РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2016 года с. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области
В составе председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.
при секретаре Холодковой С.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 991/2016 по иску Дорошевой Анны Ринатовны к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по Ивановскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Дорошева Анна Ринатовна обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утв. постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446, постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
С 01.01.2015 постановление Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784. При этом п. 2 данного постановления установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
03.07.2012 между ней и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в лице дополнительного офиса № 3349/23/04 в с. Ивановка был заключен кредитный договор № на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
ГКУ УСЗН по Ивановскому району до ноября 2013 года выплачивало ей компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту № от ДД.ММ.ГГГГ. С ноября 2013 года по 31 мая 2015 года компенсация в сумме <данные изъяты> рублей ГКУ УСЗН по Ивановскому району ей была выплачена, а так как программа была рассчитана на 3 года, соответственно за период с 01.06.2016 по 31.07.2015 образовалась задолженность по компенсации в общей сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой ГКУ УСЗН по Ивановскому району от 07.07.2016, в связи, с чем просит суд обязать ответчика осуществить вышеуказанную выплату.
На иск от ответчика поступил отзыв, в котором указано на то, что задолженность по выплате компенсации образовалась в виду недостаточного финансирования подпрограммы. Кроме того, обязательства на социальное обеспечение населения в рамках подпрограммы возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств и подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. На основании чего, просит в удовлетворении исковых требований Дорошевой А.Р. отказать в полном объеме.
В судебное заседание истица Дорошева А.Р. не явилась, сведений о причинах неявки суду не предоставила.
Представитель ответчика ГКУ Амурской области УСЗН по Ивановскому району – и.о. начальника управления Глевинская Д.Ю. просила провести в отсутствие представителя управления.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающих на стороне ответчика: Министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки суду не предоставили.
Суд, руководствуясь ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие истицы, представителей ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.07.2012 между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», с одной стороны, и Дорошевой Анной Ринатовной, с другой стороны, был заключен кредитный договор №, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере 1 360 000 рублей для приобретения объекта недвижимости – <адрес>.
10.09.2012 Дорошева А.Р. обратилась в ГКУ Амурской области - УСЗН по Ивановскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору.
Решением ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району № 67 от 12.09.2012 Дорошевой А.Р. предоставлена социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями по кредитному договору (договору займа) № от ДД.ММ.ГГГГ.
С 01.06.2015 по 31.07.2015 ответчиком компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ истице не произведена, в результате чего образовалась задолженность в сумме <данные изъяты> рублей (что подтверждается справкой № 1887, выданной ответчиком 07.07.2016).
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Право граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 01.07.2009 с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000 рублей па строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта, на предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, установлено постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков».
С 01.01.2015 указанный нормативный правовой акт утратил силу в соответствии с государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446).
При этом из содержания п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» следует, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26, до
01.01.2015 были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с п.1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее – ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке.
В ходе судебного разбирательства установлено, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что истец Дорошева А.Р. приобрела статус участника подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», входящей в структуру государственной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», ранее её право на получение мер социальной поддержки признано на основании постановления Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» и сохранялось за ней весь спорный период, в связи с чем истица была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты. При этом, лицами, участвующими в деле, данное право Дорошевой А.Р. не оспаривалось.
Как судом выше было указано, в период с июня 2015 по июль 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истице не осуществлялась. При этом Дорошева А.Р. в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, представляя необходимые документы (заявления о выплате соответствующей ежемесячной компенсации, справки об отсутствии просроченной задолженности).
Как указано ответчиком, отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением № 8 Закона Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержке путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тыс. рублей, которые освоены в полном объеме.
Однако, возражения ответчика о том, что обязательства по спорным правоотношениям подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, не признаются судом состоятельными, поскольку иное означало бы допустимость ограничения и (или) лишения истца признанного права на получение соответствующей компенсации, что противоречит положениям ст. 39 Конституции РФ в части гарантированности права на социальное обеспечение, а также принципу поддержания доверия граждан к действиям государства.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П, определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-0).
Доводы ответчика о том, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий исполнены в полном объеме свидетельствуют о частичном выполнении ответчиком принятых на себя обязательств по компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам). Между тем, отсутствие бюджетных ассигнований в достаточном объеме не может служить основанием для неисполнения обязательств государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, образовавшейся в период действия программы, участник которой вправе рассчитывать на получение соответствующей меры государственной поддержки.
Предусмотренная на уровне субъекта государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определению круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка её финансирования, а также её изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включив истца в число участников указанной подпрограммы, и признавая тем самым право истца на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство, то произвольный отказ от него исключается, на что неоднократно указывалось Конституционным Судом РФ (постановления от 01.12.1997 № 18-И, 19.06.2002 № 11-П, 23.04.2004 № 9-П, определения от 04 12.2003 № 415-0, 15.02.2005 № 17-0, 27.12.2005 № 502-0 и др.).
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Дорошевой А.Р. и возложить на ГКУ Амурской области – УСЗН по Ивановскому району обязанность по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2015 года по июль 2015 года (включительно) в сумме <данные изъяты> рублей, за счет средств областного бюджета.
Данный вывод суда (в части указания вида бюджета) судом основан на том, что в соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд Дорошевой А.Р. была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Дорошевой Анны Ринатовны – удовлетворить.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Ивановскому району обязанность осуществить в пользу Дорошевой Анны Ринатовны компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01.06.2015 по 31.07.2015 в сумме <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по Ивановскому району в пользу Дорошевой Анны Ринатовны возврат государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья: Скобликова Н.Г.