Решение по делу № 2-1891/2020 ~ М-1521/2020 от 20.07.2020

Дело № 2-1891/2020

УИД: 91RS0018-01-2020-002331-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2020 года                                   г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

                                    Председательствующего - судьи:     Гончарова В.Н.,

при секретаре:                         Станиславенко Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО3, третьи лица – Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по Государственной регистрации и кадастру <адрес>, ФИО2, об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

В июле 2020 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее Минимущество) обратилось в суд с иском к      ФИО3, третьи лица – Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по Государственной регистрации и кадастру <адрес>, ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 889 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Новофедоровка,                     <адрес>.

    Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Республики Крым проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории <адрес>, по результатам которого выявлены факты незаконного оформления прав на земельные участки, в том числе, на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу; установлено, что ответчик на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел у ФИО6 земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежавший ему на праве собственности на основании Государственного акта о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданном согласно договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

    Вместе с тем, в Администрации <адрес> сельского поселения сведения о принятии до ДД.ММ.ГГГГ <адрес> поселковым советом <адрес> АР Крым и его исполнительным комитетом каких-либо распорядительных актов в отношении указанного земельного участка отсутствуют; в нарушение ч.ч.6-9 статьи 118, статьи 186-1 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу в собственность ФИО6 земельного участка в установленном порядке не разрабатывался, управлением Госземагенства в городах Евпатория, Саки и <адрес> и органом архитектуры районной государственной администрации в АР Крым не согласовывался, решения о передаче в собственность земельного участка <адрес> поссоветом не принималось, т.е. спорный земельный участок не сформирован как объект земельных правоотношений в соответствии с законодательством Украины, в связи с чем, регистрация права собственности за ФИО6 на спорный земельный участок муниципальной собственности произведена незаконно.

    Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом и землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.

    На основании Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , к основным задачам Минимущества относится защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством, а также осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым. Кром того, Минимущество осуществляет функции п управлению в пределах компетенции землями государственной собственности Республики Крым (п.п.2,5, 2.7).

    Согласно пункту 4.69 указанного Положения Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями выступает от имени Республики Крым в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, если иное не установлено законодательством Республики Крым либо принятыми в соответствии с ним решениями Главы Республики Крым или Совета министров Республики Крым.

    Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

    Полагают, что поскольку спорный земельный участок в установленном законом порядке в собственность не выделялся, нарушаются интересы Республики Крым в сфере управления и распоряжения землями государственной собственности.

    Спорный земельный участок выбыл из государственной собственности незаконно с последующими многочисленными сделками купли- продажи помимо воли органа государственной исполнительной власти, уполномоченного распоряжаться государственными землями – Минимущества, в связи с чем на основании статей 301, 302 ГК РФ подлежит истребованию из незаконного владения приобретателя; просили также прекратить право собственности ФИО3 на спорный земельный участок.

    В судебном заседании представитель истца ФИО7 поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить; пояснила, что сведения о нахождении спорного земельного участка в муниципальной собственности отсутствуют.

    Представитель ответчика - ФИО8 иск не признала, просила в иске отказать, поскольку иск заявлен ненадлежащим истцом: спорный земельный участок находится в границах населенного пункта пгт.Новофедоровка; относится к землям муниципального образования и не является государственной собственностью.

    Ответчик ФИО3 в судебном заседании просил в иске отказать.

    Третьи лица - представители Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, Государственного комитета по Государственной регистрации и кадастру <адрес>, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

    Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

        В соответствии с частью 2 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Частью 2 статьи 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность ), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам ( собственность субъекта Российской Федерации).

    Согласно части 1 статьи 122 ЗК Украины (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд.

    Исходя из пункта 10 раздела X переходных положений ЗК Украины решение о разграничении земель государственной и коммунальной собственности в пределах населенных пунктов принимают соответствующие сельские, поселковые, городские совета по согласованию с органами исполнительной власти, а за пределами населенных пунктов - органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Согласно пункту 12 раздела X переходных положений ЗК Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

    В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.

