RS0017-01-2019-002115-11

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

15 августа 2019 года                                                        город Кисловодск

Судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Клочкова М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда жалобу юридического лица Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в лице защитника Салпагарова А.А. на постановление № 113 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, вынесенное 17.06.2019 г. старшим государственным инспектором Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ставропольского края Лобановой О.В.,

Установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края Лобановой О.В. № 113 от 17.06.2019 г. юридическое лицо Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска (далее УГХ администрации города-курорта Кисловодска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.

Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, юридическое лицо УГХ администрации города-курорта Кисловодска, в лице защитника Салпагарова А.А., обратилось в Кисловодский городской суд жалобой на вышеуказанное постановление.

В судебном заседании защитник юридического лица УГХ администрации города-курорта Кисловодска Салпагаров А.А. поддержал доводы жалобы, просил суд жалобу удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку вина юридического лица в инкриминируемом ему административном правонарушении не доказана, УГХ администрации города-курорта Кисловодска отходы производства и потребления на земельном участке с КН , расположенном по адресу <адрес> А не размещало, при этом юридическое лицо не осуществляет деятельности по обращению с отходами производства и потребления, которые образовались не в результате деятельности УГХ администрации города-курорта Кисловодска.

В судебное заседание должностное лицо старший государственный инспектор Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ставропольского края Лобанова О.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом.

Судья, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав защитника юридического лица, действующего на основании доверенности Салпагарова А.А. приходит к нижеследующему выводу.

В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона об отходах производства и потребления, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам рассмотрения обращения ФИО4, размещенного на портале «YouTube», должностным лицом Лобановой О.В. был произведен осмотр территории г. Кисловодска, в ходе которого в границах города-курорта Кисловодска должностным лицом были выявлены многочисленные навалы отходов различного происхождения, в том числе в районе <адрес> общей площадью 15 кв.м., высотой складирования до 0,1 м., что отражено должностным лицом в акте осмотра территории от 11.03.2019 г.

10.06.2019 г. должностным лицом Лобановой О.В. в отношении юридического лица УГХ администрации города-курорта Кисловодска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что по результатам рассмотрения обращения Б., размещенного на портале «YouTube», должностным лицом Лобановой О.В. были зафиксированы несанкционированные навалы мусора различного происхождения общей площадью ок. 15 кв.м., высотой складирования до 0,1 м (по данным УГХ администрации города-курорта Кисловодска от 21.05.2019 г. земельный участок с КН 26:34:080143:57 находится в муниципальной собственности). По сведениям федерального классификатора указанные отходы относятся к отходам IV-V класса опасности.

Согласно описанному в протоколе об административном правонарушении событию административного правонарушения, нарушение юридическим лицом требований ст. 8.2 КоАП РФ выразилось в непринятии мер по организации работы по обеспечению надлежащего состояния и благоустройства территории города. Появление и наличие вышеуказанной несанкционированной свалки отходов говорит о том, что отсутствует в должном объеме контроль за регулярной очисткой (уборка, сбор, вывоз отходов) на территории, расположенной в границах муниципального образования города-курорта Кисловодска, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении УГХ администрации города-курорта Кисловодска своих обязанностей в части отсутствия контроля по организации работы по обеспечению надлежащего санитарного состояния и благоустройства территории города.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

17.06.2019 г. постановлением старшего государственного инспектора Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края Лобановой О.В. № 113 юридическое лицо УГХ администрации города-курорта Кисловодска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.

Между тем, из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом полномочия органов местного самоуправления на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что УГХ администрации города-курорта Кисловодска осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, что такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления относятся к деятельности указанного юридического лица.

При этом судьей учитывается и то обстоятельство, что согласно имеющейся в материалах дела об административном правонарушении выписке из ЕГРН собственником земельного участка с КН , расположенного по адресу <адрес>А является юридическое лицо ООО «Дагаз», запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Помимо этого, судьей учитывается и то обстоятельство, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены нарушения процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ч. 12 ст. 10, ст. 13.2) и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что по результатам осмотра территории г. Кисловодска по фактам обращения ФИО4, принималось решение о назначении внеплановой проверки юридического лица, в том числе ее согласование с прокуратурой, при этом должностным лицом административное расследование по настоящему делу не проводилось.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица в отношении юридического лица УГХ администрации города-курорта Кисловодска подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Салпагарова А.А. - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края Лобановой О.В. № 113 от 17.06.2019 г. об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд.

Судья                                                                                       Клочкова М.Ю.

12-131/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
УГХ администрации города-курорта Кисловодска
Другие
Салпагаров Акбар Ахметович
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Клочкова Мария Юрьевна
Статьи

ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
01.07.2019Материалы переданы в производство судье
01.07.2019Истребованы материалы
26.07.2019Поступили истребованные материалы
15.08.2019Судебное заседание
15.08.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
03.09.2019Вступило в законную силу
24.10.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее