Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-70/2021 ~ М-15/2021 от 20.01.2021

Дело № 2а-70/2021

УИД10RS0012-01-2021-000051-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2021 года                      город Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,

При секретаре Чикулаевой И.В.,

С участием прокурора Кузнецовой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Питкярантского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Питкярантского муниципального района об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Питкярантского района обратился с административным иском к администрации Питкярантского муниципального района об обязании совершить определенные действия.

В обоснование административных исковых требований указывает, что администрацией Питкярантского муниципального района не принято мер по замене ветхих (аварийных) объектов (участков) водопроводных сетей на территории г. Питкяранты и Питкярантского района, что привело 14.01.2021 к аварийному прекращению централизованного водоснабжения в г. Питкяранта, вызванного промерзанием водопроводной сети на о. Пусунсаари. Без водоснабжения осталось 130 многоквартирных жилых домов и 706 частных домов, 9 социально-значимых объектов (школы, детские сады, ЦРБ, КЦСОН). При этом, погодные условия за пределы многолетней климатической нормы для данной местности не выходили. Чрезвычайная ситуация стала следствием ненадлежащего содержания и ремонта водопроводной сети.

Кроме того с 25.08.2020 на протяжении двух месяцев без надлежащего водоснабжения оставалось 15 двухквартирных и 26 частных домов по ул. Полевой, ул. Новой и частично по ул. Совхозной в д. Ряймяля Питкярантского района. Жители данных домов питьевой водой, в том числе путем подвоза воды обеспечены не были, ближайшая водоразборная колонка от данных домов расположена в радиусе более 300 метров.

В результате данных происшествий, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), стало крайне затруднительно соблюдение гражданами правил личной гигиены (мытьё рук) - одного из мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции (п. 4.4 санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15). Длительным прекращением водоснабжения нарушено право почти 10 тыс. жителей г. Питкяранта и 50 жителей д. Ряймяля Питкярантского района на благоприятные условия жизнедеятельности. Сложившаяся ситуация получила широкий общественный резонанс, перебои водоснабжения повлекли нарушения требований жилищного законодательства неопределённого круга лиц в части надлежащего оказания потребителям услуг по водоснабжению.

Также администрацией Питкярантского района не приняты меры по замене ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы водоотведения (канализации) на территории г. Питкяранты и Питкярантского района, что также может повлечь возникновение аварий на данных объектах (участках) и ненадлежащее обеспечение населения коммунальными услугами.

Администрацией Питкярантского района схема водоснабжения и водоотведения на территории Салминского сельского поселения Питкярантского района Республики Карелия не разработана и не утверждена.

В нарушение требований законодательства администрацией Питкярантского района в п. Рауталахти, п. Импилахти, д. Ряймяля Питкярантского района Республики Карелия сброс сточных вод в канализационно-очистных сооружениях в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями не обеспечен, канализационные очистные сооружения находятся в разрушенном состоянии.

В настоящее время в силу организационных и экономических причин организации, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения - МУП ПМР «Вымпел», МУП ЖКХ «Дом» и МУП «Водоканал» самостоятельно осуществлять замену ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы холодного водоснабжения и централизованной системы водоотведения (канализации) не в состоянии.

Ненадлежащее оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению влечет нарушение жилищных прав граждан и приводит к невозможности и (или) существенным затруднениям по соблюдению противоэпидемических мероприятий, а значит, может привести к возникновению и распространению случаев заболевания инфекциями, а сброс сточных вод в канализационно-очистных сооружениях с нарушением санитарно- эпидемиологических требований влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации. В сложившейся ситуации имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц.

Увеличив требования, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Питкярантского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по замене ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы холодного водоснабжения на территории Питкярантского района Республики Карелия; по замене ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы водоотведения (канализации) на территории Питкярантского района Республики Карелия; разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения на территории Салминского сельского поселения Питкярантского района Республики Карелия; по организации сброса сточных вод в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями санитарных правил к санитарной охране водных объектов в п. Рауталахти, п. Импилахти, д. Ряймяля Питкярантского района Республики Карелия. Обязать администрацию Питкярантского муниципального заменить ветхие (аварийные) объекты (участки) централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Питкяранта (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского городского поселения); п. Импилахти (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Харлу (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Салми (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Ляскеля (реестровые № реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Ряймяля (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), ст. Янисъярви (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Хийденсельга (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Рауталахти (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Янис (реестровый ). Обязать администрацию Питкярантского муниципального района заменить ветхие (аварийные) объекты (участки) централизованной системы водоотведения (канализации) г. Питкяранта (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского городского поселения); п. Импилахти (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Салми (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Ляскеля (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Ряймяля (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Рауталахти (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района).Обязать администрацию Питкярантского муниципального района Республики Карелия разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения на территории Салминского сельского поселения Питкярантского района Республики Карелия. Обязать администрацию Питкярантского муниципального района обеспечить санитарную очистку сточных вод перед их сбросом в водные объекты в п. Рауталахти, п. Импилахти, д. Ряймяля Питкярантского района Республики Карелия путем установки соответствующего оборудования (очистных сооружений).

В судебном заседании представители административного ответчика - представители администрации Питкярантского муниципального района Бердников В.Г., Романов М.П. действуют на основании доверенности исковые требования признали.

Представитель заинтересованного лица МУП ЖКХ «Дом» Соснюк Н.С. (директор) не возражала против заявленных требований. Пояснила, что ремонт сетей не производится, в п. Янис на протяжении трех лет подача воды осуществляется по временной схеме.

