Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-178/2014 ~ М-173/2014 от 08.05.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бакчар                                 19 мая 2014 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Быкова О.В., при секретаре Вельматкиной Т.В., с участием:

старшего помощника прокурора Бакчарского района Томской области Давыденко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-178/2014 по иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» о признании незаконным бездействие исполнительного органа местного самоуправления и возложении обязанности устранения допущенных нарушений закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд с указанным выше иском, указав в заявлении, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения Администрацией Бакчарского сельского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

По результатам проверки было установлено, что Администрацией Бакчарского сельского поселения не выполняются требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Бакчарское сельское поселение», а также нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного движения. Прокурор указал, что в собственности муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» находится автомобильная дорога местного значения по адресу ул. Стаханова, с. Бакчар, Бакчарский район, Томская область. Техническая документация на указанную автомобильную дорогу местного значения отсутствует.

Также проверкой установлено, что дорожное покрытие автомобильной дороги ул. Стаханова в с. Бакчар (от пер. Трактового до пер. Пионерского) не соответствует требованиям пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, имеет просадки (глубиной около 20 сантиметров) и выпученности (высотой около 10 сантиметров), колею (деформирования проезжей части с образованием углублений около 30 сантиметров).

Кроме того, в нарушении пункта 6.60 СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги, утверждённого Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233 водоотводные ливневые канавы не обеспечивают надлежащим образом отвод воды с проезжей части вышеуказанного участка автомобильной дороги.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, приходит к выводу, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления в части обеспечения безопасности дорожного движения, а технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Кроме того, ссылаясь на нормы Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221, указывает, что действующее законодательство на муниципальное образование «Бакчарское сельское поселение» возлагает обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения, в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения.

Прокурор Бакчарского района Томской области просил суд признать незаконными бездействие администрации Бакчарского сельского поселения по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения; обязать администрацию Бакчарского сельского поселения в срок до 15.07.2014 привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участок дороги в с. Бакчар по ул. Стаханова от пер. Трактового до пер. Пионерского; обязать администрацию Бакчарского сельского поселения в срок до 15.07.2014 оборудовать водоотводные ливневые канавы в с. Бакчар по ул. Стаханова от пер. Трактового до пер. Пионерского согласно требованиям СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги»; обязать администрацию Бакчарского сельского поселения в срок до 01.09.2014 получить технический паспорт на автомобильную дорогу местного значения по ул. Стаханова в с. Бакчар.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.

Представитель ответчика, муниципального образования «Бакчарское сельское поселение», Немкина О.А. признала требования прокурора частично, просила установить срок для их исполнения до 01.10.2014 г., считает требование по получению паспорта на дорогу не основанном на законе, поскольку Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования не обязывает изготавливать паспорта на часть грунтовой дороги общего пользования.

Рассмотрев дело, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 4 Устава муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Частью 9 статьи 5, частями 1, 8 статьи 6 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пункта 7 статьи 3, пункта 6 статьи 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Как следует из материалов дела автомобильная дорога по адресу - Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Стаханова, включена в реестр муниципального имущества муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» и является его собственностью (выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» от 30.04.2014 №268).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в силу п.п. 4 п. 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Из объяснения ведущего специалиста по благоустройству Администрации Бакчарского сельского поселения Турова Н.В., от 25.04.2014 следует, что в собственности Бакчарского сельского поселения находится дорога по ул. Стаханова в с. Бакчар, обслуживанием данной дороги занимается Администрация Бакчарского сельского поселения, на данную дорогу отсутствует технический паспорт. Указанная дорога находится в неудовлетворительном состоянии от пер. Колхозного до пер. Мелиораторов.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку спорная автомобильная дорога является автомобильной дорогой местного значения Бакчарского сельского поселения, расположена в границах муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» и передана в собственность муниципального образования «Бакчарское сельское поселение», то обязанность по техническому учету и паспортизации этой автомобильной дороги должна быть возложена на собственника – муниципальное образование «Бакчарское сельское поселение».

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги включает в себя работы по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу положений ст. 17 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Как установлено ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

«Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 27 августа 2009 года N 150. В соответствии с п. 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка). Указанный Приказ Минтранса РФ вступил в силу с 26 февраля 2010 года.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется с 01 января 1995 года на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Из вышеназванного объяснения Турова Н.В. следует, что спорная дорога имеет грунтовое покрытие.

В соответствии с п. 3, п.п.3.1.1., 3.1.2., 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхности разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

Поскольку указанная дорога находится в собственности муниципального образования «Бакчарское сельское поселение», то обязанность по обеспечению соответствия состояния дороги местного значения установленным техническим требованиям, возложена на Администрацию Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области, согласно вышеизложенным положениям закона.

Из акта прокурорской проверки от 24.04.2014, с приложенной фототаблицей, следует, что дорожное покрытие автомобильной дороги ул. Стаханова в с. Бакчар (от пер. Трактового до пер. Пионерского) не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, имеет просадки (глубиной около 20 сантиметров) и выпученности (высотой около 10 сантиметров), колею (деформирования проезжей части с образованием углублений около 30 сантиметров).

Кроме того, в нарушении пункта 6.60 СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги», утверждённого Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233, водоотводные ливневые канавы не обеспечивают надлежащим образом отвод воды с проезжей части вышеуказанного участка автомобильной дороги.

Таким образом, поскольку указанные требования ГОСТ Р 50597-93 и СНиП 2.05.02-85 на участке автомобильной дороги ул. Стаханова в с. Бакчар (от пер. Трактового до пер. Пионерского) не выполнены, требования прокурора о понуждении администрации Бакчарского сельского поселения к принятию мер по организации работ по приведению в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участка дороги в с. Бакчар по ул. Стаханова от пер. Трактового до пер. Пионерского, а также о понуждении к организации работ по оборудованию водоотводных ливневых канав в с. Бакчар по ул. Стаханова от пер. Трактового до пер. Пионерского согласно требованиям СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» – подлежат удовлетворению. Бездействие администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области по непринятию указанных мер к обеспечению безопасности дорожного движения является незаконным.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока, в течение которого администрация Бакчарского сельского поселения обязана устранить несоответствие дорожного полотна требованиям государственных (национальных) стандартов суд учитывает доводы администрации о том, что выполнение работ по ямочному ремонту дорожного полотна возможно только в летний период. Кроме того, для организации выполнения указанных работ необходимо заключение муниципального контракта с соблюдением требований законодательства о размещении заказов на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. При изложенных обстоятельствах суд полагает, что срок для исполнения решения суда в этой части должен быть установлен до 01 августа 2014 года.

В соответствии с приведенными нормами Закона подлежит удовлетворению и требования прокурора о паспортизации дороги, поскольку оно заявлено по отношению к грунтовой дороги в целом, а не к ее части, с установлением срока исполнения до 01.09.2014 г.

Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязать администрацию Бакчарского сельского поселения привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участок дороги в с. Бакчар по ул. Стаханова от пер. Трактового до пер. Пионерского, в срок до 01.08.2014 года.

Обязать администрацию Бакчарского сельского поселения оборудовать водоотводные ливневые канавы в с. Бакчар по ул. Стаханова от пер. Трактового до пер. Пионерского согласно требованиям СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги», в срок до 01.08.2014

Обязать администрацию Бакчарского сельского поселения получить технический паспорт на автомобильную дорогу местного значения по ул. Стаханова в с. Бакчар, в срок до 01.09.2014 года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.

Председательствующий:                     О.В. Быков

2-178/2014 ~ М-173/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Бакчарского района
Другие
Администрация Бакчарского сельского поселения
Суд
Бакчарский районный суд Томской области
Судья
Быков О.В.
Дело на странице суда
bakcharsky--tms.sudrf.ru
08.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2014Передача материалов судье
13.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2014Подготовка дела (собеседование)
16.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2014Судебное заседание
23.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2014Дело оформлено
25.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее