24RS0032-01-2020-003586-10
№5-728/20
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Красноярск 08 октября 2020г.
Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Иноземцева Е.А. ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении Индивидуального предпринимателя Гончарова ВВ,
УСТАНОВИЛ:
В Ленинский районный суд г.Красноярска 07.10.2020г. в 17час. 50 мин. поступило на основании определения о передачи дела об административном правонарушении от 07.10.2020г. гл.специалиста гос.инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края постановление Прокурора Ленинского района г. Красноярска от 11.09.2020г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ИП Гончарова В.В. с приложенными к нему материалами.
Согласно указанного постановления от 11.09.2020г. прокуратурой Ленинского района г. Красноярска 20.07.2020г. проведена проверка соблюдения требований законодательства об атмосферном воздухе ИП Гончаровым В.В., которой установлено, что последний осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу г. Красноярк ул. Парковая, 20 (банный комплекс «Кедровый берег»). На земельном участке ул. Парковой, 20 расположен комплекс временных объектов «Спортивно-оздоровительный комплекс», всего расположено 6 временных, деревянных сооружений с 11 источниками выдровое (котел и десять печей). Данные сооружения предоставлены ИП Гончарову В.В. ООО «Север» по договору аренды временного сооружения от 15.06.2020г., сроком на 11 месяцев. Указанные помещения отапливаются печами, расположенными в указанных временных сооружениях. В качестве топлива используются дрова. Печи функционируют, используются ИП Гончаровым В.В. в настоящее время. Свидетельством о постановке на государственный учет спорного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от 2020-03-02 ООО «Север» присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 04-0224-003385-п, III категории. По информации, указанной в реестре, объекты осуществляют выброс вредных загрязняющих веществ от I до IV класса опасности в атмосферный воздух. Согласно отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ООО «Север» от 25.02.2020г. в отношении объекта - спортивно-оздоровительный комплекс «Кедровый берег», в процессе деятельности в атмосферу выбрасываются: 2902 Взвешенные вещества III 0,0150000000000,001350000000301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) III 0,008841000000 0,000829800000 337 Углерод оксид IV 0,200704000000 0,018063400000 703 Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен)I 0,000000200000 0,000000014500 304 Азот(II) оксид (Азота оксид) III 0,001437000000 0,000134800000. В соответствии с методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30т пара в час или менее 20Гкал в час, утвержденной председателем государственного комитета по охране окружающей среды в 09.07.1999г. от сжигания угля или древесного топлива образуются: оксиды азота (оксид и диоксид азота), диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, твердые частицы. Вещества, образующиеся при сжигании угля или древесного топлива в котлах производительностью менее 30т пара в час или менее 20Гкал в час, а именно: диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, твердые частицы включены в Перечень загрязняющих веществ в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжение правительства РФ от 08.07.2015г. №131 б-р. Согласно расписанию работы Спортивно-оздоровительного комплекса Кедровый берег, график работы комплекса с 10:00 до 24:00, работа источников и выбросы в атмосферу составляют более 12 час. в сутки без выходных. В радиусе 50м располагаются жилые дома с постоянным проживанием граждан. ИП Гончаровым В.В. осуществляются выбросы (загрязняющих) веществ в атмосферу, 1 класс опасности, расположение источников находится вблизи жилого массива. Учитывая график работы комплекса, деятельность ИП Гончарова В.В. может непосредственно привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде. ИП Гончаров В.В. осуществляет производственную сдельность, в процессе которой использует источники негативного воздействия на атмосферный воздух (печи). В процессе хозяйственной дельности ИП Гончаров В.В. осуществляется выброс вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от дымовых труб печей. В рамках выездной проверки установлено, в нарушение требований действующего законодательства, ИП Гончаровым В.В. допущено осуществление эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в отсутствие ГОУ. Очистка и обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не осуществляется, учитывая, что источники негативного воздействия ул. Парковая, 20 г. Красноярска эксплуатирует ИП Гончаров В.В., в его действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, горные могут привести к его загрязнению.
Изучив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ИП Гончарова В.В. с приложенными к нему материалами, прихожу к выводу о его возврате, по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела должна быть проверена правильность составления протокола об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица. Привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно п.10 ч.1 ст.27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: временный запрет деятельности.
Согласно ч.1. 2, 4 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
Указанные в ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.
Примечание. При наличии предусмотренного ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол. Сведения, которые должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения. Частью 2 ст. 28.4 КоАП РФ установлено, что в случае возбуждения дела об административном правонарушении прокурором, выносится постановление, которое также должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу деяние.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Согласно ч.1, 2. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Согласно ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости может быть вынесено, в том числе определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При поступлении указанного административного материала в суд представлено: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.09.2020г., с сопроводительным письмом прокурора от 14.09.2020г. о передаче дела на рассмотрение Министру экологии и рационального пользования Красноярского края (вх. от 16.09.2020); копия объяснений ИП Гончарова В.В. от 27.07.2020г., с копией его паспорта; договор аренды временного сооружения от 15.06.2020г., уведомление о постановке на учет физ.лица ИФНС, выписка из ЕГРИП, договор на передачу конструкторской документации со спецификацией от 24.07.2020г., уведомление от ООО «Север» к ООО «Титан химмаш инжиниринг» от 11.05.2020г., реестр ПТО УОНВОС, ответ ИП Гончарова В.В. прокурору Ленинского района г.Красноярска от 28.07.2020г. (вх.28.08.2020г.), заявление в министерство экологии от 27.08.2020г. ООО «Север», перечень мероприятий по уменьшению выбросов, пояснительная записка ООО «Север» (25л), программа экологического контроля ООО «Север» от 04.05.2020г. (49л), приказ от 15.07.2020г., договор на создание конструкторской документации со спецификацией от 24.07.2020г.; сопроводительная Министерства экологии и рационального пользования Красноярского края от 03.08.2020г. (вх. от 13.08.2020), справка от 28.07.2020г.; определение о передаче дела по подведомственности от 07.10.2020г. и протокол временного запрета деятельности № от 07.10.2020г. в отношении ИП Гончарова В.В.
При этом ранее в Ленинский районный суд г. Красноярска 31.08.2020г. уже поступало административное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ИП Гончарова В.В. по аналогичным обстоятельствам прокурорской проверки 20.07.2020г. по адресу г. Красноярк ул. Парковая, 20 (банный комплекс «Кедровый берег») (№5-631/2020), согласно копии материала имеется постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.07.2020г., с сопроводительным письмом прокурора от 31.07.2020г. о передаче дела на рассмотрение Министру экологии и рационального пользования Красноярского края (вх. от 10.08.2020), с уведомлением ИП Гончарова В.В. о явке в прокуратуру для решения вопроса о привлечении к административной ответственности ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ на 31.07.2020г., ходатайство ИП Гончарова В.В. от 31.08.2020г., определение о передаче дела по подведомственности от 31.08.2020г. и протокол временного запрета деятельности № от 31.08.2020г. в отношении ИП Гончарова В.В. По делу (№5-631/20200 вынесено 31.08.2020г. определение о возврате его прокурору Ленинского района г.Красноярска для устранения недостатков, не позволяющих его принять к производству суда и принять итоговое решение.
Т.е. при поступлении административного дела в отношении ИП Гончарова В.В. 07.10.2020г. в материалах отсутствуют вышеперечисленные документы, т.е. полностью удалена информация, что дело было возбуждено 31.07.2020г. и возвращалась для устранения недостатков, согласно анализа определения Ленинского районного суда г. Красноярска от 31.08.2020г. указанные в нем недостатки не устранены.
Согласно ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ, установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
По смыслу закона, необходимым условием для вывода о наличии в действиях лица состава административного правонарушения является доказанность фактов выброса в атмосферный воздух газов, вредных веществ при нарушении правил эксплуатации либо неиспользовании сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Из дела следует, что правонарушение выявлено в ходе проверки от 20.07.2020г. проведенной прокуратурой без привлечения каких либо специалистов, ни каких актов, протоколов осмотра прокуратурой Ленинского района г.Красноярска по результатам проверки от 20.07.2020г. не составлено (не приобщено к материалам административного дела, ни при направлении дела в суд в первый раз, ни во второй раз). Представляется справка от 28.07.2020г. специалиста министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, который ссылается, что участвовал при проверки проводимой прокуратурой Ленинского района, но данную справку подписывает единолично. Ни какого совместного документа не принято, в т.ч. с данной справкой не знакомят ИП Гончарова В.В.
Ни какого процессуального документа о проведении административного расследования не выносилось, в связи, с чем нарушена норма ст. 28.5 КоАП РФ, о сроках составления постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях, а с учетом противоречивых доказательств, какую именно дату считать датой возбуждения дела об административном правонарушении.
Имеется два протокола временного запрета деятельности Министру экологии и рационального пользования Красноярского края за одинаковыми номерами №1 от 31.08.2020г. и от 07.10.2020г. в отношении ИП Гончарова В.В., не отражено, на какие сроки приостанавливалась деятельность от 31.08.2020г. и когда запрет был отменен, ни какого процессуального документа не представлено.
Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.
ИП Гончаров В.В. представляет отчет по инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ, утвержденный директором ОО «Север» - Бархатовым Н.Н. от 20.02.2020г., где отражено, что с учетом территориального расположения спортивно-оздоровительного комплекса на берегу р. Енисей, рассеивания и ветра, отсутствует загрязнение воздуха и вред минимальный, на чем основывает свои возражение лицо, привлекаемое к административной ответственности, ни чем не опровергнуто.
Как видно из представленных материалов дела исследование выбросов по адресу г. Красноярк ул. Парковая, 20 (банный комплекс «Кедровый берег») в период деятельности ИП Гончарова В.В. с 15.06.2020г. по настоящее время не производилось, в т.ч. на предмет наличия вредных примесей. Содержащийся в постановлении прокурора вывод о наличии таких примесей является предположением, которое объективно не подтверждено, представлен их теоритических рассуждений и данных по ООО «Север».
Ни каких доказательств даты фактического осмотра объекта суду не представлено (в т.ч. и ссылка на работу 12 час. каждый день), дата проверки 20.07.2020г., фигурирующая в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, как дата выявления административного правонарушения ни чем не подтверждена, ни фото-видеоматериалы, объяснения каких либо лиц (пользователей услуг комплекса, работников, служб пожарного или иного ведомственного надзора и т.д.) которые бы фиксировали наличие работу котла и 11 печей, факт сжигания в ней топлива, характер этого топлива к делу не приобщены.
Согласно ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст.28.2 КоАП ПФ, к содержанию протокола об административном правонарушении и соответственно к содержанию постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
При производстве по делу, допущены существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, на стадии подготовки дела к рассмотрению подлежат возвращению прокурору Ленинского района г. Красноярска для устранения допущенных недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить прокурору Ленинского района г. Красноярска постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ИП Гончарова ВВ с приложенными к нему материалами, для устранения недостатков.
Судья Е.А. Иноземцева