Дело № 2-36/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2019 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
с участием истца Дударовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дударовой К.А. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Дударова К.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что она с 17.08.2010 находилась под опекой своей бабушки Д., с 05.05.2014 она считается оставшейся без попечения родителей до достижения совершеннолетия. 16.09.2014 закрепленное за ней жилье по адресу: ... признано непригодным для постоянного проживания. После совершеннолетия жилье ей не предоставляли, она состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями под №13 по состоянию на 15.09.2014. Собственного имущества у нее нет. Просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Дударова К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебном заседании не присутствовал, просили рассмотреть дело без их участия, согласно представленному отзыву, истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её родители лишены родительских прав, с 16.09.2014 установлен факт невозможности проживания Дударовой К.А. в ранее занимаемом ею жилом помещении, расположенном по адресу: ..., она состоит в списке лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. АМО «Беломорский муниципальный район» в 2018 году было проведено 8 электронных аукционов на приобретение жилья для детей-сирот на сумму 5741500 руб. На 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов бюджет МО «Беломорский муниципальный район» распределено из средств республиканского бюджета 5167000 руб. В 2019 году аукционов на приобретение жилья проведено не было. Исковые требования считают подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав истца, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, родителями Дударовой К.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, являются: мать – З., ХХ.ХХ.ХХ г.р., отец – Д., ХХ.ХХ.ХХ г.р. <данные изъяты>
Также установлено, что родители Дударовой К.А. мать З. и отец Д. лишены родительских прав ХХ.ХХ.ХХ
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от 17.08.2010 №752 установлена опека над несовершеннолетней Дударовой К.А., опекуном назначена Д.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от 05.05.2014 №621 установлено попечительство над несовершеннолетней Дударовой К.А., попечителем назначена Д.
Дударова К.А. зарегистрирована по адресу: ... с 23.11.1999 по настоящее время, что подтверждается сведениями, представленными МП ОМВД России по Беломорскому району от 24.12.2018, сведениями о регистрации МКУ «Управление по строительству и ЖКХ» МО «Беломорский муниципальный район» от 27.12.2018, копией поквартирной карточки.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от 16.09.2014 №1357 установлен факт невозможности проживания Дударовой К.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ....
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия №331-П от 07.10.2016 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором значится Дударова К.А.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картграфии от 26.12.2018 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Дударовой К.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения.
По сообщению ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 25.12.2018 №4274, по архивным данным сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на Дударову К.А. не имеется.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до 01.01.2013г., предусматривал предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК " О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (на территории Республики Карелия – Правительством Республики Карелия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным выше по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
26.06.2007г. Решением № 83 Х сессии XXV созыва Совета МО «Беломорский муниципальный район» «О внесении изменений в решение Совета №125 от 29.09.2005 XXI сессии XXIY созыва «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» изменена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма и составила 18 кв.м. жилой площади на одного члена семьи.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, учитывая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, суд считает, что требование Дударовой К.А. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Дударовой К.А. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» предоставить Дударовой К.А. за счет субвенций, предоставляемых бюджету Беломорского муниципального района из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2019 года