РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2012г. г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И.,
при секретаре Рженевой К.А.,
с участием помощника Иркутского транспортного прокурора Вяткина А.А., действующего на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица на стороне истца- Прибайкальского управления Ростехнадзора Муравьевой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ОАО «РЖД»- Яроцкой Н.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ООО «Иркутск-Терминал» -Хромцова М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1798/2012 по иску Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности зарегистрировать участок транспортирования опасных веществ – подъездной железнодорожный путь необщего пользования «<данные изъяты>» станции Иркутск-сортировочный (инвентарный номер №), входящий в состав сооружения комплекса № Иркутск-сортировочной дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российский железные дороги» в качестве опасного производственного объекта в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу,
установил:
В Кировский районный суд г. Иркутска обратился Иркутский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности зарегистрировать участок транспортирования опасных веществ – подъездной железнодорожный путь необщего пользования <данные изъяты>» станции Иркутск-сортировочный (инвентарный номер № входящий в состав сооружения комплекса № Иркутск-сортировочной дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российский железные дороги» в качестве опасного производственного объекта в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявления указал на следующие обстоятельства:
В соответствии с планом работы на ДД.ММ.ГГГГ Иркутской транспортной прокуратурой совместно с Прибайкальским управлением Ростехнадзора, Сибирским управлением Государственного железнодорожного надзора проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности, о безопасности на железнодорожном транспорте на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, расположенных на территории <данные изъяты> цеха ООО «Иркутск-Терминал» (далее - предприятие).
Проверкой установлено, что в соответствии с ч.2 п.3.2 Устава ООО" «Иркутск-Терминал», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных видов деятельности данного общества является прием из всех видов транспорта, хранение, выдача, отгрузка всеми видами транспорта нефтепродуктов.
На территории <данные изъяты> цеха данного предприятия расположен подъездной железнодорожный путь необщего пользования «<данные изъяты>» станции Иркутск-сортировочный (инвентарный номер №), входящий в состав сооружения-комплекса (производственно-технологический комплекс №), находящегося в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ОАО «Российские железные дороги».
На данный путь поступают горюче-смазочные материалы (бензин, дизельное топливо) в железнодорожных цистернах для последующей выгрузки с помощью разгрузочного устройства - железнодорожной эстакады, что подтверждается отчетом по поступлению нефтепродуктов на склад от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о регистрации права собственности на сооружение-комплекс от ДД.ММ.ГГГГ №, собственником указанного железнодорожного пути необщего пользования является ОАО «РЖД», обременений и сведений о передаче данного объекта третьим лицам не установлено.
В нарушение действующих норм –ч.2 ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности», согласно которой опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, данный железнодорожный путь необщего пользования собственником - ОАО «РЖД» в государственном реестре опасных производственных объектов в качестве участка транспортирования опасных веществ не зарегистрирован, что подтверждается.
Отсутствие факта регистрации данного опасного производственного объекта влечет несоблюдение на данном объекте требований и правил безопасности, предъявляемых к опасным производственным объектам, отсутствие соответствующих мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на данном объекте, несоблюдение предъявляемых к опасным производственным объектам требований по защите природы и экологии.
Кроме того, в связи с отсутствием факта регистрации не оформлен паспорт безопасности на опасный объект, порядок оформления которого установлен Приказом МЧС РФ от 04.11.2004 № 506. Таким образом, не установлены возможные сценарии развития чрезвычайных ситуаций, что не позволит своевременно их ликвидировать и минимизировать негативные последствия.
По причине отсутствия факта регистрации опасного производственного объекта, страхование не произведено.
Указанный опасный производственный объект находится на территории <адрес>, расположен в промышленно-жилом секторе <адрес>, в непосредственной близости от других опасных производственных объектов - специально оборудованных на территории предприятия резервуаров с горюче-смазочными материалами. На территории предприятия расположено административное здание, в котором осуществляет профессиональную деятельность рабочий персонал. Так же, вблизи данного опасного производственного объекта находится автомобильная дорога общего пользования, река Ангара и промышленные организации, осуществляющие транспортировку и хранение пиломатериалов. На территории предприятия осуществляют деятельность сотрудники предприятия, сотрудники ОАО «РЖД», сотрудники контролирующих и надзорных органов, сотрудники обслуживающих организаций и иные лица.
Таким образом, указанные обстоятельства в совокупности создают угрозу жизни и здоровью лиц, круг которых индивидуализировать не представляется возможным. Так же, нарушено право неопределенного круга лиц на соответствующую своевременную компенсацию за счет страховых взносов в случае причинения вреда жизни и здоровью.
В судебном заседании помощник Иркутского транспортного прокурора Вяткин А.А., действующий на основании поручения, иск прокурора поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем. Дополнительно суду указал, что ОАО «РЖД» является надлежащим ответчиком, поскольку отсутствуют доказательства эксплуатации указанного объекта иными лицами. Представленные в суд представителем ответчика ОАО «РЖД» документы – Договор на эксплуатацию объекта № на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «<данные изъяты>» при станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительные соглашения к нему являются недействительными. Вместе с тем, указать каким конкретно требованиям закона не соответствует указанный договор суду не пояснено.
Представитель третьего лица на стороне истца - Прибайкальского управления Ростехнадзора Муравьев Н.В., полагала иск обоснованным.
Представитель ответчика ОАО «РЖД»- Яроцкая Н.К. исковые требования не признала в полном объеме, указала, что ответчиком не оспаривается факт наличия в собственности указанного объекта, данный объект, на основании договора, передан для эксплуатации ООО «Иркутск-Терминал», и если требуется его регистрация как опасного объекта, то такие действия должны быть произведены указанным лицом.
Представитель третьего лица ООО «Иркутск-Терминал» - Хромцов М.А. по данному делу разрешение требований прокурора относительно ответчика ОАО «РЖД» оставил на усмотрение суда.
Заслушав стороны, изучив представленные суду иные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что иск Иркутского транспортного прокурора не подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного закона, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (п.1ст. 4 Закона № 116-ФЗ от 21.07.1997)
В соответствии ср ст. 9 Закона N 116-ФЗ от 21.07.1997), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Как указано в п.п. «в» п.1 Приложения 1 к Федеральному закону «О промышленно безопасности « к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные веществ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору
На юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов, возложена обязанность представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Как следует из указанного документа, в настоящих Правилах под объектами понимаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие при регистрации объектов в государственном реестре и при ведении этого реестра. Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов. Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Судом установлено, что сооружение-комплекс (производственно-технологический комплекс №) Иркутск-сортировочной дистанции пути Восточно-сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» Иркутская область, ст. <данные изъяты>» находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается копий свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Как указано в ответе Прибайкальского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Иркутского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, железнодорожный подъездной путь, предназначенный для транспортирования опасных веществ (в том числе для погрузки, выгрузки нефтепродуктов), расположенный на территории Жилкинского цеха ООО «Иркутск-Терминал», является опасным производственным объектом. Подъездной железнодорожный путь нефтебазы (инвентарный номер №) от ст. Иркутск-сортировочный, от стрелочного перевода № до упора является собственностью ВСЖД ОАО, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирован. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства от 12.08.2008 г. № 599 « об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», эксплуатация опасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Как следует из представленного суду Договора № на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «<данные изъяты>» при станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «РЖД» («Перевозчик») и ООО «<данные изъяты>» («предприятие»), заключили настоящий договор о нижеследующем: в соответствии с Федеральным законом «Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации» (УЖДТ), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования на условиях настоящего договора Предприятие осуществляет эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования арендуемого у ООО <данные изъяты>» и подача (Уборка) вагонов локомотивом арендуемым предприятием контрагентам (грузоотправителям, грузополучателям), расположенным на путях, примыкающих к пути № станции Иркутск-Сортировочный (п.1 Договора).
Развернутая длина железнодорожных путей используемых предприятием составляет: железнодорожный путей необщего пользования, принадлежащих контрагента – 11927,9 п.м, железнодорожных путей принадлежащих Перевозчику – 7 924 п.м. (п.2 Договора).
Движение поездов по железнодорожным путям необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкций о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования и контрагентов, а также технологии обслуживания локомотивом ООО «Транс-Иркутск» железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к пути в1А ст. Иркутск-сортировочный. (п.3 Договора).
Сдаваемые предприятию выгоны, подаются локомотивом перевозчика на один из свободных путей парка «М» станции. Дальнейшее продвижение вагонов и расстановка вагонов по местам погрузки, выгрузки Контрагентов, взвешивание вагонов по места погрузки, выгрузки Контрагентов, взвешивание вагонов и другая маневровая работа, и возврат вагонов на тот де путь, производится локомотивом пользователя. (п.6 Договора).
Погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, а также выгрузка из вагонов, должны обеспечивать безопасность движения поездов, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов, Правилами приема грузов и требованиями ГОСТа 22235-76. Предприятие осуществляет Контроль за выполнением этих требований при приемке Вагонов от Контрагентов». (п.17.1 Договора).
Как установлено судом, указанный договор в установленном законом порядке продлялся Дополнительными соглашениями, последним из которых от ДД.ММ.ГГГГ срок действия Договора от ДД.ММ.ГГГГ № на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «<данные изъяты>» при станции Иркутск-Сортировочный и дополнительные соглашения к нему пролонгированы сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Утверждения представителя истца в лице помощника прокурора - Иркутского транспортного прокурора Вяткина А.А. о том, что данные договори и соглашения являются недействительными, суд находит несостоятельными.
Согласно ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. (ст. 422 ГК РФ).
Требования, предъявляемые к договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (его форме содержанию порядке заключения) определяются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации",Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (ред. от 04.05.2009) "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования".
Анализ представленного суду договора № на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «<данные изъяты>» при станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений приводит к выводу о его соответствии требованиям Закона. Данный договор и дополнительные соглашения к нему каких либо нарушений закона, влекущих ничтожность не имеют. Прокурором доказательств их недействительности по причине признания таковыми в судебном порядке суду не представлено.
Более того, изучая представленные прокурором в обоснование заявленных требований документы и заслушав в судебном заседании стороны, суд приходит к выводу о том, что проведенная прокуратурой проверка объекта - подъездного железнодорожного пути необщего пользования «<данные изъяты>» станции Иркутск-сортировочный (инвентарный номер №) на предмет наличии регистрации как опасного объекта, выполнена поверхностно, документы, касающиеся вопросов эксплуатации объекта, у собственника не запрашивались и прокурором не изучались, как и не запрашивались данные документы и иные необходимые для установления фактических обстоятельств сведения у эксплуатирующей организации- ООО Иркутск –Терминал».
Таким образом, судом из представленных документов и полученных объяснений установлено, что подъездной железнодорожный путь необщего пользования «<данные изъяты>» станции Иркутск-Сортировочный с ДД.ММ.ГГГГ. на основании Договора № на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «<данные изъяты>» при станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «РЖД» находится в эксплуатации ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с вышеуказанным действующим законодательством регистрацию объектов в государственном реестре, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.
Обязанность по представлению сведений, характеризующих объекты для регистрации их в государственном реестре (при необходимости такой регистрации в силу опасности объекта), возложена на организации, эксплуатирующие эти объекты.
И именно указанным организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Учитывая, что прокуратура настаивала на возложении указанной отнесенности по регистрации подъездного железнодорожного пути необщего пользования «<данные изъяты>» станции Иркутск-сортировочный (инвентарный номер №) именно на собственника указанных путей- ОАО «ВСЖД», полагала, замену указанного ответчика на иного - ООО «Транс-Иркутск» полагала несостоятельной, ссылаясь на недействительность имеющихся между указанными организациями Договора на эксплуатацию и дополнительных соглашения к нему, суд, рассматривая дело в пределах заявленных требований и на основании установленных обстоятельств, приходит к выводу о том, что требования прокурора - возложить обязанность зарегистрировать участок транспортирования опасных веществ – подъездной железнодорожный путь необщего пользования «<данные изъяты>» станции Иркутск-сортировочный (инвентарный номер №), входящий в состав сооружения комплекса № Иркутск-сортировочной дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российский железные дороги» в качестве опасного производственного объекта на ответчика – ОАО «Российский железные дороги» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности зарегистрировать участок транспортирования опасных веществ – подъездной железнодорожный путь необщего пользования «<данные изъяты>» станции Иркутск-сортировочный (инвентарный номер №), входящий в состав сооружения комплекса № Иркутск-сортировочной дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российский железные дороги» в качестве опасного производственного объекта в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу оставить без удовлетворения
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированный текст суда в окончательной форме изготовлен 30.08.2012г.
Судья С.И.Мухаметова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>