Представители заинтересованных лиц МУП «Вымпел», МУП «Водоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав прокурора, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 210 ГК Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Пунктом 1 ст. 295 ГК Российской Федерации определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселений водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесено принятие мер по организации водоснабжения населения и водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу ч.4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с подп. «а» п. 31, подп. «а» п. 33 Правил предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, а исполнитель, в свою очередь, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п. 2.10.1 «МДК 3-02.2001 Правила технической эксплуатации и систем сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (утв. Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168) водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.Согласно п. 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.

Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В силу положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать      и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 4.2, 6.7 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» предусмотрено, что сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования. Сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.

В судебном заседании установлено, что администрация Питкярантского муниципального района является органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит организация водоснабжения и водоотведения, разработка проектов и утверждение схем водоснабжения и водоотведения.

Объекты централизованной системы водоснабжения и централизованной системы водоотведения (канализации) на территории г. Питкяранты и Питкярантского района являются собственность Питкярантского городского поселения и Питкярантского муниципального района и внесены в соответствующие реестры муниципального имущества (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»).

Решением Совета Питкярантского городского поселения от 02.10.2018 № 13 полномочия администрации Питкярантского городского поселения возложены на администрацию Питкярантского муниципального района.

14.01.2021 в г. Питкяранта произошло аварийное прекращение централизованного водоснабжения, вызванное промерзанием водопроводной сети на о. Пусунсаари. Без водоснабжения остались 130 многоквартирных домов и 706 частных домов, 9 социально-значимых объектов. 15.01.2021 с 18 часов 00 минут на территории г. Питкяранта был введен режим ЧС.

С 25.08.2020 на протяжении двух месяцев без надлежащего водоснабжения оставалось 15 двухквартирных и 26 частных домов по ул. Полевой, ул. Новой и частично по ул. Совхозной в д. Ряймяля Питкярантского района. Жители домов питьевой водой, в том числе путем подвоза воды обеспечены не были.

Таким образом, длительным прекращением водоснабжения нарушено право жителей района на благоприятные условия жизнедеятельности.

Аварийное прекращение централизованного водоснабжения произошло в результате того, что администрацией Питкярантского муниципального района не приняты меры по замене ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы водоотведения (канализации) на территории г. Питкяранта и Питкярантского района.

Кроме того, на территории Салминского сельского поселения Питкярантского района не разработана и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения.

В нарушение требований законодательства администрацией Питкярантского муниципального района в п. Рауталахти, п. Импилахти, д. Ряймяля сброс сточных вод в канализационно –очистных сооружениях в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями не обеспечен, канализационные очистные сооружения находятся в разрушенном состоянии. Муниципальным предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения самостоятельно осуществить замену ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы холодного водоснабжения и централизованной системы водоотведения (канализации) не представляется возможным.

Данные обстоятельства не отрицали в суде представители административного ответчика.

Учитывая изложенное и приведенные выше положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку ненадлежащее оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению влечет нарушение жилищных прав граждан и приводит к существенным затруднениям по соблюдению противоэпидемических мероприятий, а значит, может привести к возникновению и распространению случаев заболевания инфекциями, а сброс сточных вод в канализационно-очистных сооружениях с нарушением санитарно- эпидемиологических требований влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает права неопределенного круга лиц (населения Питкярантского муниципального образования) на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Питкярантского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Питкярантского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по замене ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы холодного водоснабжения на территории Питкярантского района Республики Карелия; по замене ветхих (аварийных) объектов (участков) централизованной системы водоотведения (канализации) на территории Питкярантского района Республики Карелия; разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения на территории Салминского сельского поселения Питкярантского района Республики Карелия; по организации сброса сточных вод в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями санитарных правил к санитарной охране водных объектов в п. Рауталахти, п. Импилахти, д. Ряймяля Питкярантского района Республики Карелия.

Обязать администрацию Питкярантского муниципального заменить ветхие (аварийные) объекты (участки) централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Питкяранта в срок до 01.10.22 (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского городского поселения); на территории п. Импилахти (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Харлу (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Салми (реестровые , реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Ляскеля (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Ряймяля (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), ст. Янисъярви (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Хийденсельга (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Рауталахти (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Янис (реестровый ) в срок до 01.10.23.

Обязать администрацию Питкярантского муниципального района заменить ветхие (аварийные) объекты (участки) централизованной системы водоотведения (канализации) г. Питкяранта (реестровые реестра муниципального имущества Питкярантского городского поселения) в срок до 01.10.21; п. Импилахти (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Салми (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), п. Ляскеля (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Ряймяля (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района), д. Рауталахти (реестровый реестра муниципального имущества Питкярантского муниципального района) до 01.10.23.

Обязать администрацию Питкярантского муниципального района Республики Карелия разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения на территории Салминского сельского поселения Питкярантского района Республики Карелия в срок до 01.10.21.

Обязать администрацию Питкярантского муниципального района обеспечить санитарную очистку сточных вод перед их сбросом в водные объекты в п. Рауталахти, п. Импилахти, д. Ряймяля Питкярантского района Республики Карелия путем установки соответствующего оборудования (очистных сооружений) в срок до 01.10.24.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий                    Н.Ю.Пуцыкина

2а-70/2021 ~ М-15/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Питкярантского района
Ответчики
Администрация Питкярантского муниципального района
Другие
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Питкяранта"
Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ "Дом"
Муниципальное унитарное предприятие Питкярантского муниципального района «Вымпел»
Суд
Питкярантский городской суд Республики Карелия
Судья
Пуцыкина Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
pitkiaransky--kar.sudrf.ru
20.01.2021Регистрация административного искового заявления
20.01.2021Передача материалов судье
22.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее