РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2023 года с. Красный Яр Самарской области
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Челаевой Ю.А.
при секретаре судебного заседания Петрушкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1168/2023 по административному исковому заявлению Ланцовой Елене Владимировне, Ланцову Константину Владимировичу к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области об отмене решения органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
В Красноярский районный суд Самарской области обратились Ланцовой Елене Владимировне, Ланцову Константину Владимировичу к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области об отмене решения органа местного самоуправления, ссылаясь на следующее.
Согласно Распоряжения №-з от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области административным истцам как многодетной семье был предоставлен бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель « земли населенных пунктов», имеющий вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 600 кв.м., право собственности в ЕГРН на данный участок не зарегистрировано до настоящего времени.
При выезде на место земельного участка, установлено, что использование данного участка не представляется возможным, по причине расположения на нем многолетних деревьев, отсутствия подъездных путей, соответственно истцы отказываются от владения данного земельного участка. Право собственности на данный земельный участок за истцами также не зарегистрировано по данной причине.
В связи со сложившейся ситуацией истцы обратились с обращением ДД.ММ.ГГГГ в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), получен ответ, согласно письма Исх№ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что муниципальные акты могут быть отменены, признаны утратившими силу или их действие может быть приостановлено( ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). отмена муниципального акта может осуществляться тем органом или должностным лицом местного самоуправления, которые приняли (издали) данный акт, а также судом.
С соответствующим заявлением вхд. № от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене распоряжения №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> не восстановлении и исключении из реестра истцов в реестра по учету граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по м.р. Красноярский Самарской области, истцы обратились в КУМС мр Красноярский Самарской области.
Получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ года, о том, что право на однократное предоставление земельного участка бесплатно истцами уже реализовано согласно Распоряжения №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка».
Считают, что данный ответ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным в связи с тем, что муниципальные акты могут быть отменены, признаны утратившими силу или их действие может быть приостановлено (ст.48 Федерального закона от 06.10.2023 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Отмена муниципального акта может осуществляться тем органом или должностным лицом местного самоуправления, которые приняли (издали) данный акт, а также судом.
В связи с чем, административные истцы обратились с требованиями: обязать административного ответчика Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области отменить распоряжение №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, уч.17 Ланцовой Елене Владимировне, Ланцову Константину Владимировичу. В последующем представитель административных истцов Доронина К.А. обратилась с уточненными требования, просила также признать незаконным распоряжение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Обязать административного ответчика возобновить рассмотрение заявления Ланцовой Елены Владимировны, Ланцова Константина Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ входящий № о предварительном согласовании предоставления земельного участка.( л.д.18)
В судебном заседании заседание представитель административных истцов Максимов А.В. отказался от уточненных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал первоначальные исковые требования, настаивал на их удовлетворении. указал, что административные истцы нашли более подходящий земельный участок, который намерены оформить. Перед судебным заседанием он (представитель) выезжал в администрацию сп Новый Буян мр Красноярский Самарской области, где ему сообщили, что подъездные пути к спорному земельному участку проведены, также подведена электроэнергия, однако водопровод и газоснабжение отсутствуют, в связи с чем, поддерживает первоначальные исковые требования.
Представитель административного ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в судебном заседании Тутубалина Е.В. просили в иске отказать, по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица – администрации с.п. Новый Буян м.р. Красноярский в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении не обращался, в связи с чем, суд расценивает их неявку как нежелание принять участие в рассмотрении настоящего дела.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.227 КАС суд, признав решением (действия (бездействия) не соответствующими нормативно правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Исходя из этого принципа в статье 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений, относительно заявленных административным истцом требований.
Согласно Государственной программе Самарской области «Формирование земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в Самарской области» на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области в крупных городских округах региона, которыми являются Самара и Тольятти, в 2014 году приняты акты об отсутствии свободной территории (постановление администрации городского округа Самара от 02.04.2014 № 359, постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.03.2014 № 822-П/1) и переданы учетные данные граждан, имеющих трех и более детей, не реализовавших право на бесплатное предоставление в собственность сформированных земельных участков, для постановки их на учет в смежных муниципальных районах Волжский, Красноярский и Ставропольский.
Постановлением администрации сельского поселения Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект планировки территории в границах кадастрового квартала №, находящегося в северной части села Новый Буян муниципального района <адрес> в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории для развития территории в целях обеспечения земельными участками многодетных семей.
Указанным проектом планировки территории 08-2019-ППТ-ПМТ. изготовленным по заказу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области предусмотрены в том числе объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области сформированы земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления многодетным семьям, в частности в с.п. <адрес> - 600 земельных участков, один из которых был предоставлен семье Ланцевых на основании распоряжения администрации м.р. Красноярский Самарской области №-з от ДД.ММ.ГГГГ - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель « земли населенных пунктов», имеющий вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 600 кв.м.
Спорный земельный участок был предоставлен на основании заявления о предоставлении в собственность сформированного земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности (л.д.70)
Установлено, что предоставлению земельного участка предшествовал акт о выборе сформированного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального района Красноярский Самарской области. ( л.д.71)
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились с заявлением об отмене распоряжения №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в реестр по учету граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности по м.р. Красноярский Самарской области просили не восстанавливать и исключить из реестра ( л.д.60).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № административным ответчиком отказано в отмене оспариваемого распоряжения.( л.д.11).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26.05.2011 N 739-0-0, от 22.03.2012 N 486-О-О, от 29.01.2015 N 140-0).
В этой связи, решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены.
Таким образом, ответчик обоснованно отказал в отмене оспариваемого Распоряжения №-з от ДД.ММ.ГГГГ год, поскольку оснований для отмены данного Распоряжения у административного ответчика не имеется.
Довод стороны истца, что на земельном участке расположены многолетние деревья, и до настоящего времени отсутствует водоснабжение и газоснабжение не может служить основанием для отмены оспариваемого распоряжения, поскольку водоснабжение и газоснабжение осуществляется не земельного участка, а жилого дома при его строительстве. Установлено, что к освоению земельного участка административные истцы не приступили. Строительство на земельном участке каких-либо объектов не начинали.
Суд принимает во внимание, что электроэнергия к спорному земельному участку подведена, о чем сообщил представитель административного истца в судебном заседании.
Соответственно требования административного истца о признании незаконным распоряжения КУМС администрации муниципального района Красноярский Самарской области от № –з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> необходимо оставить без удовлетворения.
Отказывая иске, суд принимает во внимание, что право собственности на спорный земельный участок административными истцами до настоящего времени не оформлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Ланцовой Елене Владимировне, Ланцову Константину Владимировичу к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании отменить распоряжение КУМС администрации муниципального района Красноярский Самарской области №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Челаева Ю.А.