Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-415/2018 ~ М-422/2018 от 26.10.2018

Дело №2а-415/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года пгт Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Хвитько Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тараканова Н. В. к Совету Пряжинского национального муниципального района о признании незаконным решения II сессии Совета Пряжинского национального муниципального района IV созыва от 24 октября 2018 года № 12 «О возложении обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района»,

установил:

Тараканов Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Пряжинского национального муниципального района о признании незаконным решения II сессии Совета Пряжинского национального муниципального района IV созыва от 24 октября 2018 года №12 «О возложении обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района», которым исполнение обязанностей Главы Администрации было возложено на Гомза В.О. В обоснование требований истец указал, что решение Совета от 24.10.2018 г. № 12 является незаконным, поскольку полномочия по возложению обязанностей Главы Администрации не отнесено к компетенции Совета. Оспариваемое решение принято административным ответчиком в нарушении п.4.5 Положения об Администрации Пряжинского национального муниципального района, ч.2 ст. 37 Устава Пряжинского национального муниципального района. Гомза В.О. по замещаемой должности не является заместителем Главы Администрации, соответственно на него не могли быть возложены обязанности Главы. Кроме того, с Таракановым Н.В., как с заместителем Главы Администрации муниципального образования, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому он является единственным заместителем Главы Администрации, Распоряжением Администрации от 18.10.2018г. на него возложены обязанности Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района с 19.10.2018г.

Ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято Советом в нарушение статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает права неопределенного круга лиц, а также самого административного истца, права, свободы и законные интересы которого нарушены указанным решением, в том числе созданы препятствия к осуществлению им возложенных на него обязанностей Главы Администрации района, Тараканов Н.В. просит признать незаконным решение II сессии Совета Пряжинского национального муниципального района IV созыва от 24 октября 2018 года № 12 «О возложении обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района».

Определением суда от 29.10.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Пряжинского национального муниципального района.

В судебном заседании административный истец и его представитель – адвокат Союнен Н.П., действующая по ордеру, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – Иванова Г.В., являющаяся Главой Пряжинского национального муниципального района и адвокат Константинов В.А., действующий по доверенности и ордеру, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Заинтересованное лицо – Гомза В.О., представляющий одновременно интересы заинтересованного лица Администрации Пряжинского национального муниципального района, являясь и.о. Главы, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.

Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решения органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие двух условий – несоответствие оспоренного решения нормативным правовым актам и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что на основании решения LI сессии Совета Пряжинского национального муниципального района III созыва от 26.09.2017 года № 62 Седлецкий С.В., заместитель Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района, назначен исполняющим обязанности Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района с 26.09.2017 г. на период до назначения Советом Пряжинского национального муниципального района лица на должность Главы Администрации по результатам конкурса.

Согласно распоряжения Администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. Тараканов Н.В. принят на должность заместителя Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района на неопределенный срок.

Распоряжением и.о. Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района от 10.10.2018 г. на Тараканова Н.В. возложено исполнение обязанностей Главы Администрации, на время отсутствия С.В. Седлецкого (отпуск) с 11.10.2018 г. по 27.10.2018 г.

Распоряжением и.о. Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района от 18.10.2018 г. на Тараканова Н.В. возложено исполнение обязанностей Главы Администрации с 19.10.2018 г.

На основании распоряжения Администрации Пряжинского национального муниципального района от 18.10.2018 г. , заместитель Главы Администрации Седлецкий С.В. уволен 18.10.2018 г. по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Решением II сессии Совета Пряжинского национального муниципального района IV созыва от 24 октября 2018 года № 12 «О возложении обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района» на Гомза В.О., <данные изъяты>, возложено исполнение обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района на период до назначения Советом Пряжинского национального муниципального района лица на должность Главы Администрации по результатам конкурса с 19.10.2018 г.

Распоряжением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 25.10.2018 г. и.о. Главы Администрации Гомза В.О. отменил распоряжение Администрации Пряжинского национального муниципального района от 18.10.2018 г. «О возложении обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района на Тараканова Н.В.» с момента принятия.

Истец, оспаривая законность Решения II сессии Совета Пряжинского национального муниципального района IV созыва от 24 октября 2018 года № 12 «О возложении обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района», обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что данным решением нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению истцом возложенных на него обязанностей Главы Администрации района, дезорганизована работа Администрации. Оспариваемое решение принято в нарушение нормативных правовых актов.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, относит к его основным характеристикам признание и гарантирование местного самоуправления как одной из основ конституционного строя (ст. 1; ст. 3, часть 2; ст. ст. 12, 130 и 131); самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации как его основная сущностная черта проявляется в том числе в определенной степени правовой автономии, самостоятельном решении органами местного самоуправления вопросов местного значения (статья 12; статья 132, часть 1, Конституции РФ).

Тем самым Конституция РФ предполагает достаточно широкую самостоятельность местного самоуправления по реализации возложенных на него публичных функций и задач, связанных, прежде всего, с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, и вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность определяет степень ответственности местного самоуправления, призванного осуществлять свои полномочия на основе верховенства права и прямого действия Конституции Российской Федерации, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общих интересов местного сообщества в целом. Это коррелирует с положениями пункта 1 статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 года), согласно которым под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Согласно статье 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 и части 3 статьи 44 названного федерального закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия ( ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ)

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2).

