Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2014 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Погосяна К.А.,
при секретаре Емяшевой Е.В.,
с участием помощника прокурора г. Ессентуки Бахтин В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора г.Ессентуки в защиту интересов многодетной семьи Нестерчук М.С. и Нестерчук А.В. выступающих в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Нестерчук Н.А., Нестерчук Б.А., Нестерчук Д.А. к администрации **************, комитету по муниципальной собственности **************, Управлению архитектуры и градостроительства о признании бездействия администрации ************** выразившееся в непредставлении многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты> незаконным и возложении обязанности на администрацию ************** об утверждении и выдаче Нестерчук М.С. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ, и возложении обязанности на администрацию ************** в месячный срок со дня предоставления Нестерчук М.С. кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении многодетной семье Нестерчук Н.А., ************** года рождения, Нестерчук Б.А., ************** года рождения, Нестерчук Д.А., ************** года рождения, земельного участка для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурор ************** обратился в суд с иском в защиту многодетной семьи Нестерчук М.С. и Нестерчук А.В., выступающих в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Нестерчук Н.А., Нестерчук Б.А., Нестерчук Д.А. к администрации **************, комитету по муниципальной собственности **************, Управлению архитектуры и градостроительства о признании бездействия администрации ************** выразившееся в непредставлении многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты> незаконным и возложении обязанности на администрацию города Ессентуки об утверждении и выдаче Нестерчук М.С. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ, и возложении обязанности на администрацию ************** в месячный срок со дня предоставления Нестерчук М.С. кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении многодетной семье Нестерчук Н.А., ************** года рождения, Нестерчук Б.А., ************** года рождения, Нестерчук Д.А., ************** года рождения, земельного участка для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора Бахтин В.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой города проверено и признано обоснованным обращение Нестерчук М.С. о несогласии с действиями администрации **************, выразившимися в необеспечении ее семьи земельным участком для индивидуального жилищного строительства, проверено исполнение требований земельного законодательства должностными лицами администрации **************. Проверка показала, что с момента вступления в силу Федерального закона от ************** ***************ФЗ «О внесении изменений в <данные изъяты> Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» и по состоянию на ************** на учете в администрации ************** состоит <данные изъяты>, <данные изъяты>
Установлено, что Нестерчук М.С. с ************** состоит в зарегистрированном браке с Нестерчуком А.В., которые имеют троих несовершеннолетних детей: Нестерчук Н.А., ************** года рождения, Нестерчук Б.А., ************** года рождения, Нестерчук Д.А., ************** года рождения. Нестрчук М.С. обратилась в администрацию ************** с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Распоряжением комитета по муниципальной собственности ************** от ************** *************** семья Нестерчук М.С. и члены ее семьи поставлены на учет для предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером *************** В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст.38 Конституции Российской Федерации); каждому гарантируется социальное обиспичение для воспитания детей (ч.1 ст.39).
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от ************** *************** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (***************) вопросы создания условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения поселения. В соответствии с нормами указанного Закона органам местного самоуправления предоставлено право обладания всеми правомочиями собственника земельных участков, то есть предоставлено право распоряжении земельными участками, находящимися в их ведении.
Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семья земельных участков находящихся в муниципальной собственности, а также земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории ************** определены ************** от ************** *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (далее ***************). Частью 3 ст. 12 Закона *************** установлено, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории ************** не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства <данные изъяты>
В целях приобретения земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительств( <данные изъяты> ***************). При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей (<данные изъяты> ***************). <данные изъяты> *************** предусмотрено, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка орган местного самоуправления: 1) на основании заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; 2) в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
В ходе проверки установлено, что в целях реализации положений закона органом местного самоуправления определен район индивидуальной жилой застройки в Северной части ************** определен и зарезервирован <данные изъяты> под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон <данные изъяты> то есть на территории ************** имеются свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которых имеет администрация **************.
Таким образом, в соответсвии с действующим законодательством администрацией ************** Нестерчук М.С.и членам ее сеьи должен быть предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты>
Однако до настоящего времени, в нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией ************** Нестерчук М.С. и членам ее семьи земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не принято, соответствующий договор аренды не заключен.
На момент проведения проверки администрацией ************** работы, определенные земельным законодательством по формированию земельного законодательства не проводились, схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой схеме не утверждалась и Нестерчук М.С. для проведения кадастровых работ не выдавалась.
И.О. прокурор ************** обращается в суд с исковым заявлением в интересах многодетной семьи Нестерчук М.С. на основании требований ст. 45 ГПК РФ и заявления Нестерчук М.С. о защите семьи, материнства, отцовства и детства. Просит суд признать бездействия администрации **************, выразившихся в непредставлении многодетной семье: Нестерчук М.С., Нестерчук А.В., Нестерчук Н.А., Нестерчук Б.А., Нестерчук Д.А., земельного участка для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты> незаконными и возложить обязанность предоставить земельный участок многодетной семье: Нестерчук М.С., Нестерчук А.В., Нестерчук Н.А., Нестерчук Б.А., Нестерчук Д.А., для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты>
Нестерчук М.С., Нестерчук А.В., в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель администрации ************** по надлежащей доверенности Бондаренко Л.А., в судебное заседание не явилась, направив ходатайства о рассмотрении гражданского дела в отсутствии представителя, и возражение в котором изложено, что заявленные требования не признает, просит в удовлетворении исковых требований И.о. прокурора отказать в полном объеме. По следующим основаниям Администрация ************** считает, что требования Прокуратуры ************** к Администрации ************** о признании незаконным бездействия Администрации **************, обязать утвердить и выдать схему земельного участка и возложении обязанности предоставить <данные изъяты> земельный участок для индивидуального жилищного строительства многодетной семье Нестерчук М.С., Нестерчук А.В., Нестерчук Н.А., Нестерчук Б.А., Нестерчук Д.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ************** от ************** *************** «О мерах социальной поддержки многодетных семей» многодетной признается семья, проживающая на территории **************, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами ************** в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Многодетным семьям предоставляется, в том числе право на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства
В соответствии с п. 3 ст. ************** от ************** *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории ************** <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства <данные изъяты>
Согласно ст. 12.1. указанного закона, в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства.Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявленияосуществляет:
- проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 2 настоящей статьи;
- сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду;
- в установленном им порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование гражданина, имеющего трех и более детей, о постановке его на учет (об отказе в постановке на учет).
Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.
При наличии на территории муниципального образования ************** свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
Нестерчук М.С. обратилась в Комитет по муниципальной собственности ************** с заявлением о предоставлении земельного участка <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрев заявление и документы, предоставленные Нестерчук М.С. было принято распоряжение Комитета по муниципальной собственности ************** от **************. *************** «О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства».
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
По данным Комитета по муниципальной собственности ************** (что подтверждается справками от ************** *************** от **************. ***************, от **************.) на территории ************** свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство нет, изъятие земельных участков под индивидуальное жилищное строительство за период с **************. по **************. не проводилось.
При этом прокуратурой ************** не представлено доказательств о наличии свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории ************** и соответствен не принятии Администрацией ************** действий по предоставлению имеющихся земельных участков под индивидуальное жилищное строительство <данные изъяты> многодетной семье Нестерчук.
В силу ст. ************** от ************** *************** в случае отсутствия на территории муниципального образования ************** свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти **************, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности ************** (далее - уполномоченный орган исполнительной власти **************), для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования ************** земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности **************.
Комитетом по муниципальной собственности ************** представлены доказательства обращения в уполномоченный орган исполнительной власти **************, как того требует закон.
Кроме того, в случае отсутствия земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в границах муниципальных образований по месту жительства граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, по заявлениям этих граждан о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, подаваемым в уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального района **************, а также в случаеотсутствия земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах муниципальных образований по месту жительстваграждан, указанных в части 3 настоящей статьи, по заявлениям этихграждан о предоставленииземельного участка в аренду, подаваемым в уполномоченный орган местного самоуправлениясоответствующего муниципального района **************, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются:гражданам, местом жительства которых является городской округ, - в границах населенных пунктов поселений тех муниципальных районов, которые граничат с городским округом, при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом дляиндивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений;гражданам, местом жительства которых является поселение, входящее в состав муниципального района, - в границах населенных пунктов иных поселений данного муниципального района при условии наличия земельных участков,предоставляемых в соответствии снастоящим Законом дляиндивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений.
Кроме того, не является состоятельным требование прокурора об обязании Администрации города утвердить и выдать Нестерчук М.С. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ.
Согласно п. 1 ст. 12 закона ************** от ************** *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» в целях приобретения земельного участка находящегося государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления.
В пункте 5 указанного закона предусмотрено, что выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданину имеющего трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, согласование данного выбора с гражданином, имеющим трех и более детей, осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Статья 31 ЗК РФ предусмотрено, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Вышеуказанных действий многодетная семья Нестерчук не предпринимала.
Вместе с тем, учитывая, что действующим законодательством в области социальной поддержки многодетных семей на органы местного самоуправления не возложена такая обязанность, в настоящее время для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, все же ведутся работы по подготовке территории микрорайона <данные изъяты> На данную территорию разработан проект <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>
Также, на мкр. <данные изъяты> разработана проектно-сметная документация но обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. <данные изъяты> предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая:
Электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - <данные изъяты> водоснабжение - <данные изъяты> канализация - <данные изъяты> газоснабжение - <данные изъяты>.Всего: <данные изъяты>Однако учитывая, что согласно ************** от ************** *************** «О мерах социальной поддержки многодетных семей» финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета **************, предусмотренных законом ************** о бюджете ************** на очередной финансовый год и плановый период, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета, работы по подготовке территории микрорайона <данные изъяты> занимают большое количество времени.
Таким образом, Администрацией ************** и Комитетом по муниципальной собственности ************** принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные ************** от ************** *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
С учетом изложенного Администрация **************, просит в удовлетворении заявленных требований прокурора ************** о признании незаконным бездействия Администрации **************, обязать утвердить и выдать схему земельного участка и возложении обязанности предоставить <данные изъяты> земельный участок для индивидуального жилищного строительства многодетной семье Нестерчук М.С., Нестерчук А.В., Нестерчук Н.А., нестерчук Б.А., Нестерчук Д.А отказать в полном объеме.
Представитель комитета по муниципальной собственности ************** по надлежащей доверенности Овчаренко О.А., в судебное заседание не явилась, направив ходатайства о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствии, и возражение на исковые требования И.о. прокурора, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям. И.о прокурор ************** обратился в Ессентукский городской суд в защиту интересов Нестерчук М.С., в порядке ст.45 ГПК РФ. В соответствии с п. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Из указанной нормы следует, что прокурор может предъявить иск (заявление) по любому гражданскому делу в случаях нарушения прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или государства. Также основания ст. 45 ГПК РФ не определяют порядок гражданского судопроизводства, в котором осуществляется защита интересов других лиц, поэтому порядок гражданского судопроизводства по делам определяется в соответствии с нормами ГПК РФ, регулирующими рассмотрение и разрешение заявления (иска) в гражданском процессе. Однако, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, в результате недееспособности и по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. При предъявлении исков в защиту прав и интересов граждан в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор не вправе мотивировать свое обращение тем, что нарушение их прав приобрело "особое общественное значение", либо ссылаться на нарушение прав и свобод значительного числа граждан, как это предусмотрено п. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с п. 3 ст. 131 ГПК РФ в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду. Судебная практика относит к уважительным обстоятельствам те, которые не позволяют гражданину самостоятельно обратиться в суд в защиту своих прав. Например, состояние здоровья гражданина, препятствующее самостоятельному обращению его в суд, под которым следует понимать не любое заболевание, а лишь хроническую болезнь, сковывающую человека в физическом и эмоционально-волевом отношении (инвалидность 1 группы, ребенок-инвалид, хронический алкоголизм и наркомания и т.п.). Под иными уважительными причинами, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, следует понимать тяжелую жизненную ситуацию, в которой такое лицо оказалось в результате стихийного бедствия, катастрофы, межэтнического конфликта и т.п.
Предъявляя иск в защиту интересов Нестерчук М.С., ни в исковом заявлении, ни в приложенных документах прокурором ************** не представлено доказательств, подтверждающих невозможность самостоятельного обращения Нестерчук М.С. в суд. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ************** ***************"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам даны следующие разъяснения: в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Однако, прокурором ************** не представлено доказательств подтверждающих бездействие администрации ************** и не принятие мер по предоставлению земельного участка многодетной семье.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Доказательств уважительности причин не способности семьи Нестерчук самостоятельно обратиться в суд, также не представлено. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. При удовлетворении заявления, в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
В исковом заявлении прокурора ************** не указан срок для принятия мер по восстановлению нарушенных прав и свобод и для совершения конкретных действий в целях устранения допущенного нарушения прав и свобод, что противоречит вышеуказанному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от **************г. *************** и сложившейся практике.
В соответствии с п.3 ст. ************** от ************** *************** "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории ************** не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Согласно ст.12.1. указанного закона, в целях приобретения земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства. Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления осуществляет: проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 2 настоящей статьи; сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду; в установленном им порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование гражданина, имеющего трех и более детей, о постановке его на учет (об отказе в постановке на учет). Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений. При наличии на территории муниципального образования ************** свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
Нестерчук М.С. обратилась в Комитет по муниципальной собственности ************** с заявлением о предоставлении земельного участка <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы предоставленные Нестерчук М.С., было принято распоряжение комитета по муниципальной собственности ************** от **************г. *************** «О принятии на учет с целью предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства По данным Комитета по муниципальной собственности ************** (что подтверждается справками от **************г. ***************, от **************г. ***************, от **************г.) на территории ************** свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство нет, изъятие земельных участков под индивидуальное жилищное строительство за период с **************г. по **************г. не проводилось. По состоянию на ************** Нестерчук М.С. состоит на очереде под ***************. При этом прокуратурой ************** не представлено доказательств о наличии свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории ************** и не принятии администрацией ************** действий по предоставлению имеющихся земельных участков под индивидуальное жилищное строительство <данные изъяты> Нестерчук М.С.
В настоящее время администрацией **************, для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона <данные изъяты> На данную территорию разработан проект планировки, включающий <данные изъяты> индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на <данные изъяты>, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад <данные изъяты>, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. <данные изъяты> разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. <данные изъяты> предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: Электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - <данные изъяты> водоснабжение <данные изъяты> канализация <данные изъяты> газоснабжение - <данные изъяты>
Согласно ст.12 Конвенции РФ местное самоуправление в приделах своих полномочий самостоятельна. Заявляя требования о понуждении к совершению указанных в исковом заявлений действий, прокурор ************** возлагает на суд обязанность вмещаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению возложенных на них полномочий, что, исходя из принципа разделения властей (ст.10 Конвенции РФ) является недопустимым. В соответствии со ст.28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, которой означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).
Бюджет ************** принят в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, принят компетентным органом - Советом **************, сформирован. Соответственно в силу закона прокурор ************** не вправе возлагать обязанность на орган местного самоуправления - администрацию ************** обязанность изменить направления расходов бюджетных средств, а иным способом исполнить указанные в исковом заявления требования невозможно.
Просит суд в удовлетворении заявленных требований прокурора ************** о признании бездействия администрации **************, выразившегося в не предоставлении многодетной семье Сомовой Л.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты> незаконным; возложении обязанности на администрацию ************** предоставить многодетной семье Нестерчук М.С. земельный участок для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты>, отказать в полном объеме.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства ************** Ярушин В.И., действующий по доверенности, обратился в суд с возражением на исковые требования прокурора **************, считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим причинам: генеральным планом в ************** в <данные изъяты> определен и зарезервирован земельный участок площадью <данные изъяты> под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон <данные изъяты> На данную территорию разработан Проект Планировка (ПП), выполненный в соответствии с требованиями СП по застройке городских территорий. ПП включает в себя; земельные участки жилой застройки, социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, дороги, подъезды, места отдыха и занятием спортом и т.д.. Проект планировки выполнен специализированной проектной организацией, имеющей лицензию и состоящей в СРО. ПП, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса от ************** ***************, прошел публичные слушания и утвержден постановлением администрации ************** *************** от ************** года. Проект планировки - не является проектом межевания. Межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. ПП был передан в Комитет по муниципальной собственности г.ессентуки для дальнейших работ, связанных с межеванием. В компетенцию УАиГ Администрации **************, в соответствии с Положением об УАиГ, работы, связанные с утверждением и выдачей схем расположения земельных участков на кадастровом плане, а так же предоставление земельных участков не входит. Управления архитектуры и градостроительства ************** считает требования прокурора не правомерными, так как все, что входит в компетенцию УАиГ, в соответствии с Положением об УАиГ, было выполнено.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Доводы представителя комитета по муниципальной собственности о том, что прокурор не вправе подать заявление по данному делу, суд считает необоснованными, т.к. семья Нестерчук М.С. является многодетной, обратилась с заявлением к прокурору за защитой своих прав. Принимая во внимание, что истица Нестерчук М.С. занята уходом за 3 несовершеннолетними детьми, обращение прокурора в защиту их интересов, обоснованно.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно требованиям ст.4 Конституции РФ Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. То есть закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить Федеральному закону и ограничивать права граждан посредством введения дополнительных условий, которые лишают гражданина права на получение социальных гарантий, установленных федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч.1 ст.39). Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция Российской Федерации, тем самым, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
Подпунктом 6 п.1 ст.14 Федерального закона от **************г. ***************-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.
Абзацем 2 п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от **************г. ***************ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»).
Из содержания данной нормы усматривается, что законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Согласно требованиям ст.54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Семейное законодательство Российской Федерации не определяет понятие многодетной семьи. В связи с этим, основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус такой семьи, является Указ Президента РФ от ************** *************** «О мерах по социальной поддержке многодетных семей. В соответствии с ним, субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи. При этом понятие многодетная семья определяется с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.
Согласно ст.1 закона ************** *************** «О мерах социальной поддержки многодетных семей (с изменениями, внесенными законом ************** от **************г. *************** (в редакции **************г.) многодетной признается семья, проживающая на территории **************, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами ************** в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Статьей 3 указанного закона предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей, одной из которых является бесплатное предоставление земельных участков в государственной собственности ************** или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
Статьей 4 данного закона определен порядок предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, согласно которой порядок бесплатного предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности ************** или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется законом ************** от **************г. *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
В силу требований закона ************** *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
В связи с внесением изменений в ************** от **************г. *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» относительно порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, ст.12 указанного закона предусматривает, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории ************** не менее трех лет, для индивидуальною жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Предоставлением земельных участков по настоящему основанию осуществляется однократно.
Нестерчук М.С. обратился в администрацию ************** с заявлением о предоставлении земельного участка <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы, предоставленные Нестерчук М.С., было принято распоряжение комитета по муниципальной собственности ************** от **************г. *************** «О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства».
По состоянию на день рассмотрения спора, Нестерчук М.С. состоит на учете в списке многодетных семей для получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство под номером 129.
В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление предоставления земельного участка в аренду в орган местного самоуправления (<данные изъяты> закона ************** ***************). При наличии на территории муниципального образования ************** свободного земельного участка предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение предоставления ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
По данным комитета по муниципальной собственности ************** (что подтверждается справками от **************г. ***************, от **************г. ***************), на территории ************** свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство нет, изъятие земельных участков под индивидуальное жилищное строительство за период с **************г. по **************г. не проводилось.
При этом прокуратурой ************** не представлено доказательств наличия свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории ************** и не принятии администрацией ************** действий по предоставлению имеющихся земельных участков под индивидуальное жилищное строительство <данные изъяты> семье Нестерчук.
Суд отмечает, что администрацией **************, комитетом по муниципальной собственности ************** не было допущено бездействия.
Так, в целях реализации положений Федерального и Краевого законодательства, администрацией **************, для предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона <данные изъяты> На данную территорию разработан проект планировки, включающий <данные изъяты> индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на <данные изъяты>, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на <данные изъяты>, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. <данные изъяты> разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой.
В силу ст. ************** от ************** *************** в случае отсутствия на территории муниципального образования ************** свободных земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти **************, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками находящимися в собственности **************, для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования ************** земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности **************.
Генеральным планом ************** в Северной части определен и зарезервирован земельный участок площадью <данные изъяты> под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон <данные изъяты> На данную территорию разработан Проект Детальной Планировки (ПДП), выполненный в соответствии с требованиями СП по застройке городских территорий. ПДП включает в себя: земельные участки жилой застройки, социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, дороги, подъезды, места отдыха и занятия спортом и т. д.). Проект детальной планировки выполнен специализированной проектной организацией, имеющей лицензию и состоящей в СРО. Проект детальной планировки - не является проектом межевания. Межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. ПДП был передан в комитет по муниципальной собственности ************** - для дальнейших работ, связанных с межеванием.
Комитетом по муниципальной собственности ************** представлены доказательства обращения в уполномоченный орган исполнительной власти **************, как того требует закон, что подтверждается копией обращения в Министерство имущественных отношений СК и ответа Министерства.
Таким образом, администрацией **************, комитетом по муниципальной собственности ************** принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные ************** от ************** *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что семье Нестерчук не отказано в предоставлении земельного участка. В настоящее время проводятся подготовительные работы с целью формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, в том числе, семье Нестерчук.
Таким образом, органом местного самоуправления осуществляется деятельность по исполнению вышеуказанного закона с соблюдением порядка и условий, при которых многодетная семья может реализовать свое право.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора ************** в защиту интересов многодетной семьи Нестерчук к администрации **************, комитету по муниципальной собственности, о признании бездействия администрации **************, незаконным являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В то же время, принимая во внимание, что администрацией **************, ведутся работы по подготовке территории микрорайона <данные изъяты> для предоставления земельных участков многодетным семьям, суд приходит к выводу, что в части возложения обязанности предоставить земельный участок, требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено судом, работы по формированию территории микрорайона <данные изъяты> не завершены.
Согласно п.4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). 2) предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина. 3) подписание договора аренды земельного участка в результате предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Дальнейшее формирование земельных участков приостановлено до утверждения в установленном законом порядке проектов планировки района индивидуальной жилой застройки. Утверждение проектов планировки предусмотрено положениями статей 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков на которых расположены объекты капитального строительства необходима подготовка документации по планировке территории, которой также будет предусмотрено размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
В соответствии с распоряжением ************** от ************** *************** «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в **************» администрацией ************** направлена информация в Министерство строительства и архитектуры ************** о финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории **************.
Для проектно-изыскательских работ, разработки проекта планировки территории вышеуказанных участков и прокладку инженерных коммуникаций к районам застройки и, соответственно, к земельным участкам требуется финансирование. На данную территорию разработан проект планировки, включающий <данные изъяты>, социальную инфраструктуру - школу на <данные изъяты> со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад <данные изъяты>, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. <данные изъяты> разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. <данные изъяты> предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: Электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - <данные изъяты> водоснабжение - <данные изъяты> канализация - <данные изъяты> газоснабжение - <данные изъяты>. Всего: <данные изъяты> Согласно утвержденного Плана мероприятий, финансирование планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов муниципальных образований **************.
Как следует из п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии;б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Согласно ст. 1 Земельному кодекса РФ земельным участкам является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, для предоставления земельного участка семье истцов необходимо, чтобы указанный земельный участок был сформирован, определены его границы, он должен быть поставлен на кадастровый учет, подлежат выполнению все требования земельного и градостроительного законодательства.
Согласно ************** от ************** *************** «О мерах социальной поддержки многодетных семей финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета **************, предусмотренных законом ************** о бюджете ************** на очередной финансовый год и плановый период, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии со ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ). Бюджет ************** на 2013 год принят в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, принят компетентным органом - Советом **************, сформирован. Соответственно, в силу закона на орган местного самоуправления - администрацию **************, невозможно возложить обязанности изменить направления расходования бюджетных средств.
************** от ************** *************** "О внесении изменений в ************** "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", ************** от ************** ***************О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", был дополнен статьями 12.1 и 12.2. В соответствии с п.1 ст. 12.2. в случае отсутствия на территории муниципального образования ************** свободных земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти **************, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками находящимися в собственности ************** (далее - уполномоченный орган исполнительной власти **************), для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования ************** земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности **************.
**************г. комитет по муниципальной собственности ************** воспользовался правом, предусмотренным ст.12.2. ************** от ************** *************** "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" и обратился в Министерство имущественных отношений **************. Письмом Министерства имущественных отношений ************** от **************г. *************** в адрес Комитета было сообщено, что в реестре земельных участков находящихся в государственной собственности **************, на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки свободных земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности **************, не значится.
По указанным выше основаниям суд не может определить срок предоставления земельного участка истцов - 1 месяц с момента вступления решения в законную силу, т.к. такое решение не может быть исполнено, в связи с отсутствием свободных земельных участков в городе- курорте Ессентуки.
Относительно срока предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, следует отметить, что в соответствии с ************** от **************г. *************** «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.
Как отмечено выше, Генеральным планом ************** в Северной части определен и зарезервирован земельный участок площадью <данные изъяты> под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон <данные изъяты> следовательно, имеется возможность для предоставления земельного участка семье истца, но после выполнения требований закона по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Только после выполнения данного объема работ, в случае, если не будет осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, в месячный срок со дня его поступления, утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставлении гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
С учетом представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об частичном удовлетворении заявленных требований прокурора ************** в интересах Нестерчук М.С., в части возложения обязанности на администрацию ************** по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, с учетом выполнения требований действующего законодательства, а именно, выполнение в отношении микрорайона <данные изъяты> работ по формированию земельных участков и предоставления многодетной семье Нестерчук М.С. кадастрового паспорта земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований прокурора ************** в защиту интересов Сомовой Л.В., выступающий в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Сомова Д.Р., Леонова С.А. и Леоновой И.А. к администрации **************, комитету по муниципальной собственности **************, о признании бездействия администрации ************** незаконными, отказать.
Обязать администрацию ************** об утверждении и выдаче Нестерчук М.С. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ.
Обязать администрацию ************** в месячный срок со дня предоставления Нестерчук М.С. кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении многодетной семье Нестерчук Н.А., ************** года рождения, Нестерчук Б.А., ************** года рождения, Нестерчук Д.А., ************** года рождения, земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2014 года
Председательствующий: Погосян К.А.