Дело № 2а-42/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,
с участием административного истца - Мачина В.С., его представителя - Федорова Р.В.,
при секретаре судебного заседания Ермолаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-42/2021 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования <изъято> Мачина В.С. об оспаривании решения врио начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 20 октября 2020 года № 7/54 об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
Мачин, обратился в военный суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнённых требований, просил: - признать незаконным решение врио начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТО ФГКУ «ЦРУЖО») от 20 октября 2020 года № 7/54 об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении; - возложить обязанность на начальника ФГКУ «ЦРУЖО» принять установленным порядком решение о принятии на учёт нуждающихся в жилье Мачина и членов его семьи; - обязать федеральное государственное казённое учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Мачину в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; - возместить Мачину судебные расходы по делу в размере 300 рублей, связанных с уплатой государственной пошлины.
В судебном заседании Мачин полностью поддержал заявленные требования, при этом пояснил, что определением Кассационного военного суда от 20 августа 2020 года решение ТО «Центррегионжильё» от 30 июля 2019 года № 7/44 об отказе Мачину и членам его семьи в постановке на жилищный учёт, отменено. Установив право Мачина в получении жилья, на административного ответчика была возложена обязанность, в месячный срок, повторно рассмотреть вопрос о постановке Мачина на учёт нуждающихся в жилье. Однако, решением врио начальника ТО «Центррегионжильё» от 20 октября 2020 года № 7/54 административному истцу вновь, на том основании, что Мачиным не выполнены законные требования о предоставлении документом имеющих юридическое значение, для постановки его и членов его семьи на учёт нуждающихся в получении жилого помещения, отказано. Считая оспариваемое решение не законным, Мачин просил суд удовлетворить заявленные им требования, поскольку все требования административного ответчика были исполнены им в разумные сроки.
Представитель административного истца - Федоров Р.В., в судебном заседании полностью поддержал заявленные Мачиным требования, при этом пояснил, что действительно административным ответчиком было предложено Мачину предоставить выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест его жительства и регистрации военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет, либо документы подтверждающие невозможность их предоставления, по состоянию на 20 октября 2020 года. Данное требование было выполнено Мачиным, после того как он узнал о нём - 23 октября 2020 года. В течении двух недель Мачин собрал и предоставил запрашиваемые должностными лицами документы.
Кроме этого, Федоров пояснил, что административный истец своевременно не был уведомлен о вышеуказанных требованиях, поскольку ТО ФГКУ «ЦРУЖО» направило уведомление, а в последующем и решение об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, по адресу не связанному с его личностью.
Административные ответчики - начальник отделения (территориальное, <адрес>) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и федеральное государственное казённое учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, а также заинтересованное лицо - федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования <изъято>, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каждый в отдельности, в суд не явились, руководствуясь положениями статьи 54 КАС Российской Федерации, направили в суд своих представителей.
Представитель административных ответчиков – Черкашина К.И. и заинтересованного лица - Панкратов Ю.В., в суд не прибыли, также просили рассмотреть дело без их участия.
В своих возражениях, оглашенных в судебном заседании, Черкашина пояснила, что с требованиями административного истца не согласна и просила в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции она пояснила, что Мачиным не были представлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест его жительства и регистрации военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет, либо документы подтверждающие невозможность их предоставления, по состоянию на 20 октября 2020 года. Направленное административному истцу требование о предоставлении недостающих документов результата не дало. Мачин не представил вышеназванные документы, что послужило основанием для принятия решения об отказе в его постановке на учёт нуждающихся в жилье.
Заслушав административного истца и его представителя, огласив позицию представителя административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований Мачина по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК Российской Федерации.Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться, в том числе, нормами ЖК Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила), согласно которым признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В судебном заседании установлено, что определением Кассационного военного суда от 20 августа 2020 года признано право Мачина на получение жилья от ведомства, где он проходит военную службу, а также суд обязал должностное лицо, в течение месяца, повторно, рассмотреть вопрос о постановке административного истца и членов его семьи на жилищный учёт, приняв соответствующее решение.
Действительно, 22 и 25 сентября 2020 года, должностными лицами, по адресам: - <адрес> и <адрес>, соответственно, направлена почтовая корреспонденция о необходимости представления Мачиным выписок из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест его жительства и регистрации военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет, либо документов, подтверждающие невозможность их предоставления, по состоянию на 20 октября 2020 года. Однако указанные уведомления Мачиным не были получены, в виду ошибки должностных лиц при направлении почтовой корреспонденции. О требовании административного истца о предоставлении необходимых, юридически значимых документов для принятия решения о постановке военнослужащего на жилищный учёт Мачин узнал лишь 23 октября 2020 года, то есть после принятия в отношении его и членов его семьи оспариваемого решения об отказе в постановке на учёт.
Утверждение Мачина и его представителя о том, что должностным лицом допущена ошибка, так как уведомление о необходимости представления документов направлено по адресу не связанному с его личностью, так как он проживает по адресу: <адрес>, а также пояснение административного истца о том, что лишь 23 октября 2020 года им получено уведомление, нашли подтверждение в суде, что видно из копии почтового уведомления № 3533 почты России, а также документов его регистрации с места жительства, суд признаёт правдивыми и кладёт в основание принимаемого решения.
Данные обстоятельства также подтверждаются позициями сторон и исследованными в суде доказательствами, а именно: - копией определения Кассационного военного суда от 20 августа 2020 года; - копией решения ТО ФГКУ «ЦРУЖО» от 30 июля 2019 года № 7/44.
Указанное обстоятельство позволяет суду прийти к выводу, что основание принятого административным ответчиком оспариваемого решения (непредставление выписок из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест его жительства и регистрации военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет, либо документов, подтверждающих невозможность их предоставления, по состоянию на 20 октября 2020 года, является надуманным, поскольку Мачин узнал о требовании предоставить недостающие документы, лишь через три дня после принятия должностным лицом решения об отказе в постановке на жилищный учёт.
На основании изложенного суд признаёт незаконным решение ТО ФГКУ «ЦРУЖО» от 30 июля 2019 года № 7/44 об отказе в постановке Мачина и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилье.
При принятии решения суд также руководствуется выводами суда кассационной инстанции, обязательными для судов нижестоящих судебных инстанций, и принимает во внимание, то обстоятельство, что суд не вправе предопределять действия и решения должностных лиц, поэтому требование Мачина о возложении на ТО ФГКУ «ЦРУЖО» обязанности принять решение о постановке на жилищный учёт его и членов его семьи, с включением в единый реестр военнослужащих, суд полагает не основанными на законе, и считает, что права административного истца будут восстановлены путём возложения на отделение (территориальное, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность о рассмотрении в установленным порядке вопроса о постановке Мачина В.С. и членов его семьи на учёт нуждающегося в жилом помещении, приняв соответствующее решение.
Вместе с тем, согласно «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приложение № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 509) решение о принятии военнослужащих на учёт нуждающихся в жилье, либо отказ, осуществляется в течении тридцати рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение. Поэтому требование Мачина к ФГКУ «ЦРУЖО» - обязать должностное лицо в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения, суд признаёт несостоятельным и противоречащим вышеуказанной норме закона и считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении данной части заявленных требований.
Суд также считает необходимым возместить Мачину затраченные им на уплату государственной пошлины денежные средства в размере 300 рублей, которые согласно статьям 103 и 111 КАС Российской Федерации являются судебными расходами и подлежат взысканию с ТО ФГКУ «ЦРУЖО» в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд
решил:
Административное исковое заявление бывшего военнослужащего федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования <изъято> Мачина В.С. об оспаривании решения врио начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 20 октября 2020 года № 7/54 об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, удовлетворить частично.
Признать решение врио начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 20 октября 2020 года № 7/54 об отказе в принятии Мачина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть в установленным порядке вопрос о постановке Мачина В.С. и членов его семьи на учёт нуждающегося в жилом помещении, приняв соответствующее решение.
Взыскать с отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Мачина В.С. судебные расходы по делу, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных Мачиным требований, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 9 марта 2021 года.
Судья Э.А. Сердитый