Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Горшенева А.Ю.,
при секретаре Никульшиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> <адрес>, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Простогаз» о возложении обязанности прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Простогаз» о возложении обязанности прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, в котором просил возложить на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанность прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что пунктом 2.6 протокола оперативного совещания при прокуроре <адрес> от 27.06.2012г. предписано проведение проверок законности функционирования АГЗС и не реже 2-х раз в месяц направлять информацию о принятых мерах и результатах работы в прокуратуру города.
Во исполнение данного решения оперативного совещания прокуратурой <адрес> <адрес> проведена проверка исполнения ООО «ПРОСТОГАЗ» на эксплуатируемой им автомобильной газовой заправочной станции (далее - АГЗС), расположенной по адресу: <адрес>, законодательства о промышленной и пожарной безопасности опасных производственных объектов.
При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива, т.е. эксплуатирует АГЗС с нарушением требований лицензирования, промышленной и пожарной безопасности.
Для хранения воспламеняющегося газа используется два сосуда. Фактическое (по показаниям манометра) давление в сосудах на момент проведения проверки 0,65 МПа и 0,85 МПа.
Данная АГЗС является опасным производственным объектом по признакам наличия сосудов, работающих под избыточным давлением, и воспламеняющегося газа, хранящегося в них.
Деятельность хозяйствующего субъекта по эксплуатации АГЗС должна осуществляться на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (по ранее действующему законодательству взрывопожароопасных производственных объектов), выдаваемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Соответствующая лицензия у ООО «ПРОСТОГАЗ» на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (по ранее действующему законодательству - взрывопожароопасных производственных объектов) в нарушение указанных выше норм действующего законодательства отсутствует, что подтверждается информацией Верхне-Донского Управления Ростехнадзора №В 1-22-365 от 29.01.2014.
Более того, указанная газовая заправочная станция в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирована, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте отсутствует, владельцем не представлено в Верхне-Донское управление Ростехнадзора Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте не осуществляется.
Кроме того, несоблюдение требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, законодательства о лицензировании, ООО «Простогаз» при эксплуатации АГЗС на территории <адрес> <адрес> нарушает требования ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», представляет угрозу окружающей среде, жизни и здоровью лиц, обслуживающих АГЗС, приобретающих сжиженный газ, а также других лиц, проживающих на территории района. Ранее принятые меры прокурорского реагирования не позволили устранить нарушения норм безопасности, которые продолжают иметь место, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, поскольку проведена проверка пожарной безопасности территории и помещения АГЗС общества с ограниченной ответственностью «ПРОСТОГАЗ», в ходе проверки выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, в связи с чем, истец просит суд возложить на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанность прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
Представитель истца Леонова Р.К. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Коновалова И.А. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности Хрячков С.А. полагался на усмотрение суда при рассмотрении иска.
Представитель третьего лица – Верхне-Донское управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закон от 17 января 1992 N 2202-1 (ред. от 03 июля 2016 года) "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно положений п. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия, или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к № 116-ФЗ, т. е. объекты на которых (в числе прочего):
получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к № 116-ФЗ количествах воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
используется оборудование, работающее под избыточным давлением газа (в газообразном, сжиженном состоянии) более 0,07 МПа.
Классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются Приложением 2 к № 116-ФЗ. Согласно подпункта 1 п. 5 указанного Приложения, объектам, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля (МПа) и более, устанавливается III класс опасности. Согласно Таблице 2 указанного Приложения, IV класс опасности объекта устанавливается исходя из количества (от 1 тонны и более, но менее 20 тонн) воспламеняющегося и горючего газа, который одновременно находится или может находиться на опасном производственном объекте. В тоже время, в случае, если для опасного производственного объекта (АГЗС) по указанным критериям (наличие газа и наличие сосудов под давлением) могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности (п. 10 Приложения 2 к № 116-ФЗ).
Как следует из материалов дела, п. 2.6 протокола оперативного совещания при прокуроре <адрес> от 27.06.2012г. предписано проведение проверок законности функционирования АГЗС и не реже 2-х раз в месяц направлять информацию о принятых мерах и результатах работы в прокуратуру города. Во исполнение данного решения оперативного совещания 16.06.2016г. прокуратурой <адрес> <адрес> проведена проверка исполнения ООО «ПРОСТОГАЗ» на эксплуатируемой им автомобильной газовой заправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, законодательства о промышленной и пожарной безопасности опасных производственных объектов.
При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива, т.е. эксплуатирует АГЗС с нарушением требований лицензирования, промышленной и пожарной безопасности. Для хранения воспламеняющегося газа используется два сосуда. Фактическое давление в сосудах на момент проведения проверки 0,65 МПа и 0,85 МПа.
Также 23.09.2016г. прокуратурой района с участием представителей отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления <адрес> управления Ростехнадзора и территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> и <адрес> городского округа <адрес> проведена проверка законности функционирования автогазозаправочной станции газомоторного топлива, расположенной по адресу: <адрес>.
При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива. Для хранения воспламеняющегося газа на АГЗС используется сосуд СГ- 10.Н.1-УХЛ1 зав. № вместимостью 9,96 м3. Вес хранящегося в названном сосуде сжиженного газа может составлять 4,8 тонны. Согласно данным паспорта, сосуд СГ-10.Н.1-УХЛ1 зав. №, имеет предусмотренное заводом изготовителем рабочее давление 1,57 МПа.
Согласно положениям Закона № 116-ФЗ данная АГЗС (на момент проверки), эксплуатируемая ООО «ПРОСТОГАЗ», является опасным производственным объектом IV класса опасности.
Согласно положений Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов только I, II и III классов опасности.
Данная АГЗС зарегистрирована ООО «ПРОСТОГАЗ» в государственном реестре опасных производственных объектов за № №.
Однако, в результате проверки, был выявлен ряд нарушений требований промышленной безопасности, а именно, ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проведен владельцем с нарушениями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности: отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); отсутствует проектная документация на строительство или техническое перевооружение АГЗС, чем нарушаются требования Закона № 116-ФЗ; техническое перевооружение, капитальный ремонт опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются (п. 2 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор (п. 3 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 31 ст. 8 Закона № 116-ФЗ).
Кроме этого, при отсутствии проекта на АГЗС нарушаются требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 № 559, а именно, внесение изменений в конструкцию технологических систем автозаправочных станций без разработанной проектной организацией и утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации документации, не допускается (п. 18 Правил № 559); защитные ограждения, предусмотренные для защиты оборудования автозаправочных станций от наезда автотранспорта и механических повреждений, должны соответствовать проектной документации и находиться в исправном состоянии (п. 30 Правил № 559); первичную подачу газа на автозаправочных станциях после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта осуществляют при наличии на данных объектах: проектной (исполнительной) документации и отчетов по инженерным изысканиям; положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на новое строительство или реконструкцию или заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию объекта (п. 32 Правил № 559); перед началом приемочных испытаний эксплуатационной организации, участвующей в них совместно с пусконаладочной организацией, необходимо: обеспечить автозаправочную станцию средствами пожаротушения в соответствии с проектной документацией; иметь проектную (исполнительную) и эксплуатационную документацию, акты на проверку электрооборудования, средств автоматики безопасности (п. 36 Правил № 559); к моменту проведения пусконаладочных работ на автозаправочной станции должны быть выполнены следующие мероприятия, нанесены обозначения категории по пожарной и взрывопожарной опасности и классу взрывоопасных зон помещений в соответствии с проектной документацией (п. 37 Правил № 559); при превышении предусмотренного проектной документацией давления на нагнетательных линиях насосов электродвигатели должны автоматически отключаться (п. 211 Правил № 559).
Также 23.09.2016г. проведена проверка пожарной безопасности территории и помещения АГЗС ООО «ПРОСТОГАЗ», в ходе проверки выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: расстояние от надземного сосуда АГЗС до ближайшего дома СНТ «Шинник-1» составляет 35 метров, что не соответствует нормативным требованиям (должно быть не менее 300 м. п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 32*, таблица П.6.4; п/п 3, НПБ 111-98*); АГЗС не оборудовано автоматической установкой наружного пожаротушения от водоема не менее 200 м3 (п. 1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, раздел VII, п. 94*; раздел V* п. 38* НПБ 111-98*; на наружных установках отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 20; здание операторной АГЗС не соответствует II степени огнестойкости и класса С1 п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, приложение 6 п. 30 НПБ 111-98*; не разработаны с учетом требований стандартов правил, норм и инструкций пожарной безопасности и не согласованы специальные программы первичного и вводного противопожарного инструктажа с территориальным органом государственного пожарного надзора, п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности»; не проведено обучение мерам пожарной безопасности с отрывом от производства руководителя организации и лица, исполняющего его обязанности, п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности»; не размещены на территории АГЗС знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 14 ППР.
Согласно ст. 34 ФЗ от 21.12.2994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Как установлено проверками, должностное лицо ответчика данные обязанности не исполняет.
Статья 38 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Ответчик не принимает мер к устранению выявленных нарушений, к должностным лицам, на которых данная обязанность возложена.
На основании ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить прокурора <адрес> <адрес>, поскольку установлено, что ответчиком при осуществлении деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, не обеспечивалось соблюдение требований пожарной безопасности, а также требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, ООО «ПРОСТОГАЗ» при эксплуатации АГЗС на территории <адрес> <адрес> нарушало требования ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», что представляет угрозу окружающей среде, жизни и здоровью граждан.
При этом, представителем ООО «Простогаз» в суд представлены документы, свидетельствующие о том, что в настоящее время ООО «Простогаз» добровольно прекратило эксплуатацию АГЗС, что истцом не оспаривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> <адрес> удовлетворить.
Возложить на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанность прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение в части возложения на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанности прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Горшенев
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Горшенева А.Ю.,
при секретаре Никульшиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> <адрес>, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Простогаз» о возложении обязанности прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Простогаз» о возложении обязанности прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, в котором просил возложить на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанность прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что пунктом 2.6 протокола оперативного совещания при прокуроре <адрес> от 27.06.2012г. предписано проведение проверок законности функционирования АГЗС и не реже 2-х раз в месяц направлять информацию о принятых мерах и результатах работы в прокуратуру города.
Во исполнение данного решения оперативного совещания прокуратурой <адрес> <адрес> проведена проверка исполнения ООО «ПРОСТОГАЗ» на эксплуатируемой им автомобильной газовой заправочной станции (далее - АГЗС), расположенной по адресу: <адрес>, законодательства о промышленной и пожарной безопасности опасных производственных объектов.
При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива, т.е. эксплуатирует АГЗС с нарушением требований лицензирования, промышленной и пожарной безопасности.
Для хранения воспламеняющегося газа используется два сосуда. Фактическое (по показаниям манометра) давление в сосудах на момент проведения проверки 0,65 МПа и 0,85 МПа.
Данная АГЗС является опасным производственным объектом по признакам наличия сосудов, работающих под избыточным давлением, и воспламеняющегося газа, хранящегося в них.
Деятельность хозяйствующего субъекта по эксплуатации АГЗС должна осуществляться на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (по ранее действующему законодательству взрывопожароопасных производственных объектов), выдаваемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Соответствующая лицензия у ООО «ПРОСТОГАЗ» на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (по ранее действующему законодательству - взрывопожароопасных производственных объектов) в нарушение указанных выше норм действующего законодательства отсутствует, что подтверждается информацией Верхне-Донского Управления Ростехнадзора №В 1-22-365 от 29.01.2014.
Более того, указанная газовая заправочная станция в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирована, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте отсутствует, владельцем не представлено в Верхне-Донское управление Ростехнадзора Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте не осуществляется.
Кроме того, несоблюдение требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, законодательства о лицензировании, ООО «Простогаз» при эксплуатации АГЗС на территории <адрес> <адрес> нарушает требования ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», представляет угрозу окружающей среде, жизни и здоровью лиц, обслуживающих АГЗС, приобретающих сжиженный газ, а также других лиц, проживающих на территории района. Ранее принятые меры прокурорского реагирования не позволили устранить нарушения норм безопасности, которые продолжают иметь место, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, поскольку проведена проверка пожарной безопасности территории и помещения АГЗС общества с ограниченной ответственностью «ПРОСТОГАЗ», в ходе проверки выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, в связи с чем, истец просит суд возложить на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанность прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
Представитель истца Леонова Р.К. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Коновалова И.А. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности Хрячков С.А. полагался на усмотрение суда при рассмотрении иска.
Представитель третьего лица – Верхне-Донское управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закон от 17 января 1992 N 2202-1 (ред. от 03 июля 2016 года) "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно положений п. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия, или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к № 116-ФЗ, т. е. объекты на которых (в числе прочего):
получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к № 116-ФЗ количествах воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
используется оборудование, работающее под избыточным давлением газа (в газообразном, сжиженном состоянии) более 0,07 МПа.
Классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются Приложением 2 к № 116-ФЗ. Согласно подпункта 1 п. 5 указанного Приложения, объектам, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля (МПа) и более, устанавливается III класс опасности. Согласно Таблице 2 указанного Приложения, IV класс опасности объекта устанавливается исходя из количества (от 1 тонны и более, но менее 20 тонн) воспламеняющегося и горючего газа, который одновременно находится или может находиться на опасном производственном объекте. В тоже время, в случае, если для опасного производственного объекта (АГЗС) по указанным критериям (наличие газа и наличие сосудов под давлением) могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности (п. 10 Приложения 2 к № 116-ФЗ).
Как следует из материалов дела, п. 2.6 протокола оперативного совещания при прокуроре <адрес> от 27.06.2012г. предписано проведение проверок законности функционирования АГЗС и не реже 2-х раз в месяц направлять информацию о принятых мерах и результатах работы в прокуратуру города. Во исполнение данного решения оперативного совещания 16.06.2016г. прокуратурой <адрес> <адрес> проведена проверка исполнения ООО «ПРОСТОГАЗ» на эксплуатируемой им автомобильной газовой заправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, законодательства о промышленной и пожарной безопасности опасных производственных объектов.
При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива, т.е. эксплуатирует АГЗС с нарушением требований лицензирования, промышленной и пожарной безопасности. Для хранения воспламеняющегося газа используется два сосуда. Фактическое давление в сосудах на момент проведения проверки 0,65 МПа и 0,85 МПа.
Также 23.09.2016г. прокуратурой района с участием представителей отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления <адрес> управления Ростехнадзора и территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> и <адрес> городского округа <адрес> проведена проверка законности функционирования автогазозаправочной станции газомоторного топлива, расположенной по адресу: <адрес>.
При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива. Для хранения воспламеняющегося газа на АГЗС используется сосуд СГ- 10.Н.1-УХЛ1 зав. № вместимостью 9,96 м3. Вес хранящегося в названном сосуде сжиженного газа может составлять 4,8 тонны. Согласно данным паспорта, сосуд СГ-10.Н.1-УХЛ1 зав. №, имеет предусмотренное заводом изготовителем рабочее давление 1,57 МПа.
Согласно положениям Закона № 116-ФЗ данная АГЗС (на момент проверки), эксплуатируемая ООО «ПРОСТОГАЗ», является опасным производственным объектом IV класса опасности.
Согласно положений Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов только I, II и III классов опасности.
Данная АГЗС зарегистрирована ООО «ПРОСТОГАЗ» в государственном реестре опасных производственных объектов за № №.
Однако, в результате проверки, был выявлен ряд нарушений требований промышленной безопасности, а именно, ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проведен владельцем с нарушениями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности: отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); отсутствует проектная документация на строительство или техническое перевооружение АГЗС, чем нарушаются требования Закона № 116-ФЗ; техническое перевооружение, капитальный ремонт опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются (п. 2 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор (п. 3 ст. 8 Закона № 116-ФЗ); соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 31 ст. 8 Закона № 116-ФЗ).
Кроме этого, при отсутствии проекта на АГЗС нарушаются требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 № 559, а именно, внесение изменений в конструкцию технологических систем автозаправочных станций без разработанной проектной организацией и утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации документации, не допускается (п. 18 Правил № 559); защитные ограждения, предусмотренные для защиты оборудования автозаправочных станций от наезда автотранспорта и механических повреждений, должны соответствовать проектной документации и находиться в исправном состоянии (п. 30 Правил № 559); первичную подачу газа на автозаправочных станциях после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта осуществляют при наличии на данных объектах: проектной (исполнительной) документации и отчетов по инженерным изысканиям; положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на новое строительство или реконструкцию или заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию объекта (п. 32 Правил № 559); перед началом приемочных испытаний эксплуатационной организации, участвующей в них совместно с пусконаладочной организацией, необходимо: обеспечить автозаправочную станцию средствами пожаротушения в соответствии с проектной документацией; иметь проектную (исполнительную) и эксплуатационную документацию, акты на проверку электрооборудования, средств автоматики безопасности (п. 36 Правил № 559); к моменту проведения пусконаладочных работ на автозаправочной станции должны быть выполнены следующие мероприятия, нанесены обозначения категории по пожарной и взрывопожарной опасности и классу взрывоопасных зон помещений в соответствии с проектной документацией (п. 37 Правил № 559); при превышении предусмотренного проектной документацией давления на нагнетательных линиях насосов электродвигатели должны автоматически отключаться (п. 211 Правил № 559).
Также 23.09.2016г. проведена проверка пожарной безопасности территории и помещения АГЗС ООО «ПРОСТОГАЗ», в ходе проверки выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: расстояние от надземного сосуда АГЗС до ближайшего дома СНТ «Шинник-1» составляет 35 метров, что не соответствует нормативным требованиям (должно быть не менее 300 м. п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 32*, таблица П.6.4; п/п 3, НПБ 111-98*); АГЗС не оборудовано автоматической установкой наружного пожаротушения от водоема не менее 200 м3 (п. 1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, раздел VII, п. 94*; раздел V* п. 38* НПБ 111-98*; на наружных установках отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 20; здание операторной АГЗС не соответствует II степени огнестойкости и класса С1 п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, приложение 6 п. 30 НПБ 111-98*; не разработаны с учетом требований стандартов правил, норм и инструкций пожарной безопасности и не согласованы специальные программы первичного и вводного противопожарного инструктажа с территориальным органом государственного пожарного надзора, п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности»; не проведено обучение мерам пожарной безопасности с отрывом от производства руководителя организации и лица, исполняющего его обязанности, п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности»; не размещены на территории АГЗС знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» п.1 ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 14 ППР.
Согласно ст. 34 ФЗ от 21.12.2994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Как установлено проверками, должностное лицо ответчика данные обязанности не исполняет.
Статья 38 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Ответчик не принимает мер к устранению выявленных нарушений, к должностным лицам, на которых данная обязанность возложена.
На основании ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить прокурора <адрес> <адрес>, поскольку установлено, что ответчиком при осуществлении деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, не обеспечивалось соблюдение требований пожарной безопасности, а также требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, ООО «ПРОСТОГАЗ» при эксплуатации АГЗС на территории <адрес> <адрес> нарушало требования ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», что представляет угрозу окружающей среде, жизни и здоровью граждан.
При этом, представителем ООО «Простогаз» в суд представлены документы, свидетельствующие о том, что в настоящее время ООО «Простогаз» добровольно прекратило эксплуатацию АГЗС, что истцом не оспаривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> <адрес> удовлетворить.
Возложить на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанность прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение в части возложения на ООО «ПРОСТОГАЗ» ИНН № ОГРН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> обязанности прекратить деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Горшенев