Дело № 2-1648/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области «26 » ноября 2019 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дронниковой Евгении Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Самбла ФИО10, к Администрации Боровичского муниципального района и Министерству образования Новгородской области об обязании включить несовершеннолетнего в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Дронникова Е.С., действуя в интересах несовершеннолетнего Самбла ФИО11, обратилась в суд с вышеуказанным иском в обоснование указав, что Самбла ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать Самбла ФИО12. по решению Боровичского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с отделом образования администрации Боровичского муниципального района <адрес>, несовершеннолетний Самбла ФИО14. передан на воспитание в ее семью, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ее жилом помещении по адресу: <адрес>. Ранее несовершеннолетний до его изъятия из семьи матери проживал в <адрес>. Данный дом принадлежит Администрации Боровичского муниципального района и по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен бабушке Самбла ФИО15.- Самбла ФИО16
По информации главы Передского сельского поселения от 29.04.2016 № 106 дом № в <адрес> находиться в неудовлетворительном состоянии. В ходе осмотра, произведенного в октябре 2019 года по инициативе истца, ремонт дома с 2016 года не произведен, его состояние только ухудшилось: крыша дома протекает, полы частично отсутствуют, а в местах их наличия грозят провалом, единственная печь разрушена и неремонтопригодная, нижние венцы дома и окна сгнили, в окнах частично отсутствует остекление, внутренняя отделка повсеместно повреждена, водоснабжение, канализация, электричество отсутствует, туалетом является частично разрушенная выгребная яма, расположенная в пристройке к дому.
С момента регистрации несовершеннолетнего Самбла А.Н. по месту жительства истца он перестал быть членом семьи нанимателя. Помимо всего прочего наниматель Самбла А.Н. согласно информации главы Передского сельского поселения умерла 13.10.2009 года. Мать несовершеннолетнего длительное время не проживает в данном доме, в настоящее время в доме проживает дядя несовершеннолетнего- Самбла И.А. О снятии несовершеннолетнего с регистрации в <адрес>. Сушеревка комитету образования и молодежной политики Администрации Боровиского муниципального района было известно, что подтверждается актами проверки условий жизни несовершеннолетнего, составляемыми дважды в год комитетом образования Администрации Боровичского муниципального района. Согласно данных актов, за несовершеннолетним Самбла ФИО17 в соответствии с распоряжением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рг, закреплено право пользования домом № в д. <адрес>.
С учетом всех указанных факторов, ввиду непригодности <адрес> для проживания, на основании п. 1 постановления администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № решено обеспечить несовершеннолетнего Самбла ФИО19. жилым помещением в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 2 постановления признан утратившим силу пункт 1 распоряжения Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рг о сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетним Самбла ФИО18
Вместе с тем до настоящего времени несовершеннолетний так и не включен в список из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, а соответственно по достижению совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ), не будет обеспечен жилым помещением, поскольку приобретение жилья осуществляется только для лиц, которые включены в данный список.
Просит обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области подготовить и направить в Министерство образования Новгородской области информацию о необходимости включения несовершеннолетнего Самбла ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением; обязать Министерство образования Новгородской области после поступления от Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области информации о необходимости включения несовершеннолетнего Самбла ФИО21 в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, включить его в соответствующий список.
В судебном заседании истец Дронникова Е.С. и ее представитель Логашев М.С. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района Макарова И.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку на сегодняшний день у Администрации нет законных оснований для включения несовершеннолетнего Самбла ФИО22 в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Сняв с регистрационного учета несовершеннолетнего Самбла ФИО23. в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, Дронникова Е.С. нарушила его законные права, лишив его права на приобретение указанного помещения в собственность в порядке приватизации. Данное жилое помещение не признавалось непригодным для проживания. При изложенных обстоятельствах Самбла ФИО24. был бы обеспечен площадью жилого помещения не менее учётной нормы. Специалистами отдела опеки и попечительства Комитета образования было рекомендовано Дронниковой Е.С. как законному представителю несовершеннолетнего Самбла ФИО25. восстановить его регистрацию по месту жительства в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в срок до 01.11.2019 г.
Представитель ответчика- Министерства образования Новгородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на исковые требования, указав, что иск подлежит удовлетворению в части обязания Администрации Боровичского муниципального района рассмотреть вопрос о включении Самбла ФИО26. в список, подготовить необходимый пакет документов в соответствии с Положением об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направить информацию о включении в список в адрес министерства. При получении министерством полного пакета документов, установленного Положением, вопрос о включении Самбла ФИО27. в список будет рассмотрен в установленном порядке.
Специалист комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района Волкова С.А. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Частью 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, вступившей в силу с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 11 Областного закона от 05 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Согласно ст. 1 Областного закона Новгородской области от 24.12.2013 г. № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167 утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяющее порядок обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (далее Положение).
В соответствии с Положением министерство ведет список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее список).
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот в течение 90 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет оснований для предоставления жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.
Органы местного самоуправления муниципальных районов области в течение 30 рабочих дней со дня представления заявления о включении в список с приложенными к нему документами проводят проверку сведений, содержащихся в документах, рассматривают решение о возможности или невозможности проживания в жилом помещении (при наличии) и готовят информацию о включении (отказе во включении) в список по форме согласно приложению № 6 к Положению ( п. 4.1 Положения).
Согласно п. 4.2 Положения органы местного самоуправления муниципальных районов области в течение 2 рабочих дней со дня подготовки информации о включении (отказе во включении) в список направляют ее в министерство образования Новгородской области.
В соответствии со статьей 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны защищать права и интересы своих подопечных.
Как следует из материалов дела, Самбла ФИО29 относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
На основании распоряжения Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рг за несовершеннолетним Самбла ФИО30 сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
01 октября 2007 года несовершеннолетний Самбла ФИО31 передан на воспитание в приемную семью Дронниковой Е.С.
23.09.2011 по заявлению приемного родителя регистрация Самбла ФИО32 по адресу: <адрес> прекращена с регистрацией ребенка по месту жительства приемного родителя, по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Самбла ФИО33. должен быть обеспечен жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, распоряжение Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рг в части сохранения права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> признано утратившим силу, в связи со снятием Самбла ФИО35 с регистрационного учета по указанному адресу.
15.08.2019 года Дронникова Е.С. обратилась в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о включении Самбла ФИО34. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако 21.08.2019 года обратилась в Администрацию с просьбой не рассматривать вышеуказанное заявление, тем самым нарушив требования статьи 36 ГК РФ.
Органы местного самоуправления муниципальных районов области, исполняющие в соответствии с Областным законом Новгородской области от 23.12.2008 № 455-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки» осуществляют контроль за своевременным представлением законными представителями детей-сирот заявлений о включении в список.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот в установленный срок заявления о включении указанных детей в список органы опеки и попечительства обязаны в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных детей в список.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрация Боровичского муниципального района, признавая за Самбла ФИО36. право на обеспечение жилым помещением, что отражено в Постановлении от 19.07.2019 № 2233, также не исполнило обязанность по принятию мер для включения несовершеннолетнего Самбла ФИО37 в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым возложить на Администрацию исполнение обязанности по подготовке необходимой информации о включении Самбла ФИО40 в вышеуказанный список.
В соответствии с п.4.3. Положения об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяющее порядок обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, министерство образования не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список. Указанные решения оформляются приказом министерства.
Принимая во внимание, что информация о включении в список несовершеннолетнего Самбла ФИО38 в Министерство образования Новгородской области не предоставлялась и по существу не рассматривалась, основания для возложения на министерство обязанности включить Самбла ФИО39 в список отсутствуют.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дронниковой Евгении Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Самбла ФИО41,- удовлетворить частично
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области подготовить и направить в Министерство образования Новгородской области информацию в отношении несовершеннолетнего Самбла ФИО42, ДД.ММ.ГГГГ г.р. для разрешения вопроса о включении в список лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в установленном законом порядке
В удовлетворении остальной части заявленных требований,-отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.М.Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2019 года