РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ 2014 года <адрес>
Заларинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Каунас Е.П., единолично,
с участием истца - заместителя прокурора <адрес> Богачевой Т.В.., действующего на основании служебного удостоверения №,
представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» - Еремеева А.В., действующего на основании прав по должности,
при секретаре Галеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» об обязании установить систему телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении,
установил:
В обоснование заявленных требований прокурор <адрес> указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении <адрес> средняя общеобразовательная школа по адресу <адрес>, (далее по тексту МБОУ <адрес> СОШ), в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей 28 ч. 3 п. 2 Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Пунктом 2 ч.13 ст.30 вышеуказанного Федерального закона в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. МБОУ <адрес> СОШ является образовательным учреждением района с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. Проверкой установлено, что в МБОУ <адрес> СОШ проходит обучение <данные изъяты> учащихся, состав педагогических работников составляет <данные изъяты> человек, технического персонала <данные изъяты> человека. Здание школы <данные изъяты> этажное, имеется цокольный этаж, по адресу <адрес> расположен корпус начальной школы, в котором обучаются <данные изъяты> детей (1-4 классы). В целях исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в школе проводится профилактическая работа среди учащихся, педагогов, техперсонала, проводятся инструктажи по антитеррористической защищенности, разработаны схемы эвакуации из здания, план антитеррористической защищенности.Однако, принятых мер в целях предупреждения терроризма недостаточно для обеспечения целей и задач федерального законодательства о противодействии терроризму, поскольку: тревожная кнопка отсутствует, средства связи – только мобильная, фактически охрана здания школы не осуществляется. Охрана школы осуществляется ненадлежащим образом - силами технического персонала, не имеющего специальной подготовки, навыков, оружия, спец. средств. Таким образом, в МБОУ <адрес> СОШ отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение, в связи с чем нарушается один из основных принципов федерального законодательства «О противодействии терроризму» - приоритет мер по предупреждению терроризма, что не позволяет в полной мере обеспечить безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников. Система видеонаблюдения, кроме того, обеспечит возможность выявлять, пресекать возможные криминальные проявления в образовательном - учреждении и на территории школы. Отсутствие системы видеонаблюдения свидетельствует о возможности проникновения на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровья детей и персонала учреждения. Также, указанные лица могут проникать в образовательное учреждение в целях употребления или распространения среди подростков наркотических средств и психотропных веществ, совершения краж, иных противоправных действий, а также совершения террористических актов. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого может явиться причинения вреда здоровью людей, их массовая гибель, уничтожение имущества. Согласно требованиям Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов. В соответствии со ст. 28 ч. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об оборудовании здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения. Для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты. В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества. Собственником имущества является муниципальное образование «<адрес>», которое является также учредителем образовательного учреждения. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения средств на установку системы телевизионного (видео-) наблюдения в здании расходы по оборудованию здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения лежат на собственнике, а именно на администрации муниципального образования «<адрес>» за счет средств бюджета данного муниципального образования. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45, 131-132 ГПК РФ, просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» профинансировать мероприятия по приобретению системы телевизионного (видео-) наблюдения в МБОУ <адрес> СОШ расположенной по адресу: <адрес>, в течении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МБОУ <адрес> СОШ, установить систему телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении, расположенном по адресу: <адрес>, в течении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Богачева Т.В. частично отказалась от исковых требований в отношении администрации муниципального образования «<адрес>» в части требований - обязать профинансировать мероприятия по приобретению системы телевизионного (видео-) наблюдения в МБОУ <адрес> СОШ расположенной по адресу: <адрес>, в течении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом частично прекращено производство по настоящему делу в части исковых требований к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании профинансировать мероприятия по приобретению системы телевизионного (видео-) наблюдения в МБОУ <адрес> СОШ расположенной по адресу: <адрес> в течении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска, предъявленного к МБОУ <адрес> СОШ об обязании установить систему телевизионного (видео-) наблюдения заявленные требования заместитель прокурора Богачева Т.В. поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что исковые требования прокурора заявлены в целях обеспечения безопасности лиц, находящихся в здании школы, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении. Наличие в школе разработанного плана антитеррористических мероприятий, штатных единиц сторожей не влияют на обязанность учреждения установить теле- видео- наблюдение в здании школы. При этом с учетом затруднительности исполднения судебного решения в короткие сроки просит установить срок для выполнения требований прокурора для ответчика в 12 месяцев.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» Еремеев А.В. в судебном исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснив, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ ( ст. 17 Конституции РФ ).
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно 6, 7 ст.28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства по соблюдению законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Результаты проверки свидетельствуют о том, что руководством муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, в недостаточной мере ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно в учреждении отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения.
Данное обстоятельство установлено при исследовании представленного акта проверки в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<адрес> средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось и представителем ответчика.
При этом, отсутствие системы технического контроля за обстановкой нарушает права и законные интересы детей, сотрудников образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Так, в силу пункта 2 части 3 статьи 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
Согласно положениям Устава <адрес> средняя общеобразовательная школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Согласно абз.6 ч.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по оборудованию здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» системой видеонаблюдения на образовательное учреждение.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Удовлетворяя требования, суд руководствуется положениями Федеральных законов "О противодействии терроризму", Закона Российской Федерации "Об образовании", СНиП 31-06-2009 и приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обустроить здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» системой видеонаблюдения, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
Принимая во внимание, что за неопределенным кругом лиц и в первую очередь детьми суд признает право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, суд усматривает основания для удовлетворения исковых требований по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного суд приходит к решению об удовлетворении требований прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» об обязании установить систему телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» установить систему телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении, расположенном по адресу: <адрес>, в течении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Е.П.Каунас