Дело № 2-1620/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,
при секретаре Козловой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО7 к КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО7 к КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что ФИО7 принята на работу в КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» машинистом по стирке белья. В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с марта по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия. В связи с чем, прокурор просил взыскать в пользу ФИО7 с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 14686,02 руб.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Екимов А.А. и материальный истец ФИО7 заявленные требования подержали в полном объеме.
Представитель ответчика КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» Пермякова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что не оспаривает произведенный прокурором расчет, однако полагает, что применение иного начисления заработной платы, с начислением северного и районного коэффициента на МРОТ, должно производиться после 07.12.2017 года.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв на исковое заявление, просил в иске отказать, поскольку КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» финансируется из краевого бюджета в соответствии с Законом края от 08.12.2016г. №2-195 «О краевом бюджете на 2017год и плановый период 2018-2019 годов», которым не предусмотрен источник финансирования на обеспечение выплат до минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне с учетом районного коэффициента, при расчете подлежащей взысканию заработной платы, необходимо вычитать НДФЛ.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края, в судебное заседание не явился, ранее представил возражения, просил в иске отказать, поскольку заработная плата в спорный период начислялась ответчиком правильно, применение иного начисления заработной платы, с начислением северного и районного коэффициента на МРОТ, должно производиться после 07.12.2017 года.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по декабрь 2017 года) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12480 руб. (с июля по декабрь 2017 года).
Как установлено в судебном заседании, ФИО7 принята на работу в КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» 12.09.2016г. на должность машиниста по стирке и ремонту спецодежды, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копией трудовой книжки, копией приказа №-лс от 12.09.2016г. ФИО7 установлен оклад в размере 2231 руб., северный коэффициент 30 %, районный коэффициент 30 %.
В ходе прокурорской проверки по заявлению ФИО7 было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы в 2017 году ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Поскольку судом установлено, что работодателем КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию исходя из следующего расчета:
- за отработанные 175 часов в марте 2017 года в размере 1408 руб. из расчета: 12000 руб. / 175 час. (норма времени в марте 2017 г.) * 175 час. (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено).
- за отработанные 160 часов в апреле 2017 года в размере 1408 рублей, из расчета: 12000 руб. / 160 час. (норма времени в апреле 2017 г.) * 160 час. (отработано работником) = 12000руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 96 часов в мае 2017 года в размере 844,8 рублей, из расчета: 12000 руб. / 160 час. (норма времени в мае 2017 г.) * 96 час. (отработано работником) = 7200 руб. (должно быть начислено) – 6355,2 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 120 часов в июне 2017 года в размере 1005,71 рублей, из расчета: 12000 руб. / 168 час. (норма времени в мае 2017 г.) * 120 час. (отработано работником) = 8571,42 руб. (должно быть начислено) – 7565,71 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 168 часов в июле 2017 года в размере 1888 рублей, из расчета: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в июле 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 184 часа в августе 2017 года в размере 1888 рублей, из расчета: 12480 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2017 г.) * 184 час. (отработано работником) = 12480руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 168 часов в сентябре 2017 года в размере 1888 рублей, из расчета: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в сентябре 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12480руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 176 часов в октябре 2017 года в размере 1888 рублей, из расчета: 12480 руб. / 176 час. (норма времени в октябре 2017 г.) * 176 час, (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 55 часов в ноябре 2017 года в размере 579,51 рублей, из расчета: 12480 руб. / 167 час. (норма времени в ноябре 2017 г.) * 55 час, (отработано работником) = 4110,17руб. (должно быть начислено) – 3530,67 руб. (фактически начислено)
- за отработанные 168 часов в декабре 2017 года в размере 1888 рублей, из расчета: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в декабре 2017 г.) * 168 час, (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено).
Таким образом, недоначисленная истцу заработная плата в период с марта по ноябрь 2017 года составляет 14686,02 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» в пользу ФИО7 подлежит взысканию задолженность по заработной плате за период с марта по ноябрь 2017 года в размере 14686,02 руб.
Суд отвергается довод представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Пашиновой Г.Е. о том, что при расчете исковых требований следовало вычесть из подлежащих взысканию денежных средств сумму налога на доходы физических лиц. Невыплаченные ответчиком денежные средства являются вознаграждением истца за выполнение им трудовых обязанностей и в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. На основании ст. 217 НК РФ данные денежные средства не освобождаются от налогообложения.
Согласно ст. 209 НК РФ доходы от источников в Российской Федерации являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц и суммы, взыскиваемые судебными органами, подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. То обстоятельство, что указанные суммы взыскиваются в судебном порядке, не освобождает физическое лицо от обязанности налогоплательщика. При этом обязанность по удержанию сумм налога и перечислению их в бюджет за физическое лицо возложена на налогового агента
Исходя из положений статьи 210 Налогового кодекса РФ суммы заработной платы, определенные к взысканию с работодателя в пользу работника решением суда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном налоговом законодательством порядке.
Как указано в статье 226 Налогового кодекса РФ исчисление сумм и уплату налога на доходы физических лиц осуществляет работодатель, выплачивающий работнику заработную плату, который является налоговым агентом.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 587 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО7 к КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» в пользу ФИО7 задолженность по заработной плате в размере14686,02 руб.
Взыскать с КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 587 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Аксютенко
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2018 года.