№2а-1988/16-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2016 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к Дорошиной С. А. о взыскании обязательных платежей и пени,
у с т а н о в и л:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Дорошиной С. А. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что административный ответчик по сведениям ГУП РГЦ «Недвижимость» является собственником объекта недвижимости находящимся по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ ИФНС по г.Петрозаводску в адрес ответчика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты налога на имущество за 2011, 2012,2013 года и о возврате налога на доходы физических лиц за 2012, 2013г.г., излишне перечисленные ответчице по результатам КНП деклараций, в связи с неоплатой выставлено требование об уплате налогов и пени, которое ответчиком оставлено без внимания. Указанные суммы налогоплательщиком до настоящего времени не выплачены, в связи с чем истец просит взыскать их в судебном порядке.
Представитель административного истца Соломонова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, уточнила требования в части взыскания пеней, указала, что в просительной части административного иска упущены пени, в размере 1253 руб. 29 коп. по НДФЛ за 2012, 2013 г.г., просят их также взыскать с ответчицы, пояснила, что пени по НДФЛ за 2012, 2013 г.г. начислены ответчице с 10.11.2014 по 29.05.2015, по тем основаниям, что 05.11.2014 было вынесено решение о возврате переплаты налогоплательщику №17482 от 05.11.2014 по заявлению Дорошиной С.А., пять дней на получение данного решения и с 10.11.2014г. начисляются пени, так как данная сумма неправомерно была предъявлена к возврату налогоплательщиком.
Административный ответчик Дорошина С.А. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в судебном заседании пояснял, что с требованиями Инспекции согласна частично, готова оплатить налог на имущество за 2011-2013 г.г. и пени, не согласна с возвратом налога на доходы физических лиц за 2012, 2013г.г., излишне перечисленные ответчице по результатам КНП деклараций. В отзыве на иск указывает, что в 2012 году в Межрайонную ИФНС №9 по РК (по прописке) была представлена декларация за 2011 г. по налогу на доходы физических лиц (форма 3- ндфл), в которой был заявлен имущественный налоговый вычет на имущество (квартиру <адрес>), приобретённое с рассрочкой платежа (в декларации были заявлены расходы фактически понесенные в 2011 год согласно договора и платежным документам на сумму 320711,57 руб.). Декларация за 2012 г., была представлена в ИФНС по г.Петрозаводску (в связи со сменой места жительства) в 2013 году, в которой был заявлен имущественный вычет сумма 208184,76 на расходы понесенные в 2012 г. по этой же квартире, приобретенной с рассрочкой платежа. Считает, что обращение за имущественным налоговым вычетом в нескольких налоговых периодах в случае оплаты одного и тоже приобретенного объекта недвижимости в рассрочку не является обращением за его повторным предоставлением, а по смыслу статьи 220 Кодекса аналогично переносу на будущие периоды остатка неиспользованного налогового вычета.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
По сведениям ГУП РГЦ «Недвижимость», представленным в ИФНС России по г. Петрозаводске- Дорошина С. А. в 2011-2013 г.г. являлась собственником объекта недвижимости, находящимся по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в редакции от 28.11.2009 г. № 283 ФЗ) (далее - Закон) объектами налогообложения признаются жилые дома, квартира, комната, дача, гараж, иные строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности, а плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
На основании п.2 ст.5 Закона, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Инвентаризационной стоимость имущества рассчитывается путем умножения базовой оценки 1969 г. на коэффициент удорожания, утвержденный в соответствующем году на территории Республики Карелия Постановлением Правительства Республики Карелия.
Согласно п.1 ст.36 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Решением Петрозаводского городского совета 8 сессии 14 созыва от 2 октября 2001 года № XXIV/XIII-253 ставки налога на строения установлены в следующих размерах: до 300 тыс. рублей – 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3%, свыше 500 тыс. рублей - 1,5%.
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения стоимости имущества на долю в праве собственности и на ставку налога, с учетом льгот и количества месяцев владения.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, суд приходит к выводу, что направленное требование об уплате налогов и пеней является первой стадией процедуры принудительного взыскания задолженности, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом.
При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу заявление о взыскании задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законом платежей.
Общий срок, в течение которого налоговый орган имеет законную возможность на взыскание недоимок по налогам, сборам, пени и штрафам, равен сумме срока на выставление требования (3 месяцев), количества дней на добровольное исполнение требования и срока на обращение в суд (6 месяцев).
Судом установлено, что по состоянию на 23.11.2014 за ответчиком числится задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с чем, Инспекцией в адрес ответчика было направлено требование №59276 и предложено уплатить в срок до 23.01.2015 сумму налога на имущество физических лиц за 2011-2013г. в размере 141,45 рублей, пени в размере 0,70 рублей.
Расчет подлежащих ко взысканию сумм произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным.
Также судом установлено:
07.07.2014 Дорошина С. А. представила в Инспекцию ФНС России по г. Петрозаводску декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 с целью получения имущественного вычета в размере 528 896,33 руб., стандартного налогового вычета в размере 16 800 руб., социальный налоговый вычет в размере 76 800 руб. в связи с произведенными расходами на приобретение 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета по данным налогоплательщика 21 218 руб. (из них 9 050 руб. - вычет на строительство или приобретение объекта).
А так же 07.07.2014 была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 с целью получения имущественного вычета в размере 737 906,83 руб., стандартного налогового вычета в размере 16 800 руб., социальный налоговый вычет в размере 16 335 руб. в связи с произведенными расходами на приобретение 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета по данным налогоплательщика 17 931 руб. (из них 13 623 руб. - вычет на строительство или приобретение объекта).
28.10.2014 в налоговый орган было подано заявление о возврате НДФЛ за 2012 и 2013. В заявлении Дорошиной С.А. отражена сумма к возврату в размере 39 149,00 руб.
Решением № 17482 от 05.11.2014 в полном объеме произведен возврат налога в сумме - 39149,00 руб.
28.10.2014 налогоплательщиком в налоговый орган были представлены корректирующие налоговые декларации за 2012 г., 2013 г., согласно которым были внесены изменения в форму заполнения деклараций, эти изменения не отразились на ранее заявленных суммах имущественных и других вычетов.
В ходе камеральной налоговой проверки уточненной декларации № 1 по налогу на доходы физически лиц (далее - НДФЛ) за 2012, установлено, что Дорошиной С. А. был предоставлен имущественный налоговый вычет за 2011 в размере 320 711,57 руб. на основании налоговой декларации от 25.01.2012 рег. № 6283954. Сумма переходящего остатка составила 0, 00 руб. (Информация предоставлена Межрайонной инспекцией ФНС №9 - по прежнему месту жительства налогоплательщика).
Так как имущественный налоговый вычет ранее Дорошиной С.А. был предоставлен на основании договора купли - продажи № 143-11ЗП/12,5 от 15.03.2011 и предоставленных платежных документов по указанному договору за 2011 повторный вычет не допускается.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 220 НК (в редакции действовавшей до 1 января 2014 г.) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 руб., в частности, на новое строительство либо приобретение на территории РФ квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
В соответствии с абз. 24 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам.
Абзацем 27 пп 2 п.1 ст. 220 НК определено, что повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается.
Возможность корректировки размера заявленного и полученного имущественного налогового вычета, в том числе в связи с ежегодной уплатой предоставленной рассрочки, пп2 п1 ст. 220 НК (в редакции действовавшей до 1 января 2014 г.) не предусмотрена.
По результатам камеральной налоговой проверки 07.04.2015 Инспекцией в отношении Дорошиной С.А. вынесено решение № № 3.2-23/164, которым было отказано в привлечении к ответственности по п.1 ст.109 НК РФ, предоставлении имущественного вычета в связи с произведенными расходами на приобретение квартиры, произведенными в 2012 г. в сумме 528 896,33 руб., и возврата из бюджета НДФЛ в сумме 9 050 руб., подтверждено право на социальный налоговый вычет в размере 76 800 руб. и стандартный налоговый вычет в сумме 16 800 руб., а так же возврат из бюджета в сумме 12 168,00 руб., решением 3.2-23/165 от 07.04.2015, было отказано в привлечении к ответственности по п.1 ст.109 НК РФ, предоставлении имущественного вычета в связи с произведенными расходами на приобретение квартиры, произведенными в 2013 в сумме 737 906.83 руб., и возврата из бюджета НДФЛ в сумме 13 623 руб., подтверждено право на социальный налоговый вычет в размере 16 335 руб. и стандартный налоговый вычет в сумме 16 800 руб., а так же возврат из бюджета в сумме 4 307,55 руб.
Факты, изложенные в актах № 3.2-21/518 (за 2012 г.) и № 3.2-21/519 (за 2013 г.) налоговой проверки, налогоплательщиком не опровергались, возражения в установленный законодательством срок не представлены. Также вынесенные решения по результатам КНП в порядке ст. 137-138 НК РФ не обжаловались и не были признаны судом недействительными.
Порядок взыскания и возврата НДФЛ определен положениями ст. 231 НК РФ.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ данный порядок уточнен и согласуется с положениями ст. 78 НК РФ, регулирующими общий порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.
В связи с неправомерным возвратом суммы налога, Инспекцией в адрес Дорошиной С.А. было направлено требование №2200, № 2201 от 29.05.2015 об плате налога в сумме 13 623,00 руб. и 9050,00 руб. Срок исполнения требования до 13.07.2015.
В пункте 2 статьи 48 НК РФ указано, что заявление о взыскании налога с физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Требования направленны и вручены налогоплательщику в порядке и сроки, установленные в ст.52, ст.70 и ст.363 НК РФ.
Требования налогового органа не исполнены, сумма, излишне возвращенная налогоплательщику по результатам КНП деклараций за 2012 г., 2013 г., (решение № 3.2-23/165 07.04.2015 г. и решение № 3.2-23/164 от 07.04.2015 г.) в настоящее время Дорошиной С.А. в бюджет не уплачена и не перечислена.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с чем, налоговым органом было выставлено требование № 754 от 29.05.2015 об уплате пеней на сумму 1253,29 руб. за период с 10.11.2014 по 29.05.2015.
Однако суд с данным расчетом Инспекции согласиться не может.
Согласно п.9 ст.101 НК РФ решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Решения №3.2-23/164, 3.2-23/165 были вынесены Инспекцией 07.04.2015г., согласно списку внутренних почтовых отправлений, решения в адрес Дорошиной С.А. направлены 10.04.2015, таким образом, правомерным будет начисление пеней с 16.04.2015.
В связи с чем, период начисления пеней будет с 16.04.2015 по 29.05.2015 (число дней просрочки 44).
Излишне перечисленная сумма за 2012, 2013 г.г.: 13623+9050= 22673х 0,000275 (ставка) х 44 (дня просрочки)= 274 руб. 35 коп. пени, подлежащие взысканию с ответчицы.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки в заявленном размере и частично пени, административный иск подлежит удовлетворению в части.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Дорошиной С. А. проживающей по адресу: <адрес> в доход бюджета:
- недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2012, 2013 г.г., излишне перечисленную по результатам камеральной налоговой проверке деклараций за 2012 год- 9050 руб., за 2013г.- 13623 руб.
- пени за несвоевременную уплату недоимки в размере 274 руб. 35 коп.;
- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013 г.г. в размере 141 руб. 45 коп., пени в размере 0, 70 руб., всего сумму недоимки в размере 23089,50 руб.
Взыскать с Дорошиной С. А. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 892 руб. 69 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 28.04.2016