Согласно статье 19 Устава Пряжинского национального муниципального района структуру органов местного самоуправления Пряжинского района составляют: 1) Совет Пряжинского национального муниципального района; 2) Глава Пряжинского национального муниципального района; 3) Администрация Пряжинского национального муниципального района; 4) Финансовый орган Пряжинского национального муниципального района; 6) Контрольно-счетный орган Пряжинского национального муниципального района.

Совет Пряжинского национального муниципального района является представительным органом района (ст. 20 Устава). Глава Пряжинского национального муниципального района является высшим должностным лицом района, избирается Советом (ст. 30 Устава).

Администрация Пряжинского национального муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Пряжинского национального муниципального района (ст. 34 Устава). Глава Администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности Главы Администрации, на срок полномочий Совета. Контракт с Главой Администрации заключается Главой Пряжинского национального муниципального района (ст. 35 Устава). Полномочия Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района предусмотрены ст. 36 Устава.

Согласно части 12 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Статьей 37 Устава Пряжинского национального муниципального района предусмотрено, что в период временного отсутствия Главы Администрации его полномочия осуществляет один из заместителей Главы Администрации. Глава Администрации вправе передать своим заместителям осуществление части полномочий, предусмотренных статьей 36 настоящего Устава.

Какие-либо другие нормы, регулирующие порядок возложения исполнения полномочий Главы Администрации в случае досрочного прекращения полномочий Главы местной администрации в Уставе Пряжинского национального муниципального района отсутствуют.

Вместе с тем, отсутствие в Уставе положений, регламентирующих порядок назначения лица на период отсутствия Главы Администрации в связи с досрочным прекращением его полномочий, с учетом приведенных выше норм ст. 34, частей 1,2 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, а также полномочий Совета Пряжинского национального муниципального района, являющегося представительным органом района, в чьи полномочия входит назначение на должность Главы местной Администрации, не может рассматриваться как исключающие возможность принятия Советом Пряжинского национального муниципального района решения о возложении исполнения обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района на должностное лицо местного самоуправления или уполномоченного муниципального служащего на период до назначения Советом Пряжинского национального муниципального района лица на должность Главы Администрации по результатам конкурса в связи с досрочным прекращением полномочий Главы Администрации.

Полномочия Совета Пряжинского национального муниципального района по принятию решения о возложении исполнения обязанностей Главы Администрации на период досрочного прекращения полномочий Главы Администрации закреплены в Положении об Администрации Пряжинского национального муниципального района, утвержденном решением ХХIХ сессии I созыва Совета Пряжинского муниципального района от 24.02.2009 г. № 6 (далее по тексту – Положение), в котором пунктом 4.5 предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации, его обязанности исполняет один из его заместителей, в соответствии с решением представительного органа до назначения другой кандидатуры на должность Главы Администрации по результатам конкурса.

Содержащаяся в Уставе норма, предусматривающая осуществление полномочий Главы Администрации в период его временного отсутствия одним из заместителей (ст. 37 Устава), не может свидетельствовать об автоматическом исполнении заместителем Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района полномочий Главы Администрации, как высшего должностного лица исполнительно-распорядительного органа района, которыми Глава Администрации наделен в порядке, установленном Уставом Пряжинского национального муниципального района, в случае досрочного прекращения его полномочий.

И.о. Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района, уволенный с занимаемой им должности заместителя Главы Администрации на основании распоряжения от 18.10.2018 г., распоряжением от 18.10.2018 г. возложив исполнение обязанностей Главы Администрации на заместителя Главы Администрации Тараканова Н.В. с 19.10.2018 г. фактически подменил своим индивидуально-правовым актом полномочия представительного органа, превысив тем самым свои функции и полномочия.

Возложение оспариваемым решением Совета исполнение обязанностей Главы Администрации на лицо, не являющееся заместителем Главы Администрации, как это предусмотрено п. 4.5 Положения, не противоречит п. 12 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, имеющему большую юридическую силу, которым предусмотрено возложение исполнения полномочий Главы Администрации в случае досрочного прекращения его полномочий на должностное лицо местного самоуправления или уполномоченного муниципального служащего.

В судебном заседании установлено, что Гомза В.О., на которого оспариваемым решением возложено исполнение обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района на период до назначения на должность Главы Администрации по результатам конкурса, является муниципальным служащим Администрации Пряжинского национального муниципального района, на дату возложения на него исполнения обязанностей занимал должность <данные изъяты>.

С учетом изложенного, доводы административного истца о том, что Совет Пряжинского национального муниципального района принятием оспариваемого решения по возложению обязанностей Главы Администрации превысил свои полномочия, предоставленные ему Уставом Пряжинского национального муниципального района, поскольку данное полномочие не отнесено к его компетенции ни федеральными законами, ни законами Республики Карелия, ни Уставом, суд находит ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, решение II сессии Совета Пряжинского национального муниципального района IV созыва от 24 октября 2018 года № 12 «О возложении обязанностей Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района» принято полночным лицом в пределах предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, оснований для признания его незаконным не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тараканову Н. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    С.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено: 16.11.2018 г.

2а-415/2018 ~ М-422/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Пряжинского района
Тараканов Николай Владимирович
Ответчики
Совет Пряжинского национального муниципального района
Другие
Гомза Владимир Олегович
Константинов Валерий Анатольевич
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Союнен Наталья Павловна
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Михеева С.А.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
26.10.2018Регистрация административного искового заявления
26.10.2018Передача материалов судье
29.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2019Дело оформлено
14.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее