Дело № 2-890/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2017г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Карабанова А.С.,
при секретаре Макаровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой Т.А. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Засвияжскому району г. Ульяновска о взыскании расходов на погребение, взыскании невыплаченной пенсии, возложении обязанности выдать удостоверение и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Афанасьева Т.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Засвияжскому району г. Ульяновска о взыскании расходов на погребение, взыскании невыплаченной пенсии, возложении обязанности выдать удостоверение и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования следующим.
<данные изъяты> истца, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имела статус несовершеннолетнего узника фашизма, являлась инвалидом № группы, <данные изъяты> инвалида ВОВ.
После смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева Т.А. обратилась к ответчикам Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области о выплате расходов на погребение ФИО2 и 3-х кратного размера пенсии ФИО2, а также с требованием выдать истцу удостоверение <данные изъяты> инвалида ВОВ на имя ФИО2
Между тем, указанные заявления были оставлены ответчиками без удовлетворения.
В судебном заседании Арсентьева Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, Министерства обороны Российской Федерации, Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Засвияжскому району г. Ульяновска, представители третьих лиц Военного комиссариата Ульяновской области, Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещались, представили свои возражения на иск.
Как следует из отзыва Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получила удостоверение несовершеннолетнего узника №. Так же ранее, ДД.ММ.ГГГГ, ею была получена справка <данные изъяты> инвалида ВОВ, которая имела юридическую силу удостоверения. На основании данных документов ФИО2 получала при жизни все необходимые выплаты.
Так же ДД.ММ.ГГГГ в ответе на обращение ФИО2 на № от ДД.ММ.ГГГГ ей были даны разъяснения по поводу порядка непосредственного получения удостоверения <данные изъяты> инвалида ВОВ. Для получения данного удостоверения ФИО2 необходимо было в заявительном порядке обратиться в органы социальной защиты с подтверждающими документами.
Таким образом, удостоверение несовершеннолетнего узника, справка <данные изъяты> инвалида ВОВ Худяевой М.М.были выданы; в выдаче удостоверения <данные изъяты> инвалида ВОВ ФИО14 Министерство не отказывало. Выдача удостоверения вдовы инвалида ВОВ посмертно не осуществляется. Соответственно, обязательства со стороны Министерства были исполнены, моральный вред истице со стороны Министерства не причинялся.
Из представленного отзыва Министерства обороны РФ следует, что Министерство обороны РФ не признает иск по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...» определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Таким образом, приведенная норма приравнивает бывших несовершеннолетних узников фашизма только по предоставляемым им мерам социальной поддержки (льготам по материально-бытовому обеспечению) к инвалидам Великой Отечественной войны, а не относит их к категории «Инвалид Великой Отечественной войны».
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен статьями 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ). При этом меры социальной поддержки оказываются гражданам, отвечающим условиям, определенным законодательством Российской Федерации, при их жизни.
Согласно положениям пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 5-ФЗ расходы на погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Гарантии погребения умерших военнослужащих, а также граждан, приравненных к ним по предоставлению гарантий по погребению, определены пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Исчерпывающий перечень граждан, в случае смерти которых стоимость услуг по увековечению их памяти возмещается за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу) определен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих...» (далее - Постановление № 460). В указанный перечень бывшие несовершеннолетние узники фашизма не входят.
На основании изложенного, права на возмещение расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, предусмотренные законодательством Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны, не распространяются.
Данная правовая позиция подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 53-КГ16-13.
В соответствии с Положением о Департаменте социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДСГ), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2015 г. № 430, ДСГ бывшим несовершеннолетним узникам фашизма никакие выплаты не производит. На него возложена реализация в Вооруженных Силах Российской Федерации государственной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а также организация контроля за соблюдением законности при осуществлении выплат указанным гражданам из числа лиц, являющихся пенсионерами Минобороны России.
С учетом изложенного, и, принимая во внимание тот факт, что на пенсионном обеспечении Минобороны России ФИО2 не состоит и никогда не состояла, на основании статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ДСГ надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу не является.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в своем отзыве на иск указывает, что требования истца не основаны на нормах действующего законодательства и удовлетворению не подлежат.
В УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска ФИО2 являлась получателем: пенсии по старости; ежемесячной денежной выплаты; дополнительного ежемесячного материального обеспечения, как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания созданных фашистами и их союзниками; ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Доставка пенсии ФИО2, в том числе ДД.ММ.ГГГГ г, осуществлялась через Ульяновское отделение № ПAO «Сбербанк России».
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае смерти пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера производится прекращение выплаты страховой пенсии.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ и выплата пенсии прекращена ей с ДД.ММ.ГГГГ.
Выплата пенсии за месяцы, следующие за месяцем смерти пенсионера, действующим законодательством не предусмотрена.
ОПФР по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ от Афанасьевой Т.А. было получено обращение о выплате пенсии ФИО2 за 3 месяца. На данное обращение был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано на отсутствие правовых оснований для осуществления выплаты пенсии. Заявление о выплате пенсии ФИО2 с приложением документов, на которое ссылается истица в иске, в адрес ОПФР по Ульяновской области не поступало.
Кроме того, надлежащим ответчиком считает Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Засвияжскому району г. Ульяновска.
Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Засвияжскому району г. Ульяновска представило в суд возражения на иск Афанасьевой Т.А.
Указывает, что ФИО2 являлась получателем страховой пенсии по старости, ежемесячной денежной выплаты, дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее по тексту Выплаты).
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» начисленные суммы страховой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с этим пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. На основании п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вышеперечисленные Выплаты были прекращены. Управление обращает внимание на то, что вышеуказанные Выплаты были выплачены по апрель 2015 года включительно.
На основании вышеизложенного, после смерти ФИО2 отсутствуют какие- либо начисленные и не полученные Выплаты в связи с её смертью.
В силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пенсионное законодательство не содержит материальных норм, прямо указывающих на обязанность территориальных органов ПФР возмещать моральный вред.
На основании вышеизложенного, просит оставить исковые требования предъявленные Афанасьевой Т.А. к Управлению без удовлетворения.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Ульяновской области в отзыве на иск указывает, что Афанасьева Т.А. лично в Военный комиссариат Ульяновской области по поводу возмещения расходов на погребение ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ., не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ в отдел ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Засвияжскому району города Ульяновск) из Ульяновского областного ГКУ социальной защиты населения в <адрес> поступило письмо с копией заявления Афанасьевой Т.А. с просьбой возместить расходы по захоронению ФИО2, на которое был дан ответ.
Круг лиц, на которых распространяется действие государственной гарантии по возмещению за счёт средств федерального бюджета расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников, определён статьёй 24 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 11 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников». При этом бывшие несовершеннолетние узники фашизма в указанных законах не поименованы.
Согласно постановления Правительства РФ от 6.05.1994г. № 460, возмещение оплаты ритуальных услуг за счёт средств федерального органа исполнительной власти в которой погибший (умерший) проходил военную службу в зависимости от последнего места её прохождения производится следующим категориям:
-военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, погибшим при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;
-погибшим (умершим) гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
-ветеранам военной службы;
-участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 1,2 постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ возмещение оплаты ритуальных услуг производится по последнему месту службы. По поводу службы ФИО2 сведений не имеется.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ для проживающих на территории Российской Федерации бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых насупила вследствие их противоправных действий), установлены ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, предусмотренные для инвалидов Великой отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предусмотрены ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Ранее аналогичные меры социальной поддержки для несовершеннолетних узников концлагерей были установлены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, давать разъяснения по применению данного Указа поручено Министерству социальной защиты населения.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации в постановлении Правительства от 07 июля 1999г. № 20 « Об утверждении разъяснения « О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» разъясняет, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992г. № 1235 не определён объём предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально - бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
Поскольку перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен соответственно в статьях 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Вопросы, связанные с предоставлением и оплатой соответствующих расходов по погребению, изготовлению и установке надгробных памятников, данными статьями Федерального закона не рассматриваются.
Федеральный Закон № 8-ФЗ также не указывает отдельную категорию несовершеннолетних узников, которым за счёт средств МО РФ оплачиваются ритуальные услуги и устанавливаются памятники.
В соответствии с п.3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле» социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти, на основании справки о смерти формы № 33, причём, в случае выплаты социального пособия, оплата ритуальных услуг не производится ( Постановление Правительства № от 6.05.1994г. № 460)
Так как ФИО2 1927 г.р. не подходит под категорию граждан, которым за счёт средств федерального бюджета выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, оплачиваются ритуальные услуги при захоронении и устанавливаются надгробные памятники, оснований для возмещения расходов на погребение бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
Представитель третьего лица – Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску в судебном заседания возражала против удовлетворения исковых требований Афанасьевой Т.А.
Пояснила, что в соответствии с инструкцией утвержденной постановлением Минтруда от 11.10.2000 № 69 «О порядке условий реализации прав льгот ВОВ, ветеранов боевых действий и иных категорий граждан» установленная ФЗ «О ветеранах» выдача удостоверения осуществляется только супругу (супруге) погибшего либо умершего ветерана ВОВ, либо инвалида ВОВ, либо несовершеннолетним детям, которые проживают совместно с ними, выдача удостоверения, ребенку достигшего совершеннолетнего возраста, данным нормативным документом не предусмотрено, предусмотрены иными нормативными актами. Данное требование Истца не обосновано, не основано на действующем законодательстве.
До ДД.ММ.ГГГГ года, когда была утверждена форма удостоверения члена семьи умершего инвалида, участника ВОВ действовали и другие нормативные документы, в том числе Постановление Совета Министров СССР. Выдавались либо удостоверения, которые предусмотрены для самого инвалида с отметкой о том, что удостоверение выдано вдове, либо делалась отметка в пенсионном удостоверении, либо выдавалась справка. ФИО2 выдавалась справка том, что она являлась вдовой участника ВОВ. Данные документы были равнозначны и меры социальной поддержки оказывались в полной мере.
ФИО2 получала ежемесячную денежную компенсацию на жилищно-коммунальные услуги в связи с тем, что она являлась несовершеннолетним узником фашизма.
В соответствии с. 3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав истца и представителя третьего лица - Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Афанасьева Т.А. является дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Афанасьева Т.А. понесла расходы на погребение ФИО2
При жизни ФИО2 имела статус несовершеннолетнего узника фашизма, являлась инвалидом № группы, <данные изъяты> инвалида ВОВ.
После смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась к ответчикам Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области о выплате расходов на погребение ФИО2 и 3-х кратного размера пенсии ФИО2, а также с требованием выдать истцу удостоверение вдовы <данные изъяты> ВОВ на имя ФИО2 Однако данные требования были оставлены ответчиками без удовлетворения.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного Указа).
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного Закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункты 1, 2 данного закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах". Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в связи с чем право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
В этой связи суд не находит оснований для взыскания в пользу Афанасьевой Т.А. расходов на погребение ФИО2 как несовершеннолетнего узника фашизма.
В части требований о взыскании с органов пенсионного фонда в пользу Афанасьевой Т.А. 3-х кратного размера пенсии ФИО2 судом установлено следующее.
ФИО2 являлась получателе пенсии по линии Пенсионного фонда РФ. В УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска ФИО2 являлась получателем: пенсии по старости; ежемесячной денежной выплаты; дополнительного ежемесячного материального обеспечения, как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания созданных фашистами и их союзниками; ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Доставка пенсии ФИО2, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ г., осуществлялась через Ульяновское отделение № 8588 ПAO «Сбербанк России».
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае смерти пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера производится прекращение выплаты страховой пенсии.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ и выплата пенсии прекращена ей с ДД.ММ.ГГГГ.
Все причитающиеся ФИО2 выплаты были произведены ей по апрель 2015 г. включительно, в связи с чем, задолженность по выплатам перед ФИО2 и ее наследниками отсутствует.
Выплата пенсии за месяцы, следующие за месяцем смерти пенсионера, действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, требования Афанасьевой Т.А. о взыскании в ее пользу 3-х кратного размера пенсии ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Не находит суд оснований и для удовлетворения требований Афанасьевой Т.А. о выдаче ей удостоверения <данные изъяты> инвалида ВОВ на имя ФИО2
Пунктом 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий согласно статье 28 ФЗ "О ветеранах" осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" определяются Инструкцией "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом "О ветеранах" утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
Пунктом 2.7 указанной Инструкции предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 2.16 указанной Инструкции членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"). Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получила удостоверение несовершеннолетнего узника №. Так же ранее, ДД.ММ.ГГГГ, ею была получена справка <данные изъяты> инвалида ВОВ, которая имела юридическую силу удостоверения. На основании данных документов ФИО2 получала при жизни все необходимые выплаты.
Так же ДД.ММ.ГГГГ в ответе на обращение ФИО2 на № от ДД.ММ.ГГГГ ей были даны разъяснения по поводу порядка получения непосредственно удостоверения <данные изъяты> инвалида ВОВ. Для получения данного удостоверения ФИО2 в органы социальной защиты с подтверждающими документами не обращалась. Выдача удостоверения <данные изъяты> инвалида ВОВ посмертно не осуществляется.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку судом при рассмотрении дела не установлено нарушение ответчиками прав и законных интересов Афанасьевой Т.А., ее личные неимущественные права не затронуты, суд не находит оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Афанасьевой Т.А. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Засвияжскому району г. Ульяновска о взыскании расходов на погребение, взыскании невыплаченной пенсии, возложении обязанности выдать удостоверение и компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: А.С. Карабанов