Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6853/2011 ~ М-6357/2011 от 18.07.2011

                                           Дело № 2-6853/11

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

***                                                                                         г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи       Гоковой И.В.,

При секретаре                                   Барковской А.Г.,

с участием: представителя истца - Воробьевой М.И., представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области - Кудриной С.Ю., представителя Министерства финансов РФ в лице УФК в Амурской области - Телюк А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебрит Екатерины Михайловны к Министерству финансов Амурской области о взыскании компенсации морального вреда, -

УСТАНОВИЛ:

Лебрит Е.М. обратилась в Благовещенский городской суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании компенсации морального вреда, убытков, судебных расходов. Уточнив заявленные исковые требования, суду указала, что она является инвалидом второй группы, а также гражданином, имеющим право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В настоящее время она проживает в г*** Амурской области в Государственном специализированном учреждении Амурской области «Белогорский социальный дом одиноких престарелых» и не имеет в собственности каких-либо жилых помещений. Постановлением администрации *** Амурской области *** от *** она была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы», и включена в список для предоставления в Министерство социально защиты населения. Однако, Постановлением Правительства Амурской области от *** *** (с изменениями от ***) из указанной Программы исключена категория «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». Поэтому, постановлением администрации *** *** от *** она была исключена из списков и снята с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в указанной программе. По решению Белогорского городского суда от *** она была включена в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Данная информация была предоставлена в Министерство социальной защиты населения Амурской области. Однако, Министерство социальной защиты населения разными способами уклоняется от исполнения решения суда, указывая, что выплата ей компенсации с их стороны будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств, пока, в конечном итоге, в середине *** года ей не пришла копия решения Министерства социальной защиты населения о том, что она снова была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Решением Благовещенского городского суда от *** действия Министерства социальной защиты населения были признаны незаконными. После того, как в *** года она получила решение Министерства социальной защиты населения, ее самочувствие сильно ухудшилось, у нее возникли головные боли, головокружения, часто повышается артериальное давление, появились сильные отеки ног. Указанные ухудшения приобрели стойкий характер, в результате чего она вынуждена была *** обратиться за врачебной помощью. По назначению врача ею был приобретены медицинские препараты на сумму *** рублей *** копеек для того, чтобы поправить здоровье после пережитых переживаний.

Просит суд компенсировать ей, Лебрит Екатерине Михайловне вред, причиненный незаконными действиями Министерства социальной защиты населения в сумме *** рублей. Взыскать с Министерства социальной защиты населения стоимость медицинских препаратов в сумме *** рублей *** копеек, оплату услуг адвоката в сумме *** рублей.

Определением Благовещенского городского суда от *** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация *** Амурской области, Министерство финансов по Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации, в лице УФК по Амурской области.

Определением Благовещенского городского суда от *** по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области надлежащим - Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области.

Кроме того, данным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство социальной защиты населения по Амурской области.

Определением Благовещенского городского суда от *** по ходатайству представителя истца вновь произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на надлежащего - Министерство финансов по Амурской области.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях, с учетом их уточнений настаивала в полном объеме, суду высказала аналогичные доводы, указанные в иске, суду дополнила, что права Лебрит Е.М. были нарушены действиями ответчика, данные обстоятельства установлены решением Белогорского городского суда. Моральный вред истец обосновывает тем, что более шести месяцев она вынуждена ходить по судам, отстаивать свои права, в том числе она вынуждена принимать медицинские препараты, поскольку в связи с многочисленными судебными процессами у нее ухудшилось состояние здоровья, появилось состояние нервозности, плаксивости.

В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области с исковыми требованиями не согласна, суду указала, что истицей не указано чем подтверждается факт причинения ей нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями они нанесены, степень вины министерства, какие нравственные или физические страдания были ей перенесены. Указанные обстоятельства, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от *** *** «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», имеют значение для разрешения спора, и их выяснение является обязательным. В исковом заявлении истица указывает, что после того, как в ***. она получила решение министерства об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, ее самочувствие сильно ухудшилось, возникли головные боли, головокружения, часто повышается артериальное давление, появились сильные отеки ног. В результате, она была вынуждена обратиться за врачебной помощью. По назначению врача, истицей были приобретены медицинские препараты на сумму *** рублей *** копеек, для того, чтобы поправить здоровье после пережитых переживаний. Однако, из копии кассового чека, имеющегося в материалах дела, следует, что врачом ей были показаны препараты для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, имеющих хронический характер. При этом, необходимо отметить, что данные препараты имеют следующие побочные действия: головные боли, головокружения, нарушение настроения, психологическое возбуждение, раздражительность, тревожность, нарушения сна, судороги, тремор, угнетенное состояние центральной нервной системы, депрессия, атаксия, ощущение тревоги. Заявление истицы о том, что она обратилась к врачу для того, чтобы поправить здоровье после пережитых переживаний несостоятельно, поскольку врачом истице были показаны препараты с такими побочными действиями, которые способны только усилить переживания. При этом, врачом не показано ни седативных, ни успокоительных препаратов, что свидетельствует о том, что психологическое состояние истицы на момент посещения врача было нормальным. Кроме того, истица узнала об отказе министерства еще в *** года, однако исковое заявление ей было составлено только ***, то есть сразу после приема показанных лекарственных препаратов. Таким образом, указанные истицей чувства беспокойства, постоянной тревоги, ненужности, являются не нравственными страданиями, вызванными действиями министерства, а побочными действиями назначенных ей препаратов. В то же время, в соответствии с действующим законодательством, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя (пункт 3 Постановления Пленума). Истица ссылается на решение Благовещенского городского суда Амурской области от ***, которым Благовещенский городской суд обязал министерство включить Лебрит Екатерину Михайловну в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Однако указанное решение суда не содержит выводов о незаконности каких либо действий министерства, кроме того, решение не вступило в законную силу, поскольку министерством в установленный срок была подана кассационная жалоба. При этом, вступление указанного судебного акта в законную силу также не будет являться основанием для компенсации морального вреда, поскольку предоставление министерством мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем такой категории граждан, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не основанное на судебном решении, будет являться нецелевым расходованием денежных средств, предоставленных бюджету Амурской области из средств федерального бюджета в виде субвенций, в связи со следующим. Согласно статьям 14 и 15 Федерального закона от *** *** «О ветеранах» (далее - Федеральный закон от *** ***), одной из мер социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Законодательство Российской Федерации не приравнивает бывших несовершеннолетних узников фашизма к участникам Великой Отечественной войны в части обеспечения их льготами, в том числе, по предоставлению жилья. Кроме того, соответствующее разъяснение было дано в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от *** ***. В указанном письме также содержится вывод о том, что в соответствии с действующим законодательством, бывшие несовершеннолетние узники фашизма обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от *** *** не подлежат. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению участникам ВОВ мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма». Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяющие, что: - субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации; - в случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от *** *** утвержден Порядок составления и представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Отчет). Пунктом 3.4 раздела III установлено, что в графу 2 формы Отчета включаются исключительно участники Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исходя из изложенного, министерство, отказывая Лебрит Е.М. в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, действовало в соответствии с требованиями законодательства и учетом мнения главного распорядителя средств федерального бюджета. На основании изложенного, министерство социальной защиты населения Амурской области просит суд отказать в удовлетворении требований, заявленных Лебрит Е.М. в полном объеме.       

В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области поддержала позицию представителя Министерства социальной защиты населения в Амурской области, просит отказать в удовлетворении требований Лебрит Е.М. в полном объеме.

Истица, представитель Министерства финансов в Амурской области, представитель администрации *** в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, истец обеспечила явку в судебное заседание своего представителя, представители ответчика, третьего лица ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии. Суд, с учетом мнения представителей сторон, полагавших возможным рассмотрение дела при данной явке, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствии истца Лебрит Е.М., представителей Министерства финансов в Амурской области, администрации ***.

Однако, правовая позиция Министерства финансов в Амурской области изложена в представленном суду отзыве на иск от ***, согласно которого, Министерство финансов в Амурской области исковые требования Лебрит Е.М. не признает, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлены доказательства вины ответчика, иного государственного органа или должностного лица. Статьей 1100 ГК РФ установлены случаи компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда. Случай вреда, причиненного истцу не входит в перечень установленных данной нормой, соответственно, взыскание компенсации морального вреда возможно только при установлении вины ответчика, неправомерности его действий. Кроме того, полагает, что истцом не доказан размер истребуемой суммы компенсации морального вреда, не представлены свидетельства, характеризующие его индивидуальные особенности как личности.

Правовая позиция администрации *** изложена в представленном суду отзыве на иск от *** года, из которого следует, что интересы муниципального образования *** не затронуты, в связи с чем администрация *** оставляет разрешение заявления Лебрит Е.М. по существу по усмотрению суда.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами тот факт, что Лебрит Екатерина Михайловна, *** года рождения имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается соответствующим удостоверением ***, выданным *** *** отделом соцзащиты.

Постановлением администрации *** Амурской области от *** от *** на основании Закона Амурской области от *** *** п. 4 «Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий (утв. Постановлением Правительства Амурской области от *** ***) Лебрит Е.М. была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной Войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы» и включена в список для предоставления в министерство социальной защиты населения Амурской области.

Однако, постановлением Правительства Амурской области от *** *** «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от *** ***, порядок предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий изложен в новой редакции, где категория бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, исключена. В связи с чем постановлением администрации *** от *** *** Лебрит Е.М. была исключена из списка и снята с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в амурской области на ***-*** годы».

Вступившим в законную силу решением Белогорского городского суда от *** постановление администрации *** от *** *** «О снятии граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета и исключения Лебрит Е.М. из списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы» признано незаконным. Данным решением суда на администрацию *** Амурской обалсти возложена обязанность восстановить Лебрит Е.М. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по указанной выше целевой программе.

Между тем, решением Министерства социальной защиты населения Амурской области Лебрит Е.М. было отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, по мотиву того, что несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Указанное решение принято на заседании комиссии министерства по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов (протокол от ***).

Указом Президента Российской Федерации от *** *** «об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» *** - *** годов» (в редакции Указа Президента РФ от *** ***) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** *** «О ветеранах». Правительству Российской Федерации предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в *** - *** годах.

В силу подпункта 1 пункта 1 стати 2 Федерального закона от *** *** «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от *** *** «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально - бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи со вступлением силу с *** Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от *** *** «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона от *** *** (подп. 3 пункта 1 статьи 15).

Пунктом 3 статьи 23.2 названного закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с *** по *** не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

Кроме того, положениями данной нормы предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от *** на Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность включить Лебрит Екатерину Михайловну в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Данным решением суда установлено, что Лебрит Е.М. как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, имеет право на получение льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе - на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

При этом, судом не принят во внимание доводы ответчика о том, что категория лиц «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» не включена законодателем в перечень лиц, перечисленных в статье 2 Федерального закона «О ветеранах» и отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны, в связи с чем Указ Президента Российской Федерации от *** *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» на лиц, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны, не распространяется, а также о том, что Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма».

В данном случае суд учел, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены законодателем по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социально поддержки и льгот к военнослужащим, которые на основании подп. 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы - ветеранами Великой Отечественной войны. При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем.

Таким образом, суд пришел к выводу, что на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны распространяется действие Указ Президента Российской Федерации от *** *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны *** - *** годов».

Учитывая, что реализация соответствующих мер социальной поддержки Лебрит Е.М. производиться, как ранее установлено, в рамках ст. 15 ФЗ «О ветеранах», суд пришел к выводу о необоснованности довода ответчика о том, что Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма», как прямо противоречащего ст. 23.2 того же Закона.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Ответственность по статье 1069 ГК РФ наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда, но при наличии означенных в ней специальных условий, в частности, таким условием является незаконность действий (бездействия).

Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу положений ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** предусмотрено, что моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

В пункте 3 названного Постановления указывается, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом.

Как следует из иска, пояснений представителя истца в судебном заседании после того, как в ***. Лебрит Е.М. получила решение министерства об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, ее самочувствие сильно ухудшилось, возникли головные боли, головокружения, часто повышается артериальное давление, появились сильные отеки ног. В результате, она была вынуждена обратиться за врачебной помощью. Кроме того, истица ссылается на решение Благовещенского городского суда Амурской области от ***, которым Благовещенский городской суд обязал министерство включить Лебрит Екатерину Михайловну в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. А представитель истца в судебном заседании в качестве доказательств неправомерных действий со стороны министерства ссылается на решение Благовещенского городского суда от ***.

Однако решение суда от *** кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от *** отменено, когда как решение суда от *** не содержит выводов о незаконности каких либо действий министерства социальной защиты населения Амурской области. При этом, обстоятельства признания действий администрации *** Амурской области в части снятия истца с учета и исключения ее из списка граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях незаконным решением Белогорского городского суда от ***, не является доказательством противоправного характера действий (бездействия) министерства, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственного органа и причинение истцу физических или нравственных страданий.

Представленные суду доказательства ухудшения самочувствия истца в связи с получением решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в виде выписки из амбулаторной карты, квитанции ***, не являются достоверными доказательством наличия у истца заболевания, возникшего в результате незаконных действий министерства и причинной связи между ними.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования Лебрит Е.М. о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

            Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Лебрит Екатерины Михайловны к Министерству финансов Амурской области о взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти дней через Благовещенский городской суд, с момента изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                     И.В. Гокова

2-6853/2011 ~ М-6357/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лебрит Екатерина Михайловна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения.
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Гокова И.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
18.07.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2011Передача материалов судье
15.08.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2011Судебное заседание
24.08.2011Судебное заседание
16.12.2011Производство по делу возобновлено
16.12.2011Судебное заседание
21.11.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее