РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2015 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Мороховец О.А.,
при секретаре Панариной А.В.,
с участием:
представителя истца Болховой С.С.,
представителя ГУ УПФ РФ по <адрес>ёновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Лебедева А. В. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, во изменение решения от дата № Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (далее – ГУ УПФ РФ России по <адрес> СК) Лебедеву А.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением им лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), при указанных обстоятельствах, в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не включены периоды его работы:
- с дата по дата (в том числе отпуск без сохранения заработной платы с дата по дата г.) в должности врача психиатра 0,5 ставки в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованное в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>». Основание отказа, продолжительность рабочего времени в объеме не полной ставки.
- с дата по дата в должности руководителя, врача-психиатра филиала № ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>». Поводом для отказа послужило то, что разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учреждения медико-социальной экспертизы не предусмотрены, учреждения не являются учреждениями здравоохранения.
ГУ УПФ России по СК специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Лебедеву А.В. признан в 22 года 06месяцев.
Будучи не согласным с решением ГУ УПФ России по СК Лебедев А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ России по <адрес> СК о включении указанных выше периодов работы в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, о назначении и выплате трудовой пенсии по старости.
Исковое заявление Лебедева А.В. мотивировано тем, что исчисление специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости регулируется статьей 28 Федерального закона № 173-ФЗ, Спискомдолжностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления периодов работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от дата № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (далее Список № и Правила № 781).
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № - ФЗ на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Лебедев А.А. в период с дата по дата (в том числе отпуск без сохранения заработной платы с дата по дата г.) Лебедев А.В. осуществлял трудовую деятельность в должности врача психиатра 0,5 ставки в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованное в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>».
Должности врачей психиатров были предусмотрены в указанном выше Списке № 781, а согласно пункту 6 Правил № 781, в специальный трудовой стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке № в структурных подразделениях организаций (медпунктах, медико-санитарных частях и т.д.).
Санитарные правила 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировали порядок создания, размещения и функционирования медицинского блока, но не касались порядка формирования штата медицинских работников и их деятельности. Вместе с тем, само требование о наличии медицинского блока во всех учреждениях определенного профиля свидетельствовало о необходимости обязательного комплектования указанного подразделения образовательных учреждений данного типа медицинскими кадрами.
Приказ Минздрава России от дата № «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» относил здравпункты (врачебные, фельдшерские), медицинские службы к структурным подразделениям учреждений здравоохранения, или организаций, предназначенных для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Устав учреждения подтверждает, что медицинская служба являлась обособленным структурным подразделением учреждения. Медицинская служба была размещена в отдельно стоящем здании. В медицинской службе имелись изоляторы для заболевших детей, процедурные кабинеты, кабинеты врачей специалистов, массажный кабинет, кабинет физиотерапии. Штатным расписанием в обязательном порядке были предусмотрены как врачи, так и медицинские сестры.
Согласно разделу 2, п.п. 2.3., Устава ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «детский дом-школа» одной из задач учреждения являлось обеспечение охраны здоровья воспитанников.
Согласно приказу Администрации <адрес> от дата № 392-ОД медперсонал образовательного учреждения был передан в штат образовательного учреждения и находился в ведении территориального медицинского образования № <адрес>.
В разделе 9 Устава были определены основные обязанности медицинских работников, в круг которых входило наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, оказание медицинской помощи воспитанникам, проведение углубленных медицинских осмотров воспитанников, медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима.
Таким образом, с учетом разъяснений содержащихся в п.п.п. 16, 18, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовую пенсию» (далее – Постановление ПВС РФ № 30), законодательства, действовавшего во время выполнения Лебедевым А.В. указанной работы, исходя из уставной, лицензированной деятельности учреждения, направленной на оказание населению медицинской помощи, указал, что нормаположения п. 6 Правил № подлежат применению к сложившимся спорным правоотношениям, что дает Лебедеву А.В. право на включение спорного периода в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
ГУ УПФ России по <адрес> СК Лебедеву А.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию продолжительности рабочего времени в объеме не полной ставки.
Между тем, в период с дата по дата (в том числе отпуск без сохранения заработной платы с дата по дата г.) Лебедев А.В. осуществлял трудовую деятельность в должности врача психиатра 0,5 ставки в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованном в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>».
В период с дата по дата в порядке внутреннего совместительства Лебедев А.В. исполнял обязанности врача-педиатра на 1 ставку.
При таких обстоятельствах, считает, что в период с дата по дата им фактически выполнялись трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающие ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а в период с дата по дата, им фактически выполнялись трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на полную ставку, и кроме того, согласно п. 4 Правил № 781, в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей, то в календарном исчислении, период работы, подлежащий включению в специальный стаж, дающий право Лебедеву А.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составит 09 месяцев 03 дня.
ГУ УПФ России по <адрес> СК Истцу отказано во включении в специальный стаж периода работы с дата по дата в должности руководителя, врача-психиатра филиала № ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>», дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с чем, Истец не согласен, так как его работа в спорный период неразрывно была связана с деятельностью охраны здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения особого типа, осуществляющем лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения при Министерстве труда России.
Лебедев А.В. не менял выполняемой функции в течение всего периода своей работы (с дата и по настоящее время), в связи с чем, считает, что осуществляет, лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, (согласно ранее действующей номенклатуры государственных и муниципальных учреждений, утвержденной Приказом Минздрава России № от 07.10.2005), в медицинской организации (согласно новой действующей редакции номенклатуры государственных и муниципальных медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата № 529н).
Основные задачи деятельности учреждений медико-социальной экспертизы в спорный период были определены:
В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата № и заключались в проведении реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучении причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности;
в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата № 906н «Об утверждении порядка организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» и заключались в установлении структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определении потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию; в
изучении причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности;
в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата № 310н, который закрепил основные задачи деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, в установлении структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию, в изучении причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.
Таким образом, в период с дата по настоящее время Лебедев А.В. работает в должности врача-психиатра, руководителя Филиала № ФКГУ «ГБ МСЭ по <адрес>». Как условие выполнения им трудовой функции, определенной трудовым договором, должностной инструкцией предусмотрено наличие высшего медицинского образования, знание по организационной, диагностической, консультативной, лечебной, профилактической работе; по оценке ограничений жизнедеятельности, реабилитационных возможностей инвалида, составлению индивидуальной реабилитации инвалидов и программ реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, знание современных методов клинической диагностики и лечения, оценки результатов общих и специальных инструментальных методов.
Следовательно, Лебедев А.В. выполняет трудовые обязанности на основании диплома о высшем медицинском образовании, сертификата, дающего мне право заниматься медицинской деятельностью.
Истцу предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда в размере 35 календарных дней, как всем медицинским работникам ежемесячно производится компенсационная выплата в виде надбавки к окладу за вредные условия труда (психиатрический профиль), установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
С учетом правовой позиции Постановления Конституционного Суда от дата № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п.п. 13, 16 Постановления ПВС № 30, считает, что бюро медико-социальной экспертизы включены законодателем в систему учреждений здравоохранения, предусмотренных единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и относятся к учреждениям с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, что согласуется с положениями п. 6 Правил № и дает ему право на включение спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет ограничение его конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Просит суд, Обязать ГУ УПФ России по <адрес> СК включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы Лебедева А.В. с дата по дата, в должности врача психиатра в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованном в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>»; с дата по дата в должности руководителя, врача-психиатра филиала № ФГКУ «ГБ МСЭ по <адрес>»; признать право Лебедева А.В. на досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ГУ УПФ России по <адрес> СК назначить и выплатить Лебедеву А.В. трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата; взыскать с ГУ УПФ России по <адрес> СК в пользу Лебедева А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере – 200 рублей 00 копеек; взыскать с ГУ УПФ России по <адрес> СК в пользу Лебедева А.В. расходы на представителя в размере 20 000 рублей 00 копеек.
Истец Лебедев А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя.
В судебном заседании представитель истца Лебедева А.В., по доверенности Болхова С.С., заявленные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ по <адрес> СК СластёноваС.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности и других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия установлены законом.
Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 781, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ лицам, осуществляющим лечебную и иную охраняемую по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3месяца.
Одним из условий назначения пенсии работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах и поселках городского типа, является наличие медицинского стажа не менее 30лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ работа в определенной должности и определенном учреждении должна соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 781.
Судом установлено, что решением комиссии по назначению пенсий, во изменение решения № от дата Истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано. ГУ УПФ РФ России по <адрес> СК специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости признан в 22 года 06 месяцев. Не включены в специальный стаж периоды работы истца: с дата по дата (в том числе отпуск без сохранения заработной платы с дата по дата г.) в должности врача психиатра 0,5 ставки в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованное в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>»; с дата по дата в должности руководителя, врача-психиатра филиала № ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>».