    Правовой основой регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, в том числе, установленных Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

    Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

    Статья 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя предусматривает возможность определения указанными субъектами Российской Федерации особенностей регулирования возникших ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) земельных правоотношений.

    Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

    Судом по делу установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ за ФИО9, на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок, серия ЯИ , выданный ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности на указанный земельный участок за ФИО3, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

    Обосновывая свои исковые требования, истец ссылался на то, что спорный земельный участок незаконно выбыл из владения собственника - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

    Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и тем самым восстановить свое нарушенное право собственника предусмотрено статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Исполнительную власть в <адрес> осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

    Согласно статье 83 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» (далее - Закон -ЗРК) Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым; принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, утверждает их уставы; принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 статьи 2 Закона -ЗРК и др.

    Также пунктом 8 части 4 статьи 2 Закона -ЗРК установлено, что Уполномоченный орган, в частности проводит в установленном порядке работу по передаче имущества Республики Крым в федеральную и муниципальную собственность, по приему в собственность Республики Крым федерального и муниципального имущества, а также осуществляет юридические действия по приему-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления.

    Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -У «Об уполномоченном органе» определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (Минимущество).

    В соответствии с Положением, утвержденным Советом министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , Минимущество является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

    Таким образом, Минимущество осуществляет от имени Республики Крым в установленном порядке управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, а также защиту имущественных прав и интересов Республики Крым.

    В соответствии с пунктом 2.7 Положения одной из основных задач Минимущества является защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При этом, учитывая Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 157, согласно которого возложены на Минимущество, которое вправе обращаться в суд с иском в защиту интересов Республики Крым. Согласно вышеуказанному Положению, для осуществления возложенных на него функций, Минимущество в пределах своей компетенции имеет право: осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, входящим в компетенцию Минимущества, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам приватизации, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в том числе признания недействительными сделок по приватизаций и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Крым; иным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством.

    Из части 1 статьи 125 ГК РФ следует, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Согласно пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской ФИО1, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.

    В последующем была введена норма статьи 2.1 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, согласно которой право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

    Моментом возникновения таких прав является момент вступления в силу нормативно - правовых актов, относящих государственное имущество государства Украина и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым к собственности Республики Крым как субъекта Российской Федерации и субъекта гражданских прав и обязанностей в отношении государственной собственности.        Возникновение прав собственности Республики Крым также не обусловлено необходимостью совершения каких-либо процедур, направленных на приобретение таких прав. Права собственности возникают из прямого указания закона и принятых в его исполнение нормативно-правовых актов Республики Крым как субъекта Российской Федерации.

    Вместе с тем, как следует из выкопировки из плана расположения спорного земельного участка, предоставленного администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> (л.д. 159-160), земельный участок находится в границах сельского поседения.

    Из предоставленных доказательств не усматривается, что спорный земельный участок находился в государственной собственности Украины, а соответственно перешел в собственность Республики Крым.

    Таким образом, судом с достоверностью установлено, что спорный земельный участок находится в пределах границ муниципального образования <адрес> сельского поселение <адрес>, не является собственностью Республики Крым.

    Данное обстоятельство не опровергнуто представителем истца, в нарушение ст.56 ГПК РФ надлежащих доказательств перехода спорного земельного участка в государственную собственность (собственность Республики Крым), а соответственно нарушения прав и законных интересов Республики Крым - не представлено.

    При таких обстоятельствах, оценивая установленные судом обстоятельства и исследованные в судебном заседании представленные сторонами доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

    Указанное обстоятельство не препятствует администрации Новофедоровского сельского поселения <адрес> обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

    Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

            ░░░░░                                                                            ░.░. ░░░░░░░░

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░

            ░░░░░                                                                            ░.░. ░░░░░░░░

2-1891/2020 ~ М-1521/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Ответчики
Мамаев Андрей Юрьевич
Другие
Администрация Новофедоровского сельского поселения
Администрация Сакского района
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Хвостиченко Егор Петрович
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Гончаров В.Н.
Дело на сайте суда
saki--krm.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.10.2020Предварительное судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.08.2021Судебное заседание
01.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.10.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.11.2021Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее