Решение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2017 года
Дело № 2-1745/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Хатанзейской О.А.
с участием ответчика – истца по встречному иску Семеновой О.Н.,
представителя ответчика – истца по встречному иску Стеценко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» к Семеновой ОН о возложении обязанности совершить определенные действия, встречному иску Семеновой ОН к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» о возложении обязанности совершить определенные действия, защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Севжилсервис» обратилось в суд с иском к Семеновой О.Н. о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и договора управления многоквартирным домом от 01 сентября 2013 года осуществляет управление многоквартирным домом № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске.
В ходе проведенной специалистами Общества и представителями Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска проверки установлено, что на лоджии квартиры № указанного многоквартирного дома отсутствует защитный экран на ограждающей конструкции, нарушена целостность металлических ограждений конструкции, что подтверждается актом от 02 ноября 2016 года и предписанием № 549/2 от 08 февраля 2017 года, выданным Обществу.
В соответствии с требованиями действующего законодательства управляющая организация должна нести обязательства по восстановлению защитного экрана и металлических ограждений конструкции лоджии указанной квартиры.
Вместе с тем, специалистами Общества установлено, что на лоджии данной квартиры самовольно возведены непредусмотренные технической документацией конструкции, создающие непреодолимые препятствия к выполнению необходимого комплекса мероприятий по приведению ограждения лоджии в надлежащее техническое состояние.
В связи с указанным Общество не имеет реальной возможности исполнить принятые на себя обязательства по содержанию общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме в данной части, поскольку произвести работы по восстановлению ограждающих конструкций лоджии с использованием автовышки не представляется возможным по причине отсутствия места для раскладки вышки (со стороны фасада находится зеленая зона, имеющая рыхлый плодоносный слой, не обеспечивающий горизонтальной ориентации оборудования), работы с привлечением сварщика-альпиниста могут спровоцировать возгорание самовольно установленной деревянной обшивки лоджии и пластиковых заполнений, то есть производство такого рода работ нарушит правила техники безопасности.
Таким образом, восстановление ограждающих конструкций лоджии возможно лишь в случае демонтажа самовольно установленных пластиковых заполнений проемов и деревянной обшивки.
13 апреля 2017 года собственнику жилого помещения – квартиры №, расположенной в данном многоквартирном доме, было направлено письмо с предложением выполнить работы по демонтажу незаконно возведенных конструкций лоджии в срок до 28 апреля 2017 года. Однако в установленный срок необходимые работы собственником помещения произведены не были.
Ссылаясь на положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, просил обязать ответчика незамедлительно собственными силами и за свой счет выполнить работы по демонтажу внутреннего заполнения светового проема и внутренней обшивки лоджии квартиры №, расположенной в многоквартирном доме № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске.
Не согласившись с иском, ответчик Семенова О.Н. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в котором указала, что неоднократно обращалась в управляющую организацию с требованием выполнить ремонтные работы по восстановлению ограждающей конструкции лоджии. Кроме того, решением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Мурманска от 16 мая 2017 года по гражданскому делу № 2-573/17 по иску Башкатовой Е.А. к Семеновой О.Н., ООО «Севжилсервис» о защите прав потребителя и возмещении убытков установлен факт ненадлежащего выполнения управляющей организацией обязанностей по обслуживанию многоквартирного дома в части содержания и проведения текущего ремонта указанного общего имущества дома. До настоящего времени необходимые ремонтные работы по приведению лоджии принадлежащей ей квартиры в надлежащее состояние управляющей организацией не произведены. При этом полагала, что Обществом не приведено правового обоснования и не представлено надлежащих доказательств наличию препятствий проведению необходимых работ в виде установленного на лоджии внутреннего заполнения светового проема и внутренней обшивки и необходимости совершения ею действий по их демонтажу, невозможности проведения ремонтных работ с использованием автовышки или с участием промышленных альпинистов без выполнения ею как собственником жилого помещения требуемых действий. Просила обязать ООО «Севжилсервис» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по восстановлению внешнего ограждения лоджии квартиры №, расположенной в многоквартирном доме № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске.
В судебное заседание представитель ООО «Севжилсервис» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Ранее, в судебных заседаниях 26 июня и 20 июля 2017 года представители истца – ответчика по встречному иску Кайгородова Е.В., Горелова А.С. заявленные требования поддержали, дополнительно к доводам, приведенным в исковом заявлении, пояснили, что переоборудование лоджии открытого типа собственником квартиры № произведено самовольно, данные действия создают управляющей организации препятствия в надлежащем исполнении своих обязательств по содержанию и ремонту общего имущества дома. Не оспаривая в целом обоснованность и правомерность встречных исковых требований Семеновой О.Н., указали, что проведение необходимых ремонтных работ возможно лишь при предоставлении доступа на балконную плиту лоджии со стороны квартиры после демонтажа собственником квартиры внутреннего заполнения светового проема и внутренней обшивки лоджии.
Семенова О.Н., ее представитель Стеценко А.С. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска ООО «Севжилсервис», удовлетворить встречные исковые требования, настаивая на доводах, приведенных во встречном исковом заявлении.
Заслушав ответчика – истца по встречному иску Семенову О.Н., ее представителя Стеценко А.С., исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-573/17, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», данный Закон регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу статьи 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии положениями части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
Указанные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно разделу II Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно пункту 4.2.1.5 Правил не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.2.4.2 Правил).
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.4.3 Правил).
Приложением № 7 к указанным Правилам предусмотрено, что работы по ремонту лестниц, балконов, крылец (зонтов-козырьков) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей являются работами, относящимися к текущему ремонту.
В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках относятся к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что ООО «Севжилсервис» на основании договора управления многоквартирным домом от 01 сентября 2013 года осуществляет управление многоквартирным домом № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске.
Из материалов дела следует, что Семенова О.Н. является собственником жилого помещения – квартиры №, расположенной в указанном многоквартирном доме.
Из материалов дела также следует, что в рамках проведения мероприятий по муниципальному жилищному контролю 22 сентября 2016 года Комитетом по жилищной политике администрации города Мурманска проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Севжилсервис», в ходе которой установлено, что лоджия квартиры №, расположенной на 7 этаже многоквартирного доме № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске, имеет нарушения целостности металлического ограждения, наличие торчащих металлических элементов, защитный экран на ограждающей конструкции лоджии отсутствует.
По результатам проведенной проверки управляющей организации выдано предписание № 549 от 22 сентября 2016 года, согласно которому Обществу необходимо восстановить целостность металлических ограждений конструкции лоджии квартиры № в срок до 30 сентября 2016 года, восстановить защитный экран на ограждающей конструкции лоджии указанной квартиры в срок до 21 октября 2016 года, осуществлять мониторинг технического состояния несущих конструкций лоджии указанной квартиры, а в случае выявления признаков повреждения несущих конструкций лоджии принять незамедлительные меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций - постоянно до выполнения необходимых ремонтных работ.
В ходе проведенной Комитетом по жилищной политике администрации города Мурманска 27 октября 2016 года проверки выполнения указанного предписания установлено, что необходимые работы управляющей организацией не проведены, ООО «Севжилсервис» выдано предписание № 549/1 от 27 октября 2016 года с указанием выявленных нарушений и перечня мероприятий, подлежащих исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений, с установленным сроком исполнения – до 30 ноября 2016 года.
Неисполнение ранее выданного предписание установлено также в ходе проведения проверки 08 февраля 2017 года, управляющей организации выдано предписание № 549/2 о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 31 марта 2017 года.Определением и.о. председателя Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска № 102 от 14 апреля 2017 года срок выполнения работ согласно предписанию от 08 февраля 2017 года № 549/2 продлен до 29 мая 2017 года, определением заместителя председателя Комитета от 17 мая 2017 года № 145 - до 27 июля 2017 года.
До настоящего времени необходимые работы по текущему ремонту общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме управляющей организацией не произведены, выявленные нарушения не устранены, доказательства обратному в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку указанные действия ООО «Севжилсервис» нарушают права Семеновой О.Н. как потребителя оказываемых управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом услуг, суд полагает заявленные Семеновой О.Н. исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители ООО «Севжилсервис», не оспаривая по существу требования Семеновой О.Н., просили обязать ее незамедлительно собственными силами и за свой счет выполнить работы по демонтажу внутреннего заполнения светового проема и внутренней обшивки лоджии принадлежащей ей квартиры, полагая, что в противном случае у управляющей организации отсутствует возможность выполнить необходимые работы по текущему ремонту общего имущества, проведение которых возможно лишь при предоставлении доступа на лоджию со стороны квартиры, а также сославшись на то обстоятельство, что установка пластиковых заполнений проемов лоджии и деревянной обшивки произведена без соответствующего разрешения и является самовольным переоборудованием помещения, создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает архитектурный облик многоквартирного дома как объекта капитального строительства, способствует разрушению общедомового имущества.
Оценив доводы представителей управляющей организации в совокупности с установленными по делу обстоятельствами и представленными в материалы дела доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями подпункта «б» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Как следует из актов от 02 ноября 2016 года, составленных ООО «Цефей», с которым, как следует из пояснений представителей ООО «Севжилсервис», Общество состоит в подрядных отношениях, комиссией в составе представителей технического участка № 6 Путилина А.В., Сидоровой Г.С., Ивановой Е.А. в ходе обследования квартиры № дома № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске установлено, что защитный экран на ограждающих конструкциях лоджии квартиры отсутствует, с внутренней стороны лоджия обшита деревом, в воздушные проемы вставлены несъемные остекленные заполнения. Произвести работы по восстановлению ограждающих конструкций лоджии с использованием автовышки не представляется возможным, поскольку отсутствует место раскладки вышки (со стороны главного фасада находится зеленая зона, имеющая рыхлый плодоносный слой, не обеспечивающий горизонтальной ориентации оборудования); работы с привлечением сварщика-альпиниста ставят под угрозу возгорания самовольно установленной деревянной обшивки лоджии и пластиковых заполнений; восстановление ограждающих конструкций лоджии возможно в случае демонтирования самовольно установленных пластиковых заполнений проемов и деревянной обшивки.
Путилин А.В., допрошенный в судебном заседании 20 июля 2017 года в качестве свидетеля, подтвердил указанные в актах выводы.
В целях объективного установления обстоятельств возникшего между сторонами спора судом назначено комиссионное обследование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске с составом комиссии в лице представителей Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска, МКУ «Новые формы управления», ООО «Севжилсервис», ООО «АльпСтрой», с участием Семеновой О.Н.
Согласно акту от 08 августа 2017 года, составленному МКУ «Новые формы управления», для восстановления целостности ограждения лоджии квартиры №, расположенной в указанном многоквартирном доме, необходимо проведение следующих работ: демонтаж оставшегося утеплителя и участка деформированной металлической обрешетки лоджии, усиление металлической обрешетки с помощью засверливания анкерных болтов к плите и боковым стенам лоджии, восстановление пароизоляции и гидроизоляции лоджии, восстановление защитного экрана лоджии в соответствии с требованиями пожарной безопасности, металлического отлива. Данные работы при помощи автовышки выполнить не представляется возможным в связи с наличием близкорасположенной зеленой зоны, выполнение работ с участием промышленных альпинистов возможно. При выполнении работ с участием промышленных альпинистов необходимость в демонтаже внутренней обшивки лоджии отсутствует, при выполнении работ со стороны квартиры необходим демонтаж внутренней обшивки лоджии отдельными местами (при необходимости полностью).
Согласно сообщению ООО «АльпСтрой», направленному в адрес суда по результатам проведенного 08 августа 2017 года комиссионного обследования, разрушение внешнего ограждения лоджии квартиры № в доме № 11/4 по улице Лобова в городе Мурманске подлежит восстановлению без выполнения сварочных работ, расшитие деревянных конструкций при этом не требуется.
ООО «Севжилсервис» представило по результатам проведенного комиссионного обследования свой акт от 08 августа 2017 года, в котором представитель управляющей организации привел доводы, аналогичные указанным в ранее составленном акте от 02 ноября 2016 года.
Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд полагает необходимым принять во внимание при разрешении спора документы, представленные незаинтересованными в исходе дела лицами, а именно МКУ «Новые формы управления» и ООО «АльпСтрой», учитывая также, что данные лица обладают необходимой компетенцией в области, касающейся поставленных судом на разрешение комиссии вопросов.
Кроме того, суд учитывает, что проект проведения ремонтных работ по предложенному управляющей организацией варианту, обязательность наличия которого предусмотрена Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, ООО «Севжилсервис» суду не представило.
Вместе с тем, указанными Правилами установлено, что не допускается использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжелых вещей, их захламление и загрязнение.
В соответствии с пунктами 25, 80, 82 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных Приказом Минтруда России от 07 июля 2015 года № 439н, запрещается использовать балконы ремонтируемых зданий (сооружений) в качестве грузовых площадок для приема материалов, вспомогательного оборудования и инструмента. В случае выявления аварийного состояния балконов, лоджий, эркеров, козырьков и других выступающих элементов фасада здания, следует немедленно установить временные крепления, оградить участок под аварийной конструкцией и запретить выход на балконы, лоджии, эркеры, козырьки. Запрещается применять приставные лестницы для производства работ по ремонту балконов и козырьков, смене водосточных труб, оконных отливов и покрытий выступающих на фасаде частей; производить работы одновременно на двух балконах, расположенных один над другим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО «Севжилсервис» не представлено доказательств невозможности восстановления общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме без использования лоджии принадлежащей Семеновой О.Н. квартиры.
Не усматривает суд оснований для удовлетворения иска ООО «Севжилсервис» и по доводам Общества о наличии у него полномочий требовать от собственника жилого помещения приведения самовольно переоборудованной лоджии в прежнее состояние, учитывая, помимо того, что спор в данном случае имеет иное основание, и то обстоятельство, что в целом управляющей организацией не подтвержден факт наличия у нее права заявлять данное требование в судебном порядке.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу положений частей 1, 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 данного Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 данного Кодекса, являются самовольными.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что управляющей организацией не представлено доказательств тому, что остекление лоджии и установка на ней внутренней деревянной конструкции в данном случае является самовольным переоборудованием, требующим решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, ведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.
Кроме того, при наличии подтвержденного факта самовольного переоборудования помещения в многоквартирном доме, как следует из вышеприведенных положений действующего жилищного законодательства, правом требовать приведения помещения в прежнее состояние наделен орган, осуществляющий согласование переустройства (перепланировки) жилого помещения.
Из представленного в материалы дела договора управления многоквартирным домом от 01 сентября 2013 года следует, что ООО «Севжилсервис» осуществляет деятельность по содержанию общего имущества дома.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора управляющая организация вправе представлять интересы собственников по предмету договора во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней.
Таким образом, Общество уполномочено действовать в интересах собственников помещений в доме в рамках правоотношений, установленных данным договором и действующим законодательством.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что собственники вышеуказанного многоквартирного дома обращались к ООО «Севжилсервис» по вопросу нарушения их прав в связи с установкой на лоджии квартиры №, расположенной в указанном доме, оконных и деревянных конструкций, наделяли управляющую организацию полномочиями представлять их интересы, касающиеся защиты права общей долевой собственности, при рассмотрении данного спора, и Общество согласовывало с собственниками обращение в суд с иском к Семеновой О.Н. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о демонтаже остекления и внутренней деревянной конструкции лоджии, как того требуют положения статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, не принималось. Иск предъявлен Обществом от своего имени, а не от имени собственников.
Кроме того, спорное помещение не является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, к которому относятся, в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома и ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Доказательств тому, что именно в результате остекления и установки внутренней деревянной обшивки лоджии квартиры № причинены повреждения общедомовому имуществу или имуществу иных собственников, не имеется, данный довод ООО «Севжилсервис» опровергается также вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского районного суда города Мурманска от 16 мая 2017 года по гражданскому делу № 2-573/2017 по иску Башкатовой Е.А. к ООО «Севжилсервис», Семеновой О.Н. о защите прав потребителя и возмещении ущерба.
Выбор способа защиты нарушенного права из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца. При этом обязательным условием является наличие нарушений прав и законных интересов истца.
ООО «Севжилсервис» не представлено доказательств нарушения Семеновой О.Н. прав и законных интересов Общества, из материалов дела следует, что управляющая организация имеет возможность исполнять условия договора по обслуживанию многоквартирного дома, и действия Семеновой О.Н. не препятствуют Обществу в надлежащем управлении домом.
Исходя из изложенного, суд полагает, что удовлетворение заявленных ООО «Севжилсервис» требований не соответствует целям применения судебной защиты, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска Общества к Семеновой О.Н.
Поскольку при этом суд пришел к выводу об удовлетворении встречных исковых требований Семеновой О.Н. к ООО «Севжилсервис» о возложении обязанности совершить определенные действия, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда в данной части должно быть исполнено.
Семенова О.Н. просила обязать ООО «Севжилсервис» организовать и обеспечить выполнение работ по восстановлению внешнего ограждения лоджии принадлежащей ей квартиры в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд полагает указанный срок обоснованным и достаточным, учитывая также, что управляющей организацией не представлено доказательств невозможности выполнения необходимых работ в этот срок.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что при подаче иска ООО «Севжилсервис» судом была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, а также принимая во внимание удовлетворение встречного иска Семеновой О.Н., при подаче которого она от уплаты государственной пошлины освобождена, с ООО «Севжилсервис» в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ 5190000460) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 11/4 ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ 5190000460) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░