Поводом для отказа послужило то, что разделом «Наименование учреждений» списка Постановления Правительства РФ от дата № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ (далее - Список № и Правила № 781) такие учреждения как детский дом-школа, учреждения медико-социальной экспертизы не предусмотрены.
В отношении периода работы с дата по дата продолжительностью рабочего времени в объеме не полной ставки, Решение комиссии по назначению пенсий, во изменение решения № от дата сведений о включении в специальный стаж, либо об отказе во включении периода работы с дата по дата не содержит.
Согласно записи трудовой книжки в период с дата по 21.04.2005г. Лебедев А.В. работал в должности врача-психиатра в «Детском доме-школе» <адрес>; запись трудовой книжки № также подтверждают период работы в должности врача специалиста психиатра в филиале № ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>», с дата в должности руководителя врача психиатра филиала № ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>».
Должности врачей психиатров предусмотрены в Списке № 781. В соответствии с п. 6 Правил при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по основанию п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в стаж работы засчитывается на общих основаниях, в порядке, предусмотренном Правилами № 781, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями организаций.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Так, дата для ССР вступила в силу «Конвенция о правах ребенка», в ст. 24 которой провозглашено, что государства – участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства – участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Государства – участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.
Закон РФ от дата № «Об образовании» (далее – Закон РФ № 3266-1), действующий в спорный период, в п.1 ст. 51 Закона РФ № 3266-1, прямо закреплял, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений обеспечивают органы здравоохранения, образовательные учреждения обязаны предоставить помещения, с соответствующими условиями работы.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от дата № (далее – Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан), также действующие в спорный период, согласно ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относили, в том числе и находящиеся в государственной собственности образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан и другими правовыми актами.
Приказ Минздрава России от дата № «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» относил здравпункты (врачебные, фельдшерские) к структурным подразделениям учреждений здравоохранения или организаций предназначенных для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно ст. 37.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, любая организация имеет право на оказание медицинских услуг (медицинской помощи) только при наличии лицензии, выданной соответствующим органом исполнительной власти Субъекта РФ или органом исполнительной власти РФ.
Данное требование также закреплено было в ст. 17 Федерального закона от дата № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее 128-ФЗ). В спорный период лицензирование медицинской деятельности предусматривалось Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 499, в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 которого, для получения лицензии соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность. Указанное санитарно-эпидемиологическое заключение является одним из обязательных документов для получения соискателем лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Из представленных суду материалов следует, что на право осуществления медицинской деятельности в спорный период ГОУ для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованным в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>», выдавались: санитарно-эпидемиологическое заключение № 26.01.08.000.М.001046.09.05, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; лицензия, таким образом, Судом установлено осуществление в спорный период медицинской деятельности ГОУ для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованным в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>».
Устав ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», свидетельствует, что медицинская деятельность подлежала выполнению медицинской службой учреждения, которая являлась структурным подразделением ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа». В медицинской службе имелись изоляторы для заболевших детей, процедурные кабинеты, кабинеты врачей специалистов, массажный кабинет, кабинет физиотерапии.
В соответствии с разделом 2, п. п. 2.З., Устава ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа» одной из задач учреждения являлось, в том числе, и обеспечение охраны здоровья воспитанников.
Разделом 9 Устава определены основные обязанности медицинских работников, в круг которых входило наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, оказание медицинской помощи воспитанникам, проведение углубленных медицинских осмотров воспитанников, медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима.
Согласно п. 16 Постановления ПВС № 30, суд вправе, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, при этом суд учитывает, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из разъяснений, содержащихся в п.п. 18-19 Постановления ПВС № следует, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Следовательно, выше указанные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не соответствуют выводу ГУ УПФ России по <адрес> СК об отсутствии оснований к признанию лечебной и иной деятельностью, дающей Истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в отношении периода работы с дата по дата в должности врача-психиатра, ГОУ для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованном в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>», по основанию продолжительности рабочего времени в объеме не полной ставки, без учета нормаположения п. 6 Правил № 781.
Положения п. 6 Правил № согласуются с единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России № от дата г., действующей в спорный период, следовательно, медицинские службы (здравпункты, медпункты) в не зависимости от того, являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения, либо структурными подразделениями образовательных учреждений, были прямо предусмотрены номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в связи с чем, в спорный период были отнесены к системе учреждений здравоохранения.
При указанных обстоятельствах, нормаположения п. 6 Правил № подлежат применению, что дает право Истцу на включение периода его работы в ГОУ для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», переименованном в ГКООУ «Санаторный детский <адрес>» в специальный стаж, дающий право Лебедеву А.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Должностная инструкция врача-психиатра, свидетельствует о том, что в период выполнения трудовой функции по указанной должности истцом выполнялись трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Однако, указанную работу Лебедев А.В. выполнял на 0,5 ставки должности врача-психиатра.
Вместе с тем, в период с дата по дата Лебедев А.В. в порядке внутреннего совместительства исполнял обязанности врача-педиатра на 1 ставку. Полная занятость подтверждена справкой работодателя.
Согласно должностной инструкции врача-педиатра, в обязанности Лебедева А.В. входило выполнение ухода за больными на основе принципов лечебно-охранительного режима, обход больных, осмотр больных, поступающих в медицинскую часть. В своей работе он руководствовался методическими письмами и распоряжениями органов здравоохранения, повышал свою квалификацию. Будучи штатным медицинским работником учреждения, имел все необходимые сертификаты и допуски к осуществлению медицинской деятельности.
С учетом п. 4 Правил № 781, в период с дата по дата истцом выработана нормальная (сокращенная) продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона № 173-ФЗ федеральные законы, принятые до вступления в силу настоящего Закона (то есть до дата года) и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Министерство труда и социального развития РФ в разъяснении № от дата указывает, что условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные до 01.01.2002, в отношении которых Федеральный закон № 173-ФЗ не предусматривает иного правового решения, либо вообще не регулирует данную область пенсионных отношений, подлежат применению и после дата как не противоречащие Федеральному закону № 173-ФЗ.
На дату принятия Лебедева А.В. в Филиал № ФКГУ «ГБ МСЭ по <адрес>», уже действовали Список № и Правила № 781.
Из п. 6 Правил № 781, работа в должностях, указанных в Списке, в том числе, медико-санитарных частях, медицинских частях, поликлиниках, поликлинических отделениях, врачебных здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), являющихся структурными подразделениями организаций, засчитывается в стаж работы.
Согласно разделу 9 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, действующих в спорный период, медико-социальная экспертиза законодателем была определена как одна из видов медицинских экспертиз. В силу статьи 50 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза производилась федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, правовой статус деятельности учреждений медико-социальной экспертизы ранее был определен в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан и определен как вид медицинской деятельности – медицинская экспертиза.
Статья 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан ранее к государственной системе здравоохранения относило федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российскую академию медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относились находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
Кроме того, Приказом Минздрава России от дата № была утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которой, клиники - лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научно-практических центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являлись их структурными подразделениями.
Согласно п.п. 1.2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата № «Об оплате труда руководителей федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы – главных бюро медико-социальной экспертизы – главных экспертов по медико-социальной экспертизе» подлежала установлению надбавка за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения, в размерах определенных приказом, следовательно, учреждения медико-социальной экспертизы законодателем были отнесены к системе учреждений здравоохранения, что согласуется с пунктом 7 примечания к единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России № от 07.10.2005.
Таким образом, структурные подразделения ФБ МСЭ прямо предусмотрены номенклатурой государственных и муниципальных учреждений, следовательно, отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
В 2011 году Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан утратили юридическую силу, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от дата 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно статье 58 Федерального закона № 323-ФЗ медико-социальная экспертиза является одним из видов медицинских экспертиз. Из Постановления Правительства РФ от дата № «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» медико-социальная экспертиза является лицензируемым видом медицинской деятельности.
В силу статьи 60 Федерального закона № 323-ФЗ медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. То есть, работа по проведение реабилитационно-экспертной диагностики (оценки) с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты, связанной с комплексной оценкой состояния организма, заключающейся в выявлении возможности к полному или частичному восстановлению организма, в связи с нарушением здоровья и стойким расстройством функций организма, остается не изменой.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата № 529н «Об утверждении медицинских организаций» бюро медико-социальной экспертизы предусмотрено в номенклатуре медицинских организаций особого типа. Основныенаправления деятельности ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» определены в Уставе учреждения и остаются неизменными в течение с 2004 г. по настоящее время, и заключаются в содействии укреплению здоровья населения, в предупреждении инвалидности.
Типовые штаты учреждений медико-социальной экспертизы разработаны на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата № «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников».
В силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата № н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» специальность «медико-социальная экспертиза» отнесена к сфере здравоохранения.
Приказом Минтруда РФ от дата № «Об аттестации специалистов с высшим медицинским и психологическим образованием федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, учреждений реабилитации инвалидов, социального обслуживания и протезно-ортопедических предприятий» утверждена номенклатура врачебных специальностей, включая психиатрию.
Филиалы осуществляют свою деятельность от имени ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>», которое несет ответственность за их деятельность.
ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» (включая филиалы) имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Основными задачи и функциями деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, является деятельность по проведению реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, в
изучении причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, заключающаяся в комплексной оценке состояния организма человека, направленной на выявление возможности к полному или частичному восстановлению организма, в связи с нарушением здоровья и стойким расстройством функций организма, что соответствует основным положениям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата № «О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине (п. 3 Порядка организации медицинской помощи по восстановительной медицине).
При выполнении данной работы, медицинские работники производят осмотр больных, выясняют лечебные мероприятия, проводят анализ лечения, дают заключение.
Раздел «Наименование учреждений» Списка № не подлежит расширенному толкованию, законодательством это не предусмотрено.
Однако, Конституционный Суд в Постановлении от дата № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязывает в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, что означает запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых и сходных ситуациях).
Конституционный Суд РФ указал на обязанность руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ в целях не допущения неравенства прав граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, на пенсионное обеспечение.
Законодатель выделяет в особую категорию лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная деятельность и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях, организациях, труд в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Право на досрочное пенсионное обеспечение законодатель связал с работой, выполнение которой сопряжено с регулярным воздействием различного рода факторов, повышенной психо-физиологической нагрузкой, обусловленной исполнением функциональных обязанностей.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от дата «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и неблагоприятных условиях труда, то есть те условия, по которым медицинским работникам и назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
Судом установлено, что Лебедеву А.. предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда в размере 35 календарных дней, как всем медицинским работникам ежемесячно производится компенсационная выплата в виде надбавки к окладу за вредные условия труда (психиатрический профиль), установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. следовательно, получило подтверждение наличие повышенной психо-физиологической нагрузки, обусловленной исполнением Истцом функциональных обязанностей
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовую пенсию», пункта 16, суд вправе, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, при этом суд учитывает, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Судом установлено, что бюро медико-социальной экспертизы, согласно приказу Минздрава России от дата № «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата № 529н «б утверждении медицинских организаций», исходя из целей их создания, выполняемых задач и функций, условий и характера врачебной деятельности, законодателем отнесены к учреждениям здравоохранения особого типа, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения при Министерстве труда России.
Из должностной инструкции, при проведении медико-социальной экспертизы Лебедев А.В. выполняет осмотр больного, выясняет лечебные мероприятия, проводит анализ лечения, дает заключение. При невозможности прибыть в бюро, Лебедев А.В. выезжает на дом, осматривает больного и проводит оценку, как состояния больного, так и данные его лечения, обследования, анализов, осуществляет медицинскую деятельность в объеме необходимом для реализации деятельности учреждения, устанавливает факт наличия инвалидности по имеющимся медицинским показаниям, устанавливает группу инвалидности, причины, срок и время наступления инвалидности, наличие и степень выраженности ограничений жизнедеятельности, нуждаемость в мерах медицинской реабилитации, осуществляет экспертизу нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (надзоре, помощи), определяет причину смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, соблюдает правила охраны труда при осмотре больных, при обслуживании больных на дому (л.д. ….).
В случае направления федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей, вправе контролировать проведение лечебно-диагностических мероприятий, участвовать в составе врачебной комиссии в сложных, экспертных случаях, подлежащих разбору, вправе вносить свои предложения по дальнейшей корректировке лечения, обследования пациента. Результаты подлежат отражению в выписном эпикризе.
То есть, Лебедев А.В. осуществляет практическую лечебную деятельность, без которой выполнение основной деятельности проведение медико-социальной экспертизы не представляется возможным.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федераци░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 22 ░░░░ 06 ░░░░░░░ 00 ░░░░, ░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, 30 ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 07.06.2013, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░. 98 ░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 ░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 200░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.193-198 ░░░ ░░, ░░░
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.: ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░-░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>»; ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░ «░░ ░░░ ░░ <░░░░░>», ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 20 ░. 1 ░░. 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ № 173-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. 20 ░. 1 ░░. 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ №173-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░