Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-325/2023 (2а-3524/2022;) ~ М-3199/2022 от 16.11.2022

Дело №2а-325/2023

УИД 63RS0044-01-2022-006246-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2023 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-325/2023 по административному исковому заявлению ООО СЗ «ШАРД» к судебному приставу-исполнителю МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Ханову А.В. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ООО СЗ «ШАРД» обратилось в Железнодорожный районный суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Ханову А.В. Главному управлению ФССП России по Самарской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, об уменьшении размера исполнительского сбора, в обоснование заявленных требований указав, что 03.10.2022 года на основании исполнительного документа Акта по делу об административном правонарушении № от 14.07.2022, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Самарской области, возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании административного штрафа в размере 500 рублей. 24.10.2022 года постановление исполнено, штраф оплачен, 28.10.2022 года исполнительное производство окончено, в связи с фактическим исполнением требований. Одновременно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 рублей и выделено в отдельное исполнительное производство № -ИП от 02.11.2022. О возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора административный истец узнал 02.11.2022 г из портала Госуслуг. Представитель в иске указывает, что постановление об административном правонарушении № от 14.07.2022 в личном кабинете госуслуг отсутсвует, как и не направлялось судебным приставом-исполнителем постановление о возбуждении исполнительного производства№-ИП о взыскании административного штрафа в размере 500 рублей. Полагая, что размер исполнительского сбора несоразмерен сумме административного штрафа, с учетом уточнения административного иска просит, уменьшить размер исполнительского сбора на 1/4.

Определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 07.12.2022г. к участию в рассмотрении дела в качестве административного соответчика привлечено ГУ ФССП России по Самарской области, в качестве заинтересованного лица ЦАФАП в области ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Усачева Л.Г. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, просила удовлетворить с учетом уточнения требований и снизить исполнительский сбор на 1/4.

Представитель МОСП по ВАШ по г. Самаре Ханов А.В. в судебное заседание не явился, однако ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что исполнительский сбор начислен обоснованно и в соответствии с законом, все постановления судебным приставом направлены в личный кабинет Госуслуг ООО СЗ «ШАРД», о чем подтверждают скриншоты из базы АИС ФССП.

Административные ответчики Главное управление ФССП России по Самарской области, заинтересованное лицо ЦАФАП в области ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, надлежаще извещенные о дне, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, уважительность причин неявки суду не сообщили, ходатайств и письменных пояснений в обоснование своей позиции по делу не предоставили.

На основании статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Проверив материалы дела, обоснованность заявленных требований, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ООО СЗ «ШАРД» по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из административного искового заявления следует, что срок на обжалование постановления от 02.11.2022 административным истцом не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Для признания ненормативного правового акта недействительным (действий государственного органа незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого акта (действий) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя. При этом бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) прав и законных интересов лежит на лице, оспаривающем акт (действия) государственного органа (должностного лица).

Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям, в том числе, относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно части 12 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Так, согласно частям 1, 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Частью 2 статьи 112 упомянутого закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как следует из материалов дела, 02.11.2022 на основании исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя №63052/22/3623644 от 02.11.2022 года, выданного Межрайонным отделением судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ООО СЗ «ШАРД» о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 рублей в пользу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области. Согласно пункту 2 постановления срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику ООО СЗ «ШАРД» на основании части 14 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не устанавливается.

Указанное исполнительное производство возбуждено в связи с тем, что ООО СЗ «ШАРД» своевременно не была оплачена задолженность по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 03.10.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАШ по г. Самаре АВ. Хановым., о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Согласно справки о движении денежных средств, 14.10.2022 года ООО СЗ «ШАРД» оплачен административный штраф по указанному исполнительному производству в размере 500 (л.д. 34)

Из административного искового заявления следует, что о взыскании исполнительского сбора ООО СЗ «ШАРД» узнало 02.11.2022 года из личного кабинета Госуслуг.

Положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии счастью 3настоящей статьи. При отсутствии установленных ГражданскимкодексомРоссийской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34, 35, 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и от 19 января 2017 года N 1-П.

При этом из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пунктах 74, 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Постановлением судебного пристава МОСП по ВАШ по г. Самаре Хановым А.В. от 28.10.2022 года исполнительное производство № о взыскании с ООО СЗ «ШАРД» в пользу ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Самарской области административного штрафа в размере 500 рублей окончено по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», т.е. в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что административным истцом предпринимались меры для исполнения исполнительного документа, в настоящее время задолженность должником ООО СЗ «ШАРД» погашена в полном объеме в размере 500 рублей, исполнительное производство окончено, в связи с чем суд полагает возможным снизить размер исполнительского сбора на 1/4 часть, т.е. до 7500 рублей. Однако размер такого уменьшения, в соответствии с приведенными требованиями закона, не может составлять более чем одна четвертая от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Таким образом, принимая во внимание, что административным истцом не представлено суду доказательств наличия чрезвычайных обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, суд не находит оснований для полного освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 28.10.2022 года.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО СЗ «ШАРД» к судебному приставу-исполнителю МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Ханову А.В. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора удовлетворить частично.

Размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с общества с ограниченной ответственностью СЗ «ШАРД» в рамках исполнительного производства №-ИП по постановлению судебного пристава-исполнителя Ханова А.В. уменьшить на одну четверть до 7 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 06 февраля 2023 года.

Председательствующий судья Е.А. Чиркова

2а-325/2023 (2а-3524/2022;) ~ М-3199/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО СЗ ШАРД
Ответчики
УФССП по Самарской области
ГУ ФССП России по Самарской области
МОСП по ВАШ
Другие
ЦАФАП в области ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация административного искового заявления
16.11.2022Передача материалов судье
21.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2022Предварительное судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
27.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее