Дело №2а-1398/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски, ул.Ленина, д.6 09 ноября 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего – судьи Спицыной М.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении суда административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Кондалееву Дмитрию Владимировичу о взыскании страховых взносов и пеней,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области (далее также административный истец, налоговый орган) обратилась в Лискинский районный суд с иском к Кондалееву Д.В. (далее также административный ответчик), в котором просила взыскать пени в размере 2636,1 рубля за период с 01.07.2017 по 21.01.2019 в связи с просрочкой уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, начиная с 01.01.2017, за 2017, 2018 годы в размере 10430,00 рублей, пени в связи с их неуплатой в срок в размере 462,84 рубля с 10.01.2018 по 20.01.2019, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы в размере 49945,00 рубля, пени в связи с их неуплатой в срок в размере 2315,33 рубля с 10.01.2018 по 20.01.2019, а всего 65789,27 рубля. В обоснование иска указано на неисполнение налогоплательщиком – административным ответчиком своей обязанности по уплате вышеназванных налогов.
При этом административный истец просил восстановить в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), п.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) пропущенный срок для подачи настоящего административного иска, мотивируя просрочку сбоем программного обеспечения и несвоевременным формированием заявления о вынесении в отношении Кондалеева Д.В. судебного приказа.
Представитель истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области и ответчик Кондалеев Д.В. в судебное заседание не явились, о его месте и времени надлежаще извещены. Стороны, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, не просили об отложении рассмотрения дела. С учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, представления в судебное заседание письменных доказательств, суд перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании части 7 статьи 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела в порядке упрощенного(письменного) производства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из выписки из ЕГРИП по состоянию на 23.09.2021 усматривается, что Кондалеев Д.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 25.12.2020 (л.д.10-13).
Согласно п.2 ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В ч.3 ст.420 НК РФ указано, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1, ч.2, ч.5 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (статьи 8, 9, 11 и 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являлисься организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно положениям пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) уплата единого налога производилась налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
В силу п.1, п.3, п.4, п.5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговым органом административному ответчику было направлено требование №1136 по состоянию на 29.01.2018 по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 23400,00 рубля и обязательное медицинское страхование на сумму 4590,00 рубля, а также пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 298,09 рубля с установлением срока их оплаты до 08.02.2018 (л.д.14-15).
Впоследствии ему также направлено требование №10044 по состоянию на 21.01.2019 об уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2016 года в сумме 24308,00 рубля и пени за просрочку его уплаты в размере 2636,10 рубля со сроком их оплаты до 21.01.2019 (л.д.18).
Истец также направил ответчику требование №12656 по состоянию на 21.01.2019 об уплате налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26545,00 рубля, пени за их просрочку в размере 2315,33 рубля, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5840,00 рубля и пени за их просрочку в размере 462,84 рубля, с установлением срока их оплаты до 04.02.2019.
Доказательств уплаты до указанной даты сумм, заявленных административным истцом, не представлено в дело административным ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени административным ответчиком они не уплачены.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что срок исполнения требования №1136 истек 08.02.2018, требования №10044 истек 21.01.2019, требования №12656 истек 04.02.2019, следовательно, налоговой орган должен был обратиться в суд с данными требованиями в течение шести месяцев, с момента истечения срока установленного для добровольного исполнения, а именно не позднее 04.08.2019, тогда как фактически к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа обратился только 07.04.2021 (л.д.30), т.е. за пределами установленного законом срока.
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка №1 в Лискинском судебном районе от 08.04.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с пропуском срока на обращение за вынесением судебного приказа.
С настоящим административным иском в районный суд истец обратился 11.10.2021. При этом судом также учитывается, что мировым судьей 08.04.2021 было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, а не определение об отмене судебного приказа.
В ходатайстве истец просит восстановить ему пропущенный по уважительной причине срок в свиязи со сбоем программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременным формированием заявления о вынесении судебного приказа.
Поскольку нормы КАС РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему соответствующее ходатайство. При этом сами причины должен указать заявитель. По смыслу закона не могут рассматриваться в качестве таких уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче иска, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с административным иском с пропуском установленного срока.
Согласно ст.289 ч.6 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласной разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с данными требованиями налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (дата обращения 07.04.2021).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Ссылки заявителя на то, что срок на обращение в суд был пропущен в связи с техническими сбоями в программном обеспечении, высокой загруженностью, расцениваются судом как несостоятельные, которые не являются уважительной причиной пропуска срока и основанием для восстановления срока на обращение в суд с вышеназванным иском.
Судом учитывается, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения с заявлением о взыскании задолженности с Кондалеева Д.В. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание указанной выше суммы в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Кондалееву Дмитрию Владимировичу о взыскании страховых взносов и пеней – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Дело №2а-1398/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски, ул.Ленина, д.6 09 ноября 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего – судьи Спицыной М.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении суда административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Кондалееву Дмитрию Владимировичу о взыскании страховых взносов и пеней,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области (далее также административный истец, налоговый орган) обратилась в Лискинский районный суд с иском к Кондалееву Д.В. (далее также административный ответчик), в котором просила взыскать пени в размере 2636,1 рубля за период с 01.07.2017 по 21.01.2019 в связи с просрочкой уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, начиная с 01.01.2017, за 2017, 2018 годы в размере 10430,00 рублей, пени в связи с их неуплатой в срок в размере 462,84 рубля с 10.01.2018 по 20.01.2019, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы в размере 49945,00 рубля, пени в связи с их неуплатой в срок в размере 2315,33 рубля с 10.01.2018 по 20.01.2019, а всего 65789,27 рубля. В обоснование иска указано на неисполнение налогоплательщиком – административным ответчиком своей обязанности по уплате вышеназванных налогов.
При этом административный истец просил восстановить в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), п.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) пропущенный срок для подачи настоящего административного иска, мотивируя просрочку сбоем программного обеспечения и несвоевременным формированием заявления о вынесении в отношении Кондалеева Д.В. судебного приказа.
Представитель истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области и ответчик Кондалеев Д.В. в судебное заседание не явились, о его месте и времени надлежаще извещены. Стороны, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, не просили об отложении рассмотрения дела. С учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, представления в судебное заседание письменных доказательств, суд перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании части 7 статьи 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела в порядке упрощенного(письменного) производства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из выписки из ЕГРИП по состоянию на 23.09.2021 усматривается, что Кондалеев Д.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 25.12.2020 (л.д.10-13).
Согласно п.2 ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В ч.3 ст.420 НК РФ указано, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1, ч.2, ч.5 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (статьи 8, 9, 11 и 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являлисься организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно положениям пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) уплата единого налога производилась налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
В силу п.1, п.3, п.4, п.5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговым органом административному ответчику было направлено требование №1136 по состоянию на 29.01.2018 по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 23400,00 рубля и обязательное медицинское страхование на сумму 4590,00 рубля, а также пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 298,09 рубля с установлением срока их оплаты до 08.02.2018 (л.д.14-15).
Впоследствии ему также направлено требование №10044 по состоянию на 21.01.2019 об уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2016 года в сумме 24308,00 рубля и пени за просрочку его уплаты в размере 2636,10 рубля со сроком их оплаты до 21.01.2019 (л.д.18).
Истец также направил ответчику требование №12656 по состоянию на 21.01.2019 об уплате налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26545,00 рубля, пени за их просрочку в размере 2315,33 рубля, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5840,00 рубля и пени за их просрочку в размере 462,84 рубля, с установлением срока их оплаты до 04.02.2019.
Доказательств уплаты до указанной даты сумм, заявленных административным истцом, не представлено в дело административным ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени административным ответчиком они не уплачены.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что срок исполнения требования №1136 истек 08.02.2018, требования №10044 истек 21.01.2019, требования №12656 истек 04.02.2019, следовательно, налоговой орган должен был обратиться в суд с данными требованиями в течение шести месяцев, с момента истечения срока установленного для добровольного исполнения, а именно не позднее 04.08.2019, тогда как фактически к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа обратился только 07.04.2021 (л.д.30), т.е. за пределами установленного законом срока.
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка №1 в Лискинском судебном районе от 08.04.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с пропуском срока на обращение за вынесением судебного приказа.
С настоящим административным иском в районный суд истец обратился 11.10.2021. При этом судом также учитывается, что мировым судьей 08.04.2021 было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, а не определение об отмене судебного приказа.
В ходатайстве истец просит восстановить ему пропущенный по уважительной причине срок в свиязи со сбоем программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременным формированием заявления о вынесении судебного приказа.
Поскольку нормы КАС РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему соответствующее ходатайство. При этом сами причины должен указать заявитель. По смыслу закона не могут рассматриваться в качестве таких уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче иска, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с административным иском с пропуском установленного срока.
Согласно ст.289 ч.6 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласной разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с данными требованиями налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (дата обращения 07.04.2021).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Ссылки заявителя на то, что срок на обращение в суд был пропущен в связи с техническими сбоями в программном обеспечении, высокой загруженностью, расцениваются судом как несостоятельные, которые не являются уважительной причиной пропуска срока и основанием для восстановления срока на обращение в суд с вышеназванным иском.
Судом учитывается, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения с заявлением о взыскании задолженности с Кондалеева Д.В. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание указанной выше суммы в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Кондалееву Дмитрию Владимировичу о взыскании страховых взносов и пеней – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья