Дело № 2-716/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2015 года г.Емва Республики Коми
Княжпогостский районный суд Республике Коми
в составе председательствующего судьи Петровой М.В.,
при секретаре Сенюковой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Княжпогостского района РК Федоровой В.С., представителя ответчика администрации МО МР «Княжпогостский» по доверенности Рочевой Г.И.,
представителя ответчика администрации ГП «Емва» по доверенности Кулешовой Н.В.,
представителя Комитета лесов РК в лице ГУ РК «Железнодорожное лесничество» по доверенности Волжаниной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО МР «Княжпогостский» и администрации ГП «Емва» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Княжпогостского района РК обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО МР «Княжпогостский» и администрации ГП «Емва» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки. В обосновании иска указано, что в нарушение указанных требований законодательства на территории МО МР «Княжпогостский», а именно на лесном участке, расположенном в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество», расположена несанкционированная свалка. Прокуратурой Княжпогостского района совместно с главным лесничим-руководителем ГУ РК «Железнодорожное лесничество» <ДД.ММ.ГГГГ> во исполнение указания прокурора Республики Коми проведена проверка соблюдения на территории Княжпогостского района природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности и санитарного законодательства в лесах. При обследовании лесного участка, расположенного в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» (координаты: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы), выявлен факт складирования коммунально-бытовых и промышленных отходов, бытового и строительного мусора. Площадь захламления и загрязнения лесного участка составляет около <данные изъяты> га. Отходы находятся в непосредственной близости от деревьев, что создает угрозу пожарной безопасности лесов, вследствие возможности возгорания отходов. Проверка показала, что лесной участок, расположенный в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество», по договорам аренды, купли-продажи никому не передавался.
В судебном заседании прокурор Федорова В.С. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка должны быть возложены на орган местного самоуправления, в чьих границах находится несанкционированная свалка, обязанность по утилизации и переработке мусора в силу закона должна быть возложена на администрацию муниципального района.
Представитель ответчика администрации МО МР «Княжпогостский» по доверенности Рочева Г.И. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что все обязанности, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки, должны быть возложены на администрацию городского поселения, как на собственника земельного участка, либо на Комитет лесов РК в лице ГУ «Железнодорожное лесничество».
Представитель ответчика администрации ГП «Емва» по доверенности Кулешова Н.В. требования прокурора признала, пояснила, что в силу закона администрация городского поселения должна лишь организовать проведение сбора и вывоза мусора с несанкционированной свалки.
Представитель Комитета лесов РК в лице ГУ РК «Железнодорожное лесничество» по доверенности Волжанина Е.М. полагала, что требования прокурора к органам местного самоуправления заявлены обоснованно, поскольку несанкционированная свалка образовалась из бытовых отходов, образуемых в процессе жизнедеятельности населения.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и от иного негативного воздействия.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления, поэтому в случае неисполнения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию городского округа может быть возложена обязанность ликвидации этих свалок, а исполнение этой обязанности может быть осуществлено третьими лицами.
Описанием прохождения границ между МО ГП «Емва» и МР «Княжпогостский» подтверждается принадлежность выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества МО ГП «Емва» ( л.д.26-33).
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства на администрации МО ГП «Емва» лежит обязанность по принятию мер по проведению сбора и вывоза твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки.
На собственников земельных участков подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории лесного фонда, размещение отходов на несанкционированной свалке приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан.
Тем самым нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории Княжпогостского района, то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Захламление лесов отходами производства и потребления, в том числе строительным мусором, обладающими горючими свойствами, создает угрозу пожарной безопасности лесов, что свидетельствует о нарушении администрацией муниципального района «Княжпогостский» п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 41.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
Согласно данным Правилам в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (подпункт «г» пункта 2).
В отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3).
Согласно пункту 28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт «е» пункта 39 Правил).
Согласно ч. 1 ст. 77 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Понятие рекультивации относится к земельным участкам и заключается в приведении земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, складировании и захоронении промышленных, бытовых и иных отходов, других видах порчи.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 названного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п. 2 ст. 78 Закона).
Согласно п. 5 Приказа Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Более того, в силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку факт наличия несанкционированной свалки бытового мусора в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» (координаты: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы), с площадью захламления и загрязнения около <данные изъяты> га, установлен в судебном заседании на основании исследованных доказательств, в том числе акта от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 7), расчетами ущерба (л.д.8-9), схемой к акту о лесонарушении (л.д. 11), суд с учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, положений ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4, 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 51, 55, 83 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 (п. 4), постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по сбору и вывозу мусора, а также разработке проекта рекультивации и приведения участка в состояние, пригодное для использования, на администрацию городского поселения «Емва», при этом исходит из того, что в силу указанных законоположений организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, несанкционированная же свалка находится в границах городского поселения.
При разрешении требований прокурора, заявленных к администрации МР «Княжпогостский», суд приходит к следующему.
В силу требований п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация утилизации и переработки промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Эти же вопросы отнесены к компетенции МО МР «Княжпогостский» в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 9 Устава МО МР «Княжпогостский». Согласно данному Уставу органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно - распорядительные функции, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми является администрация муниципального образования муниципального района «Княжпогостский».
Факт образования несанкционированной свалки стал возможен в результате ненадлежащего исполнения администрацией МР «Княжпогостский» полномочий по организации на территории Княжпогостского района утилизации и переработки коммунально-бытовых и промышленных отходов, бытового и строительного мусора, что повлекло размещение несанкционированной свалки промышленных отходов на территории района.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующие нормы направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию МР «Княжпогостский» обязанности по организации утилизации и переработки отходов, т.к. данный вопрос относится к полномочиям муниципального района.
Доводы представителя администрации МР «Княжпогостский» о необходимости возложения обязанности по организации утилизации и переработки отходов на Комитет лесов РК в лице ГУ «Железнодорожное лесничество» суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Частью 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федераций.
В соответствии с частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В силу ст. 55 Лесного кодекса РФ и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно- оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Из системного толкования выше приведенных норм следует, что в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду законодателем закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, и данная обязанность отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Администрацией МР «Княжпогостский» суду не представлено доказательств того, что ею были предприняты какие-либо действия, направленные на реализацию своих полномочий, предусмотренных изложенными выше положениями законодательства. Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что органом местного самоуправления не принимается достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства.
Из материалов дела следует, что загрязнение лесного массива в виде несанкционированной свалки на территории Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> образовалось в результате жизнедеятельности населения и не связано с деятельностью по использованию и эксплуатацией леса. Сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, не является деятельностью, связанной с санитарно-оздоровительными мероприятиями лесного массива, поскольку данная деятельность не отвечает целям и задачам, установленным выше приведенных Правил санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать на то, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При удовлетворении требований прокурора, с учетом наступления зимнего периода, суд в силу ст.206 ГПК РФ, считает необходимым установить для исполнения ответчиками данного решения иные сроки.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Емва»:
-в срок до 01.07.2016 осуществить необходимые мероприятия по сбору и вывозу несанкционированной свалки, расположенной в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» на площади <данные изъяты> га;
-в срок до 01.10.2016 осуществить необходимые мероприятия по разработке проекта рекультивации и проведения рекультивации в целях приведения участка несанкционированной свалки, расположенной в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» на площади <данные изъяты> га в состояние, пригодное для использования.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Княжпогостский»:
-в течение двух месяцев со дня исполнения администрацией городского поселения «Емва» данного решения в части ликвидации несанкционированной свалки организовать способами и методами безопасными для окружающей среды проведение мероприятий по утилизации и переработке отходов, доставленных из выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья М.В. Петрова