Дело № 2а-4410/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Садчиковой У.А.,
с участием представителя административного истца ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа Кулинченко М.С., действующей на основании доверенности от 20.06.2018 года № 05-31/17773 и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика – Переславцевой О.В., действующей на основании доверенности от 16.07.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
заинтересованного лица – Кузеванова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа к Александровой Елене Алексеевне о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с исковым заявлением к Александровой Елене Алексеевне о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2015 г., 2016 г., в размере 804 202 руб., пени в размере 447,25 руб., а всего 804 649,25 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что ответчик является плательщиком земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений.
Александрова Е.А. обязана была заплатить налоги согласно налоговому уведомлению за 2016 год в срок до 01.12.2017 г. Расчет налогов приведен в налоговых уведомлениях.
В установленный законом срок обязанность по уплате налогов за 2016 г. Александрова Е.А. не исполнила, в связи с чем, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила ответчику пени и, руководствуясь ст.ст. 69,70 НК РФ выставила требования об уплате налогов от 19.12.2014 г. №61176, от 11.12.2017 г. №11707, от 036.11.2015 г. №74169 в сумме 804 649,25 руб.
Определением от 16 марта 2018 г. мировым судьей судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области был отменен судебный приказ от 09 февраля 2018 г. (л.д. 5-6).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17.07.2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кузеванов А.Л. (л.д. 55).
11 сентября 2018 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области (л.д. 98).
18 сентября 2018 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области (л.д. 97).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 июля 2018 года принят отказ ИНФС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от административного искового заявления о взыскании задолженности по земельному налогу в части взыскания задолженности по налогу в сумме 49 руб., задолженности по пени в сумме 4,99 руб. Производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 52-53).
25 сентября 2018 года Коминтерновским районным судом г. Воронежа принят отказ ИНФС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от административного искового заявления о взыскании задолженности по земельному налогу в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2015 г., 2016 г. в сумме 621 руб. Производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 129-131).
В судебном заседании представитель ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Кулинченко М.С., действующая на основании доверенности от 20.06.18 года № 05-31/17773 и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 123,124) заявленные требования поддержала, представлены письменные пояснения относительно заявленных требований (л.д. 73-76).
Административный ответчик Александрова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке (л.д. 108), о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика – Переславцева О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 43) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 44) в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Заинтересованное лицо – Кузеванов А.Л. против удовлетворения исковых требований возражал.
Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке (л.д. 110), представитель в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.
Суд, заслушав представителей сторон, заинтересованное лицо, исследовав представленные по делу письменные доказательства, изучив дело №2а – 209/2018 по заявлению ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Александровой Е.А. о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы, которая определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (п. 11).
Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность по исчислению налога и направлению налогоплательщику налогового уведомления на основании поступивших в электронном виде сведений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Александровой Е.А. принадлежала ? доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) (л.д.12,37).
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в адрес Александровой Е.А. направлено налоговое уведомление №80475320 от 18.10.2017 г., согласно которому административному ответчику начислена сумма земельного налога за 2015 г. (1/2 доля в праве) в сумме 402 052 руб., за 2016 г. (1/2 доля в праве) в размере 402 052 руб., а всего 804 104 руб. Сумма налога начислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка 53 606 999 (л.д. 11).
Поскольку Александровой Е.А. не выполнена обязанность по уплате налога в установленный срок, ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа выставлено требование №11707 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 декабря 2017 года, согласно которому за административным ответчиком числилась общая задолженность в сумме 804 674,99 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 804 202 руб. (л.д. 21).
Поскольку требование об уплате налога Александровой Е.А. исполнено не было, ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Александровой Е.А. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, в границах городских поселений.
09 февраля 2018 года мировым судьей судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ о взыскании с Александровой Е.А. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, в границах городских поселений в размере 804 202 руб., пени в размере 447,25 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области судебный приказ от 09.02.2018 г. отменен (л.д. 40).
В обоснование своих возражений относительно заявленных требований, административный ответчик ссылается на то обстоятельство, что кадастровая стоимость, из которой исчислен земельный налог, налоговым органом применена неверно.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Воронежской области от 21.09.2018 г. сведения о земельном участке, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер (№)) с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» внесены в ЕГРН 21.01.2008 г. на основании постановления администрации Рамонского района Воронежской области №548 от 14.12.1992 г.
На 02.12.2011 г. кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляла 32 364,51 руб. с учетом вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования»
17.04.2014 г. в орган регистрации прав поступило заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№)
29.04.2014 г. был осуществлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости с вышеуказанным кадастровым номером в части изменения вида разрешенного использования с «сельскохозяйственного использования» на «магазин товаров первой необходимости, универсам» в результате чего кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 31 410 018,28 руб., дата внесения 29.04.2014 г.
В рамках проведения государственной кадастровой оценки, в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Воронежской области от 11.12.2015 г. №970, в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной 44 644,50 руб. Дата внесения сведений – 29.12.2015 г.
15.08.2017 г. в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 36:34:0201082:45 внесены изменения по результатам исправления технической ошибки в части кадастровой стоимости, в результате чего кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 53 606 999,12 руб. (л.д. 115-116).
Указанные сведения также подтверждаются актами определения кадастровой стоимости (л.д. 117-119), информацией Управления Росреестра (л.д. 65-68, 120).
Таким образом, в процессе рассмотрения настоящего дела достоверно установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№), в размере 31 410 018,28 руб. по состоянию на 01.01.2015 г. является актуальной.
В соответствии со статьей 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты Воронежской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если действующим законодательством или самими нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. №970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Воронежской области» опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 14.12.2015, и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2015, в соответствии с требованиями статьи 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации".
В целях обеспечения внесения в государственный кадастр недвижимости утвержденных результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены в орган кадастрового учета указанные сведения в рамках информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, определенного ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области были внесены 29.12.2015 года.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки имеют особенности действия во времени.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), вышеуказанный нормативный правовой акт действует во времени с момента вступления в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закон" от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в той части, в какой нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, постановление правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области", опубликованное 14.12.2015 года, вступило в силу, и для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2017 года.
Исходя из изложенного, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, а именно на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, за 2015 г., 2016 г. должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости в размере 31 410 018,28 руб.
В связи с установленными обстоятельствами, с Александровой Е.А. подлежит взысканию земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015 год в размере 235 575,14 руб. ((31 410 018,28 : 2) х 1,5%), за 2016 год в размере 235 575,14 руб. ((31 410 018,28 : 2) х 1,5%), а всего за 2015 г., 2016 г. - 471 150, 27 руб.
Суд учитывает оплату, произведенную истцом в размере 670 рублей (л.д. 32, 36), таким образом, с Александровой Е.А. полежит взысканию земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015 г., 2016 г. в размере 470 480,28 руб. (471 150,27 – 670).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).
Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Административным истцом заявлены требования о взыскании пени в размере 447,25 руб. за период с 09.12.2017 г. по 10.12.2017 г. за 2 дня просрочки (л.д. 23).
Поскольку налог подлежит исчислению из кадастровой стоимости земельного участка в размере 31 410 018,28 руб., таким образом, сумма пени подлежащей взысканию составит 259,13 руб. ((235 575,14 х 2 х 8,25%:300)х2)).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Александровой Е.А. составит 7 907 рублей 39 коп. (470 480,28 руб. (налог) + 259,13 (пени) = (470 739,40 – 200 000) х 1% + 5200).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Александровой Елене Алексеевне о взыскании задолженности по земельному налогу удовлетворить частично.
Взыскать с Александровой Елены Алексеевны в доход бюджета –задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015, 2016 г. в сумме 470 480,28 руб., пени по налогу в размере 259,13 руб., а всего 470 739,40 руб.
Взыскать с Александровой Елены Алексеевны государственную пошлину в доход бюджета в размере 7 907 руб. 39 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курындина Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2018 г.
Дело № 2а-4410/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Садчиковой У.А.,
с участием представителя административного истца ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа Кулинченко М.С., действующей на основании доверенности от 20.06.2018 года № 05-31/17773 и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика – Переславцевой О.В., действующей на основании доверенности от 16.07.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
заинтересованного лица – Кузеванова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа к Александровой Елене Алексеевне о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с исковым заявлением к Александровой Елене Алексеевне о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2015 г., 2016 г., в размере 804 202 руб., пени в размере 447,25 руб., а всего 804 649,25 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что ответчик является плательщиком земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений.
Александрова Е.А. обязана была заплатить налоги согласно налоговому уведомлению за 2016 год в срок до 01.12.2017 г. Расчет налогов приведен в налоговых уведомлениях.
В установленный законом срок обязанность по уплате налогов за 2016 г. Александрова Е.А. не исполнила, в связи с чем, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила ответчику пени и, руководствуясь ст.ст. 69,70 НК РФ выставила требования об уплате налогов от 19.12.2014 г. №61176, от 11.12.2017 г. №11707, от 036.11.2015 г. №74169 в сумме 804 649,25 руб.
Определением от 16 марта 2018 г. мировым судьей судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области был отменен судебный приказ от 09 февраля 2018 г. (л.д. 5-6).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17.07.2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кузеванов А.Л. (л.д. 55).
11 сентября 2018 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области (л.д. 98).
18 сентября 2018 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области (л.д. 97).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 июля 2018 года принят отказ ИНФС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от административного искового заявления о взыскании задолженности по земельному налогу в части взыскания задолженности по налогу в сумме 49 руб., задолженности по пени в сумме 4,99 руб. Производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 52-53).
25 сентября 2018 года Коминтерновским районным судом г. Воронежа принят отказ ИНФС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от административного искового заявления о взыскании задолженности по земельному налогу в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2015 г., 2016 г. в сумме 621 руб. Производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 129-131).
В судебном заседании представитель ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Кулинченко М.С., действующая на основании доверенности от 20.06.18 года № 05-31/17773 и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 123,124) заявленные требования поддержала, представлены письменные пояснения относительно заявленных требований (л.д. 73-76).
Административный ответчик Александрова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке (л.д. 108), о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика – Переславцева О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 43) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 44) в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Заинтересованное лицо – Кузеванов А.Л. против удовлетворения исковых требований возражал.
Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке (л.д. 110), представитель в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.
Суд, заслушав представителей сторон, заинтересованное лицо, исследовав представленные по делу письменные доказательства, изучив дело №2а – 209/2018 по заявлению ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Александровой Е.А. о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы, которая определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (п. 11).
Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность по исчислению налога и направлению налогоплательщику налогового уведомления на основании поступивших в электронном виде сведений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Александровой Е.А. принадлежала ? доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) (л.д.12,37).
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в адрес Александровой Е.А. направлено налоговое уведомление №80475320 от 18.10.2017 г., согласно которому административному ответчику начислена сумма земельного налога за 2015 г. (1/2 доля в праве) в сумме 402 052 руб., за 2016 г. (1/2 доля в праве) в размере 402 052 руб., а всего 804 104 руб. Сумма налога начислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка 53 606 999 (л.д. 11).
Поскольку Александровой Е.А. не выполнена обязанность по уплате налога в установленный срок, ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа выставлено требование №11707 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 декабря 2017 года, согласно которому за административным ответчиком числилась общая задолженность в сумме 804 674,99 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 804 202 руб. (л.д. 21).
Поскольку требование об уплате налога Александровой Е.А. исполнено не было, ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Александровой Е.А. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, в границах городских поселений.
09 февраля 2018 года мировым судьей судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ о взыскании с Александровой Е.А. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, в границах городских поселений в размере 804 202 руб., пени в размере 447,25 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области судебный приказ от 09.02.2018 г. отменен (л.д. 40).
В обоснование своих возражений относительно заявленных требований, административный ответчик ссылается на то обстоятельство, что кадастровая стоимость, из которой исчислен земельный налог, налоговым органом применена неверно.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Воронежской области от 21.09.2018 г. сведения о земельном участке, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер (№)) с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» внесены в ЕГРН 21.01.2008 г. на основании постановления администрации Рамонского района Воронежской области №548 от 14.12.1992 г.
На 02.12.2011 г. кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляла 32 364,51 руб. с учетом вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования»
17.04.2014 г. в орган регистрации прав поступило заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№)
29.04.2014 г. был осуществлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости с вышеуказанным кадастровым номером в части изменения вида разрешенного использования с «сельскохозяйственного использования» на «магазин товаров первой необходимости, универсам» в результате чего кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 31 410 018,28 руб., дата внесения 29.04.2014 г.
В рамках проведения государственной кадастровой оценки, в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Воронежской области от 11.12.2015 г. №970, в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной 44 644,50 руб. Дата внесения сведений – 29.12.2015 г.
15.08.2017 г. в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 36:34:0201082:45 внесены изменения по результатам исправления технической ошибки в части кадастровой стоимости, в результате чего кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 53 606 999,12 руб. (л.д. 115-116).
Указанные сведения также подтверждаются актами определения кадастровой стоимости (л.д. 117-119), информацией Управления Росреестра (л.д. 65-68, 120).
Таким образом, в процессе рассмотрения настоящего дела достоверно установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№), в размере 31 410 018,28 руб. по состоянию на 01.01.2015 г. является актуальной.
В соответствии со статьей 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты Воронежской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если действующим законодательством или самими нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. №970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Воронежской области» опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 14.12.2015, и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2015, в соответствии с требованиями статьи 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации".
В целях обеспечения внесения в государственный кадастр недвижимости утвержденных результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены в орган кадастрового учета указанные сведения в рамках информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, определенного ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области были внесены 29.12.2015 года.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки имеют особенности действия во времени.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), вышеуказанный нормативный правовой акт действует во времени с момента вступления в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закон" от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в той части, в какой нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, постановление правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области", опубликованное 14.12.2015 года, вступило в силу, и для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2017 года.
Исходя из изложенного, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, а именно на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, за 2015 г., 2016 г. должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости в размере 31 410 018,28 руб.
В связи с установленными обстоятельствами, с Александровой Е.А. подлежит взысканию земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015 год в размере 235 575,14 руб. ((31 410 018,28 : 2) х 1,5%), за 2016 год в размере 235 575,14 руб. ((31 410 018,28 : 2) х 1,5%), а всего за 2015 г., 2016 г. - 471 150, 27 руб.
Суд учитывает оплату, произведенную истцом в размере 670 рублей (л.д. 32, 36), таким образом, с Александровой Е.А. полежит взысканию земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015 г., 2016 г. в размере 470 480,28 руб. (471 150,27 – 670).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).
Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Административным истцом заявлены требования о взыскании пени в размере 447,25 руб. за период с 09.12.2017 г. по 10.12.2017 г. за 2 дня просрочки (л.д. 23).
Поскольку налог подлежит исчислению из кадастровой стоимости земельного участка в размере 31 410 018,28 руб., таким образом, сумма пени подлежащей взысканию составит 259,13 руб. ((235 575,14 х 2 х 8,25%:300)х2)).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Александровой Е.А. составит 7 907 рублей 39 коп. (470 480,28 руб. (налог) + 259,13 (пени) = (470 739,40 – 200 000) х 1% + 5200).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Александровой Елене Алексеевне о взыскании задолженности по земельному налогу удовлетворить частично.
Взыскать с Александровой Елены Алексеевны в доход бюджета –задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015, 2016 г. в сумме 470 480,28 руб., пени по налогу в размере 259,13 руб., а всего 470 739,40 руб.
Взыскать с Александровой Елены Алексеевны государственную пошлину в доход бюджета в размере 7 907 руб. 39 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курындина Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2018 г.