Дело № 2-897/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Любытино 30 марта 2015 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Кругловой О.А.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием помощника прокурора Любытинского района Громовой М.В.,
представителя ответчика Ромашкина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Любытинского района, поданному в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании поставить на учёт бесхозяйный объект недвижимого имущества,
у с т а н о в и л :
Прокурор Любытинского муниципального района обратился с иском к Администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании принять меры к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объект культурного наследия регионального значения, являющегося памятником истории: «<данные изъяты>.». В обоснование иска указал, что прокуратурой Любытинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения имеется безхозяйный объект культурного наследия, относящийся к памятникам истории регионального значения – «<данные изъяты>.». Полагая, что орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязанный это делать в силу возложенных на него законом полномочий, указывает, что Администация <данные изъяты> сельского поселения должна была обратиться в Любытинское подразделение Маловишерского отдела Росреестра по Новгородской области с заявлением о принятии на учёт вышеуказанного объекта культурного наследия.
В настоящее время объект культурного наследия не имеет собственника, администрацией сельского поселения до настоящего времени не приято мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйного, а также последующего оформления правоустанавливающих документов, непринятие указанных мер может повлечь за собой разрушение объекта культурного наследия, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий, что нарушает права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения народа Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Любытинского района Громова М.В. поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет государственной охраны культурного наследия Новгородской области представителя в суд не направил, извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Любытинского района Новгородской области против удовлетворения иска возражал, полагал, что поставить указанный объект культурного наследия на учёт невозможно, поскольку сам парк занимает небольшую часть территории объекта, состоит из лип, которым более двухсот лет, большая часть из которых погибла, здание усадьбы не сохранилось, соответственно, зданий и земельного участка нет на территории объекта расположено 8 жилых домов и 14 земельных участков. Кроме того, данный объект является региональным, находится под охраной органа государственной власти Новгородской области, является областной собственностью, поэтому у органа местного самоуправления (администрации поселения) не имеется полномочий для исполнения заявленных прокурорм требований. Также пояснил, что 2 марта 2015 года Администрация <данные изъяты> сельского поселения направила письмо в Комитет государственной охраны Новгородской области с ходатайством о включении объекта культурного наследия в государственную программу Новгородской области «Развитие культуры и туризма в Новгородской области на 2014-2020 годы», запланировать финансирование на эти цели.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1). Собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В ч. 3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 7 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580) документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Установлено, что на территории муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение находится объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> расположенный в <адрес>.
Из представленных в суд уведомлений следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о собственнике названного объекта, объект на Государственном кадастровом учете не состоит, в реестре имущества Новгородской области, реестре федерального имущества не числится, в муниципальной собственности района не числится.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что объект культурного наследия «<данные изъяты> в чьей-либо собственности не находятся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявляет, то есть фактически данный памятник культурного наследия в соответствии со ст. 225 ГК РФ является бесхозяйной недвижимой вещью.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
В связи с этим, местная администрация <данные изъяты> сельского поселения, на территории которого расположен объект культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорного объекта культурного наследия в силу его бесхозяйности на учёт, с целью определения его дальнейшего собственника. Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на постановку объекта культурного наследия на учёт регистрирующим органом, суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения может повлечь за собой разрушение объекта культурного наследия, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий, что нарушает права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения народа Российской Федерации, суд находит заявленные прокурором Любытинского района требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Заявление прокурора Любытинского района Новгородской области, поданное в порядке ст.45 ГПК РФ к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Любытинского района Новгородской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения Любытинского района Новгородской области по принятию мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>.», расположенный в <адрес>
Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения Любытинского района Новгородской области в срок до 1 июня 2015 года принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> расположенный в <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области (пос.Любытино) в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, то есть начиная с 3 апреля 2015 года.
Председательствующий О.А. Круглова