Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Барабошкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-460/2023 по административному иску МИФНС России №23 по Самарской области к Захаровой Наталье Владимировне о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России № 23 обратилась в суд с административным иском к Захаровой Наталье Владимировне о взыскании задолженности по налогам, пени в размере 28 329,23 в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019 год в размере 418 руб., пеня за 2019 год в размере 12,26 руб., транспортный налог с физических лиц: налог за 2020 год в размере 3 049,82 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2020 год в размере 24 768,00 руб., пеня за 2020 год в размере 81,15 руб.
В обоснование иска административный истец указывает, что административный ответчик является налогоплательщиком указанных налогов, в связи с наличием объектов налогообложения. ИФНС направила в адрес ответчика налоговые уведомления. В нарушение ст. 23 НК РФ административный ответчик не произвел оплату налога на имущество физических лиц и транспортного налога, земельного в полном размере в установленный срок. Поскольку налогоплательщик не произвел оплату в указанные сроки, ему начислены пени за неуплату налогов. В связи с чем, административный истец направил в адрес административного ответчика требование об уплате налога, сбора, пени в срок, которое до настоящего времени не было исполнено. Поскольку задолженность по налогам за указанный период не оплачены, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, после отмены которого, налоговый орган обратился в суд с исковыми требованиями.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес>, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещались надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, просила рассмотреть дело без ее участия.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений ст. 400 и ч. 1 ст. 401 НК РФ Налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ, плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ч. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В соответствии с ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество, земельного налога в связи с наличием объектов налогообложения в испрашиваемый налоговый период:
-автотранспортное средство –автомобиль: <данные изъяты> налоговая база 147.00, налоговая ставка 33.00, количество месяцев владения 12/12,
- автотранспортное средство –автомобиль: <данные изъяты>, налоговая база 110.00, налоговая ставка 24.00, количество месяцев владения 4/12,
-Квартира с кадастровым номером : <адрес>, налоговая база 1 506 921, доля в праве ?, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения 12/12,
-Квартира с кадастровым номером <адрес>, налоговая база 2 381 261 доля в праве 3/4, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения 12/12,
-Квартира с кадастровым номером: <адрес>,, налоговая база 11 514 357, доля в праве ?, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения 12/12,
- земельный участок с кадастровым номером : <адрес> налоговая база 185 622 доля в праве ?, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения 12/12.
В связи с чем, ФИО1 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц по объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, транспортного налога, земельного налога которые обязана уплачивать в соответствии с требованиями Закона.
Из материалов дела следует, что ФИО1 было выставлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц в общей сумме 28 018,82 руб., налоговое уведомление №, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, земельного налога в общей сумме 24 920,00 руб.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ч. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с тем, что налог в установленный срок уплачен не был, на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени.В связи с не поступлением оплаты, административным истцом в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № по состоянию 16.06.2021г. по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ. В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № Самарского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района <адрес> по административному делу №а-1624/2022 был вынесен судебный приказ №а-1624/2022 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа, просил его отменить, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района <адрес> было вынесено определение об отмене судебного приказа №а-1624/2022. ДД.ММ.ГГГГ административный истец МИФНС России № по <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском. Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3). Так, в соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности по пеня, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3000 рублей. Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательными нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 ст. 70 НУ РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры о взыскании советующего платежа с налогоплательщика. Федеральный законодатель, действует в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 НК РФ, установила только сроки направления требования налогоплательщиков, иные вопросы связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. Из разъяснений данных Конституционным судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О следует, что нарушение сроков установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса. Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, в которые в этом случае следует исчислять исходя и совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 НК РФ. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может. При этом, шестимесячный срок для обращения в суд, вопреки доводом административного ответчика ФИО1, изложенным в письменных возражениях, налоговым органом соблюден. Утверждения административного ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск о том, что приложенные к административному исковому заявлению документы: расчет сумм налога, расчет сумм пени - не подписаны административным истцом, а так же что требования об уплате налога на имущество не являются копиями документов: так как не содержат таких реквизитов как подпись руководителя и печать (штамп) налогового органа носят произвольный характер и не основаны на законе, отклоняются судом ввиду следующего. Так, приказом судебного департамента при Верховном суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе, в форме электронного документа. Согласно пункту 3.1.1 Порядка, требования к форме и содержанию документов, подаваемых в соответствии с данным Порядком, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Такие требования определены, в частности, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с требованиями процессуального законодательства и названного Порядка документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", могут быть поданы в федеральные суды общей юрисдикции только в рамках гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Порядок разработан в соответствии с положениями ГПК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФО «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РФ», КАС РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», УПК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти», предусматривающими возможность подачи документов в электронном виде, в том числе, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вышеназванный Порядок распространяется на подачу жалоб по делам, рассматриваемым в порядке административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального судопроизводства. При этом, административное исковое заявление может быть также подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Настоящее административное исковое заявление подано в электронном виде в соответствии с действующим законодательством, о чем свидетельствует, в том числе, квитанция об отправке, и подписано уполномоченным лицом – начальником МИФНС № по <адрес> – советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО4 на основании доверенности от 24.05.2022г. №, диплома ВСГ 1779646, приказа №ЕД-10-4/681@ от 27.05.2022г., с подтверждением права на подписание иска усиленной квалифицированной электронной подписью. Так же Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации) не предусмотрено наличие в требовании таких реквизитов как подпись руководителя и печать (штамп). Заявленный административным истцом размер предъявляемых ко взысканию вышеуказанной задолженности подтвержден документально, расчет судом проверен и признан правильным.
Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца, в том числе своевременной и в полном объеме уплаты вышеуказанных налогов за спорный период не представлено, как и не представлено доказательств исполнения обязательства по уплате налогов в указанный период.
Дав оценку и анализ исследованным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд считает, что исковые требования МИФНС России № по <адрес>, подлежат удовлетворению, с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогам
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с освобождением налоговой инспекции от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1049,88 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Захаровой Наталье Владимировне о взыскании задолженности по налогам, пени, удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Захаровой Натальи Владимировны ( ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, ИНН №, адрес регистрации: <адрес>) в доход государства задолженность: по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019 год в размере 418 руб., пеня за 2019 год в размере 12,26 руб., транспортному налогу с физических лиц: налог за 2020 год в размере 3 049,82 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налогу за 2020 год в размере 24 768,00 руб., пеня за 2020 год в размере 81,15 руб., а всего взыскать задолженность в размере 28 329,23
Взыскать с Захаровой Натальи Владимировны ( ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, ИНН №, адрес регистрации: <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1049,88 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.05.2023 г.
Судья: Е.А.Волобуева