Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3936/2022 ~ М-2768/2022 от 05.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2022 года г.о. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО7 к администрации г.о. Тольятти о признании распоряжения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО7 обратились в суд с иском, в котором просили признать незаконными действия администрации г.о. Тольятти, об исключении семьи истцов из числа участников мероприятия в связи с несоответствием молодой семьи требованию указанному в подпункте "б" пункт 6 Правил (подпункт "а" 22 правил); обязать администрацию г.о. Тольятти выдать ФИО7 с составом семьи 3 человека, социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска истцами указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, с составом семьи 3 человека (ФИО7, супруга - ФИО1 и дочь ФИО2, 2017 года рождения) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Распоряжением управления по жилищной политике администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа Тольятти» <данные изъяты> годы ФИО7, составом семьи <данные изъяты> человека (ФИО7, супруга-ФИО1 и дочь ФИО2, <данные изъяты> года рождения) признан участником Подпрограммы, исходя из даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлению администрации г.о. Тольятти, семья истцов включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году. Социальную выплату необходимо использовать, в том числе, для погашения основной суммы долга или уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилищного помещения или строительства жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (при условии заключения кредитного договора (займа) после признания молодой семьи нуждающейся в жилищных помещениях. ДД.ММ.ГГГГ между ПАО Сбербанк России, ФИО7 и ФИО1 был заключен кредитный договор на сумму <данные изъяты> рублей сроком на <данные изъяты> месяцев по продукту Приобретения готового жилья. В соответствии с кредитным договором ПАО Сбербанк предоставил ФИО1 и ФИО7 денежные средства в размере <данные изъяты> рублей сроком на <данные изъяты> месяцев для покупки готового жилья по адресу: <адрес>. В отношении указанной квартиры осуществлен государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ . Право собственности на семью истцов зарегистрировано, оформлен залог (ипотека) в пользу ПАО Сбербанк России. На данный момент долговые обязательства по кредитному договору составляют <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. ФИО7 с составом семьи 3 человека проживает в указанной квартире. Администрация г.о. Тольятти распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ отказала ФИО7 с составом 3 человека в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства на основании обеспеченности общей площадью жилого помещения более учетной нормы по <адрес>. Оснований для снятия с учета не имеется, поскольку на момент заключения ипотечного кредитования семья истцов была признана нуждающийся, что не лишает их права на получение мер социальной поддержки, так как их кредитные обязательства перед ПАО Сбербанк не исполнены.

В судебном заседании истец ФИО1 и истец ФИО7, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации г.о. Тольятти – ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в письменном отзыве, считает, что основания для признания незаконным распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5, а также распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 – отсутствуют, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО7 с составом семьи два человека, была обеспечена жилым помещением более учетной нормы и на каждого члени семьи приходилось по <данные изъяты> кв.м.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявлений или ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, либо об отложении суду не представлено.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

Согласно п.3 и 10 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании личного заявления в орган местного самоуправления администрации г.о. Тольятти, ФИО7, с составом семьи 2 человека (супруга - ФИО1, супруг - ФИО7), признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг. (дата признания нуждающимся в улучшении жилищных условий - <данные изъяты>.), согласно распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в 2022 году истцы обратились в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об изменении состава семьи в связи с рождением ребенка ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 состав семьи ФИО7 изменен на <данные изъяты> человека (супруга - ФИО1, дочь - ФИО2, <данные изъяты> г.р.)

В соответствии с п. 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для получения свидетельства о праве на получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилого строительства, необходимо предоставить заявление о выдаче свидетельства и документов.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в орган местного самоуправления администрации г.о. Тольятти, о предоставлении молодым семьям социальным выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

При постановке на учет заявители предоставили документы, согласно которым в собственности у ФИО1 имеется в собственности <данные изъяты> доля в жилом помещении, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м.) - переданно на основании безвозмездной передачи квартиры в собственность.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 на праве собственности принадлежала <данные изъяты> доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. ( <данные изъяты> кв.м.) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО7 с составом семьи <данные изъяты> человека, была обеспечена жилым помещением более учетной нормы и на каждого члена семьи приходилось по <данные изъяты> кв.м.

В это же время когда семья ФИО7 была обеспечена жилым помещением более учетной нормы, ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность еще одно жилое помещение с использованием кредитных средств под залог недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

На основании выписок ЕГРН и имеющегося недвижимого имущества в собственности, семья ФИО7, с составом 3 человека, имеет общую площадь жилого помещения на одного члена <данные изъяты> кв.м.

Из вышеизложенного следует, что истцы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются обеспеченными общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, до рождения ребенка, больше учетной нормы - <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от - р/5, семья ФИО7, на основании п.2 4.1 ст. 56 ЖК РФ, были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодым семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. № 1710, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма - обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. № 1710, постановлением мэра г. Тольятти от 05.10.2005г. № 141-1/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одинокого проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории г.о. Тольятти, учетная норма площади жилого помещения, для данной категории граждан, не может быть выше -12, кв.м., на одного члена семьи.

На основании подпункта «б» п.6 Правил (подпункт «а» пункт 22 Правил) семья ФИО7, с составом <данные изъяты> человека, распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5, была исключена из числа участников мероприятия в связи с несоответствием молодой семьи требованию.

Согласно ст. 56 ЖК Российской Федерации приведен перечень оснований для снятия с учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Этот перечень является исчерпывающим и носит императивный характер.

Истцы, с составом семьи 3 человека, были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключены из числа участников в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, по причине их не нуждаемости в улучшении жилищных условий, т.е. по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.

Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, в отличие от ранее действовавшей Программы на 2002 - 2010 (действовала до 31.12.2010) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.

Такая возможность введена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 г.

Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты. Поскольку срок действия подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках подпрограммы на 2011 - 2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.

Вместе с тем, Указанным Постановлением Правительства РФ Правила дополнены п. 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (пп. "д" и "е").

Таким образом, в силу пп. "г" п. 2 социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу пп. "е" п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Вновь принятые изменения в Постановлении Правительства РФ от 26 мая 2016 г. №466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы", п. «е» ст. 2 Правил, согласно которым социальные выплаты можно стало использовать для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по эти кредитам или займам, вступило в законную силу <данные изъяты>., предполагает, что данные изменения относятся к подпрограмме «Жилище» на <данные изъяты>.

Между тем, истцы приобрели квартиру в <данные изъяты> году, т.е. до внесения изменении в федеральную программу «Жилище» на <данные изъяты>., и после внесения изменений в федеральную программу «Жилище» на 2011-2015гг., которая предусматривала возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до ДД.ММ.ГГГГг.

В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Принимая на соответствующий период федеральную целевую программу, преследующую схожие цели с ранее закончившей свое действие программой, Правительство Российской Федерации вправе каждый раз определять порядок и условия её реализации (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Таким образом, отсутствуют законные основания для признания незаконным распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5, а также распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 192-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.В. Сураева

2-3936/2022 ~ М-2768/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новицкий С.В.
Черепанова Е.В.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сураева А.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2022Подготовка дела (собеседование)
22.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2022Предварительное судебное заседание
23.09.2022Предварительное судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
21.11.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее