Дело №2-1648/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2016 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Агафоновой А.О.,
с участием прокурора Белого В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Корякину К.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Корякину К.Н., в котором с учетом уточнений, просил взыскать с ответчикав доход соответствующего бюджета необоснованно возвращенную сумму имущественного налогового вычета в размере 253168рублей.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), проведенной военной прокуратурой Красноярского гарнизона, установлено, что Корякин К.Н. проходит военную службу в войсковой части 3377 и является участником НИС. Между ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Корякиным К.Н. заключен договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального вноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, согласно которому Минобороны России предоставило Корякину К.Н. за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, целевой жилищный заем: а) на погашение первоначального взноса при получении ипотечного займа при приобретении квартиры, в размере 643614, 52 рублей; б) на погашение обязательств по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительном счете Заемщика.
23.03.2011г. Корякин К.Н. на основании договора купли-продажи приобрел жилое помещение- квартиру по <адрес>, в том числе, за счет средств целевого жилищного займа из федерального бюджета.
В 2013-2014гг. Корякин К.Н. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России №26 по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета за 2011-2013г.г., по налоговым уведомлениям о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет получил от работодателя имущественный налоговый вычет в общей сумме 253 168 рублей.
Ссылаясь на положения ст. 210, ст. 220 НК РФ, ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», прокурор считает, что имущественный налоговый вычет не может быть предоставлен участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих по расходам, произведенным за счет средств, полученных из федерального бюджета.
В соответствии со справкой Межрайонной инспекции ФНС России № 26 по Красноярскому краю сумма задолженности Корякина К.Н. составляет 253 168 рублей.
В судебном заседании заместитель военного прокурора Красноярского гарнизона Белый В.В. поддержал исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель истца Межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю, надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным лично) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду заявление, в котором указал, что при обращении Корякина К.Н. в налоговый орган с налоговыми декларациями за 2011г., 2012г. и 2013г., в представленных налоговых декларациях не указывались сведения об источниках получения денежных средств для приобретения жилья, общая сумма неправомерно полученного имущественного налогового вычета за указанный период составила 253 168 руб., просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, на удовлетворении иска настаивал.
Ответчик Корякин К.Н. в судебном заседаниипри разрешении заявленных исковых требований полагался на усмотрение суда, пояснил также, что обращаясь в налоговый орган с заявлением о предоставлении налогового вычета, полагал, что имеет на то право, при этом налоговый орган в заблуждение не вводил: предоставил все документы, на основании которых налоговым органом было принято решение о предоставлении ему налогового вычета, втом числе, не только договор купли-продажи, из которого следует, что квартира приобретается за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Уполномоченным федеральным органом по Договору целевого жилищного займа, но и сам Договор целевого жилищного займа от 28.02.2011г., кредитный договор, из которых следует, что целевой жилищный займ предоставляется на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность заемщика жилого помещения за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете заемщика в размере 643614, 52 руб. и на погашение обязательств по ипотечному кредиту. Возвратить полученные в качестве имущественного вычета денежные средства не смог, поскольку по утверждению сотрудников налогового органа он должен был сначала уплатить неустойку в размере 320000 рублей.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункты "ж", "з"), 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 114 (пункт "б" части 1) следует, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов осуществляется законодателем, который вправе проводить налоговую политику и создание условий для реализации права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В рамках налоговой политики, направленной на поощрение граждан к самостоятельному улучшению своих жилищных условий, в Налоговом кодексе Российской Федерации с целью уменьшения дохода, учитываемого при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, закреплено право плательщиков этого налога на получение имущественных налоговых вычетов при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также определены их основания, порядок предоставления и размер (статья 220).
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Исходя из указанных законоположений, право на предоставление имущественного налогового вычета неразрывно связано с фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными расходами, связанными с приобретением имущества.
Между тем, в соответствии с абзацем 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья для налогоплательщика, не применяется в случаях, если оплата расходов производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФЗ №117-ФЗ) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
Пунктом 4 статьи 3 названного Федерального закона определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктом 7 статьи 3 ФЗ №117-ФЗ установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ №117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы имеет право приобрести в собственность жилое помещение или жилые помещения за счет средств, накопленных на именном накопительном счете участника, и дополнительных денежных средств, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, после возникновения права на их использование.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ №117-ФЗ каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, в том числе в целях погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
В соответствии со ст.15 ФЗ №117-ФЗ погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы. Согласно названной норме права процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования.
Для получения дохода от инвестирования накопительные взносы из федерального бюджета, в соответствии со статьей 17 ФЗ №117-ФЗ, по договору доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения передаются в доверительное управление управляющим компаниям. Учредителем и выгодоприобретателем по указанному договору является Российская Федерация.
Согласно материалов дела, Корякин К.Н.проходит военную службу в войсковой части № 3377 в должности начальника группы по работе с личным составом и является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
28.02.2011г. между Министерством обороны Российской Федерации и Корякиным К.Н. заключен договор№ № жилищного займа, предоставляемого участнику НИС для погашения первоначального вноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, по условиям которого Корякину К.Н. был предоставлен целевой жилищный заем. По условиям договора Минобороны России предоставляет Корякину К.Н. за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, целевой жилищный заем на погашение первоначального взноса при получении ипотечного займа при приобретении квартиры, в размере643614, 52 руб. и на погашение обязательств по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительномсчете Заемщика.
28 февраля 2011г.между коммерческим банком Инвестрастбанк (ОАО) и Корякиным К.Н. заключен кредитный договор№-№, в соответствии с которым заявителю, как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, Банк предоставил кредит в сумме 1 947451, 48 рублей для целевого использования сроком на 139 месяцев, для приобретения жилого помещения- квартиры по <адрес>, стоимостью 2591 066 рублей.
В соответствии с договором купли- продажи квартиры от 23.03.2011г. Корякину К.Н. купил- приобрел в собственность квартиру по <адрес>, стоимостью 2591 066 рублей, за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Уполномоченным федеральным органом по Договору целевого жилищного займа, согласно Договору целевого жилищного займа № от 28.02.2011г. в размере 643614, 52 руб. для погашения первоначального взноса и на погашение обязательств по Кредитному договору; кредитных средств, предоставляемых КБ Инвестрастбанк (ОАО) в размере 1947451, 48 рублей.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 28.03.2011г., за Корякиным К.Н. зарегистрировано право собственности на квартирупо <адрес>, с указанием существующего ограничения (обременения) права - ипотека в силу закона.
25.04.2013г. и 06.03.2014г. Корякин К.Н. обращался в налоговый орган - Межрайонную инспекцию ФНС России №26 по Красноярскому краю с заявлениями о предоставлении имущественного налогового вычета в 2011-2013 г.г., по результатам рассмотрения которых налоговым органом выданы уведомления от 13.05.2013г. и 19.06.2014г. о подтверждении права Корякина К.Н. на имущественный налоговый вычет. На основании указанных уведомлений, работодателем не удержан с Корякина К.Н. налог: за 2011г. в размере 67 296 рублей, за 2012г. в размере 172 705рублей, за 2013 г. в размере 13 167 рублей, а всего в размере 253 168 рублей.
В соответствии со справкой – расчетом размера имущественного налогового вычета Межрайонной инспекции ФНС России № 26 по Красноярскому краю, сумма неосновательнополученного Корякиным К.Н. имущественного налогового вычета, в связи с приобретением указанной квартиры, за 2011- 2013 г.г. составила253 168 рублей.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Анализируя вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, с учетом того, что квартира Корякиным К.Н. была приобретена в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуемой за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что налоговый вычет был получен ответчиком неосновательно, так как погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту, осуществлялось, в том числе, за счет средств федерального бюджета. В судебном заседании ответчиком подтверждено, что при приобретении квартиры он собственные средства не вкладывал, погашение ипотечного кредита в настоящее время, поскольку он является военнослужащим, также производится государством, за счет перечисления денежных средств в погашение кредита на счет Банка.
При таких обстоятельствах исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю № 26 к Корякину К.Н. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Корякину К.Н. взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Корякина К.Н. доход соответствующего бюджета денежные суммы неосновательно предоставленного имущественного налогового вычета в размере253168 (двести пятьдесят три тысячи сто шестьдесят восемь) рублей.
Решение может быть также обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 02 июля 2016г. путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.