РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2017 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Жанцановой О.В.,
с участием представителя истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... Сукотнова Г.Р.,
представителя третьего лица ДНТ «Ангарские зори» Рутковской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... к Мальцев ЕС, администрации Иркутского .... муниципального образования о признании недействительным постановления, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратилось в суд с исковым заявлением к Мальцев ЕС, администрации Иркутского .... муниципального образования, в котором с учетом уточнений просит:
признать недействительным постановление администрации Иркутского .... муниципального образования № от **/**/****;
истребовать у Мальцев ЕС из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточней СНТ «Городское», ДНТ «Ангарские зори», .....
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... (далее - Территориальное управление) на основании Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № от **/**/**** осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой Иркутской .... проведена проверка соблюдений требований действующего законодательства при предоставлении ДНТ «Ангарские зори» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее СНТ «Городское».
В ходе данной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен ДНТ «Ангарские зори» постановлением администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** №.
Данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет **/**/**** с категорией «земли сельскохозяйственного назначения». Постановлением мэра Иркутского .... от **/**/**** №, этот участок предоставлен ДНТ «Ангарские зори» для дачного строительства бесплатно в пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.
В последующем из указанного участка был выделен и образован земельный участок с кадастровым номером №.
Постановлением мэра Иркутского .... муниципального образования № от **/**/**** земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого некоммерческого товарищества «Городское», дачное некоммерческое товарищество «Ангарские зори», ...., предоставлен в собственность бесплатно Столбанову А.Ф..
Указанное постановление принято на основании:
постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № о предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Ангарские зори». В соответствии с указанным постановлением ДНТ «Ангарские зори» из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен для дачного строительства бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества, земельный участок площадью 300 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого некоммерческого товарищества «Городское»;
распоряжения председателя КУМИ Иркутского .... от **/**/**** №/з об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого некоммерческого товарищества «Городское», согласно которого образуемый земельный участок выделяется из земель сельскохозяйственного назначения.
Проведенной проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, а также выделенный из него земельный участок с кадастровым номером № расположены на землях лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал 177. Нахождение этих земельных участков на землях лесного фонда подтверждается документально.
Так, постановлением Губернатора Иркутской .... от **/**/**** №-п (в редакции Указов Губернатора Иркутской .... от **/**/**** №-уг и от **/**/**** №-уг), в соответствии с установленными ст. 86 Лесного кодекса РФ полномочиями, утвержден Лесной план Иркутской ..... Данный документ опубликован в газете «Областная» от **/**/**** № и является нормативным правовым актом.
Согласно Лесному плану Иркутской ...., квартал 177 Ангарской дачи Тальцинского участкового лесничества Ангарского лесничества относится к землям лесного фонда, к защитным лесам (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
Расположение квартала 177 Ангарской дачи Тальцинского участкового лесничества Ангарского лесничества в границах земель лесного фонда подтверждается и выпиской от **/**/**** из Государственного лесного реестра, который является систематизированным сводом документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 Лесного кодекса РФ).
Кроме того, расположение спорных земельных участков в границах земель лесного фонда (Иркутский ...., Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Ангарская дача, квартал 177) подтверждается материалами лесоустройства 1971г., 1985г., 1997г.
Более того, с учетом того, что проблема незаконного распоряжения землями лесного фонда по Байкальскому тракту была поднята прокуратурой области еще в 2013 году, Губернатору .... **/**/**** направлялась информация о необходимости инициировать перед Российской Федерацией организацию работы по установлению границ лесных участков, расположенных на Байкальском тракте, и внесению их в государственный кадастр недвижимости.
С учетом инициативы Правительства Иркутской .... (ответ Губернатора Иркутской .... в прокуратуру от **/**/**** №), на федеральном уровне было принято решение о производстве соответствующих работ за счет средств федерального бюджета.
По поручению Рослесхоза Федеральное государственное казенное учреждение «Рослесресурс» заключило государственный контракт от **/**/**** № Р-4К-14/1 с Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» (имеющим лицензию от **/**/**** №Ф на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение) на выполнение работ по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств, субъектов Российской Федерации в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию. Государственный контракт был исполнен в 2014 году.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от **/**/**** № 201-ФЗ, ст.8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Гражданам лесные участки могут быть предоставлены только в аренду и безвозмездное пользование (ст. 71 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст. ст. 209, 214 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Функции по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ст. 125 Гражданского кодекса РФ, постановление Правительства РФ от **/**/**** №), а также исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым соответствующие полномочия переданы на основании ст.83 Лесного кодекса РФ. На территории Иркутской .... правом распоряжения лесными участками наделено Агентство лесного хозяйства Иркутской .... (постановление Администрации Иркутской .... от **/**/**** №-па).
Таким образом, истец полагает, что издав постановления, мэр Иркутского .... допустил превышение своих полномочий и ущемление прав Российской Федерации на распоряжение федеральной собственностью, что свидетельствует о незаконности этих постановлений.
Поскольку перевод земельного участка с кадастровым номером № а также выделенного из него земельный участок с кадастровым номером 38:06:143704:1502 из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения или земли иных категорий в установленном законодательством порядке не производился, предоставление его в собственность физическому лицу для дачного строительства противоречит разрешенному использованию земель лесного фонда, а определение в постановлении мэра Иркутского .... от **/**/**** № категории этого земельного участка как «земли сельскохозяйственного назначения» (что послужило основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), является незаконным.
Более того, в п. 2 постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Ангарские зори» прямо указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах второго пояса санитарной охраны Ершовского водозабора - источника водоснабжения городов Иркутска, Шелехова, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства постановлением Правительства Иркутской .... от **/**/**** №-пп.
Расположение названного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подтверждается Лесным планом Иркутской ...., утв. постановлением Губернатора Иркутской .... от **/**/**** №-п (в редакции Указов Губернатора Иркутской .... от **/**/**** №-уг и от **/**/**** №-уг), и Лесохозяйственным регламентом Ангарского лесничества, который является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 Лесного кодекса РФ).
Федеральное законодательство не предусматривает случаев, при которых возможно предоставление земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в частную собственность.
Соответственно, при предоставлении в собственность физическому лицу земельного участка с кадастровым номером №, образованного путем выдела из земельного участка с кадастровым номером №, мэром Иркутского .... был нарушен установленный законом запрет на предоставление земель в собственность.
Статьей 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от **/**/**** № 66-ФЗ (далее - Закон №) установлено, что земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Вместе с тем, на земельный участок с кадастровым номером №, а также на земельные участки, образованные в результате его раздела, право муниципальной собственности Иркутского .... муниципального образования никогда не регистрировалось, что подтверждается данными Росреестра. Соответственно, они не могли быть включены в фонд перераспределения земель Иркутского .... и в последующем предоставлены для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов.
Земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона № 66-ФЗ может быть предоставлен только гражданам, которые включены в утвержденный органом местного самоуправления по месту жительства список, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и на основании ходатайства данного органа местного самоуправления.
Не представлено доказательств того, что из органов местного самоуправления по месту жительства гражданину в администрацию Иркутского .... поступало ходатайство о выборе земельного участка для предоставления его названному гражданину.
Таким образом, истец полагает, что основания для предоставления земельного участка в соответствии с нормами Закона № у администрации Иркутского .... отсутствовали.
Порядок предоставления земельных участков членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан регулируется ст. 28 Закона № 66-ФЗ.
Указанной нормой предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Так, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до **/**/****) было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
ДНТ «Ангарские зори» было зарегистрировано в качестве юридического лица только в 2009 году, соответственно, члены товарищества не имели права на бесплатное получение в собственность земельных участков, расположенных в его границах, на основании приведенной нормы закона.
Если участок, предоставленный такому объединению, находится в собственности субъекта РФ или муниципального образования, то законом субъекта РФ могут быть предусмотрены случаи бесплатного предоставления в собственность участков членам объединения. В иных случаях, предоставление таких земельных участков в собственность членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется за плату без торгов.
Федеральным законодательством предусмотрено только два случая предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан - членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений: Героям Социалистического Труда или Героям Труда Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней (Федеральный закон от **/**/**** № 5-ФЗ); Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (Федеральный закон от **/**/**** №).
В отношении земельных участков, находящихся в собственности Иркутской ...., муниципальных образований области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Законом Иркутской .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» от **/**/**** №-оз (в редакции Закона Иркутской .... от **/**/**** №-оз) установлено, что все граждане вправе однократно приобрести в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок, т.е. без права возведения жилого дома), садоводства, огородничества.
Названный закон области, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления мэра Иркутского ...., не предусматривал случаев предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков для дачного строительства.
С учетом изложенного, оснований для предоставления земельного участка для дачного строительства в собственность бесплатно не имелось.
В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от **/**/**** № в случае выбытия земельного участка из состава земель лесного фонда помимо воли собственника - Российской Федерации интересы лица, у которого земельный участок фактически находится в незаконном владении, вне зависимости от того, является ли это лицо добросовестным или недобросовестным приобретателем, защите не подлежат.
Кроме того, полномочия по распоряжению спорными земельными участками, входящими в состав государственного лесного фонда, на момент принятия указанных постановлений, у мэра Иркутского .... муниципального образования отсутствовали.
При таких обстоятельствах спорные земельные участки, находящиеся на землях лесного фонда, не могли быть предоставлены в частную собственность.
В результате издания оспариваемого правового акта и регистрации права собственности на земельный участок, который является федеральной собственностью, нарушены права Российской Федерации как собственника данного земельного участка владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... Сукотнов Г.Р. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил требования удовлетворить, полагая, что имеются все предусмотренные законом основания для их удовлетворения.
Ответчик Мальцев ЕС в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представил.
Представитель ответчика администрации Иркутского .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Ранее по существу заявленных исковых требований представил суду свой письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ДНТ «Ангарские зори» Рутковская Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, представив суду свои возражения в письменном виде. Полагала, что истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Третье лицо Столбанов А.Ф. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных исковых требований, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представил.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской .... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Ранее по существу заявленных исковых требований представил суду свой письменный отзыв, в котором требования истца поддержал и просил их удовлетворить.
С учетом положений ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представивших. При этом суд учитывает, что обязанность суда по заблаговременному извещению ответчика о месте и времени судебного заседания исполнена, вместе с тем, ответчик за получением судебного извещения в почтовое отделение не явился, а своевременное рассмотрение гражданского дела не может быть поставлено в зависимость от недобросовестного бездействия ответчика. Руководствуясь статьями 165.1 ГК РФ, 117 ГПК РФ, суд признает ответчика извещенным надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
На основании п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Часть 2 статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что фактически действующее законодательство запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в силу ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при этом право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда прямо закреплено ст. 8 Лесного кодекса РФ.
На основании ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться ч. 5 ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации Иркутского .... муниципального образования № от **/**/**** ДНТ «Ангарские зори» был предоставлен земельный участок общей площадью 300000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого товарищества «Городское» для дачного строительства, бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан – членов товарищества.
Данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет **/**/**** с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской земельного участка.
В последующем из указанного участка были выделены (образованы) отдельные земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером №.
Постановлением администрации Иркутского .... муниципального образования № от **/**/**** указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого товарищества «Городское», ДНТ «Ангарские зори», ...., был предоставлен в собственность бесплатно Столбанову А.Ф..
Право собственности Столбанова А.Ф. на указанный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе делом правоустанавливающих документов.
Будучи собственником данного земельного участка, Столбанов А.Ф. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от **/**/**** продал его Мальцев ЕС. Право собственности которого на момент рассмотрения дела в суде также зарегистрировано в установленном законом порядке.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № были внесены в государственный кадастр недвижимости **/**/****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, что подтверждается представленным в материал дела кадастровым паспортом, а также кадастровым делом земельного участка.
В соответствии с заключением ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» № о положении земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 38:06:143704:632 расположен на землях лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал 177, выделы 13-16, 21.
Заявляя в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела требования о признании незаконным акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность и истребовании данного земельного участка из чужого незаконного владения, истец ссылается на превышение администрацией Иркутского .... муниципального образования своих полномочий и предоставлению в собственность земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, тогда как распоряжение указанными земельными участками отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ РФ, ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан недействительным.
В силу ст. 7 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Установлено и материалами дела подтверждается, что решением Иркутского районного суда Иркутской .... от **/**/****, принятым по гражданскому делу №, было признано незаконным постановление администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** № о предоставлении земельного участка ДНТ «Ангарские зори» бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.
Указанное решение суда вступило в законную силу **/**/****.
Как было указано выше, спорный земельный участок с кадастровым номером № был образован из земельного участка с кадастровым номером №, предоставленным ДНТ «Ангарские зори» на основании постановления администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** №.
При таких обстоятельствах, когда вступившим в законную силу решением суда признано незаконным первоначально изданное постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка ДНТ, суд приходит к выводу, что и последующие действия администрации Иркутского .... муниципального образования, в том числе и по изданию оспариваемого в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела постановления № от **/**/**** следует признать незаконными, совершенными с превышением предоставленных ей полномочий.
Указанное позволяет суду прийти к выводу, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность в нарушение требований закона.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным постановления администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** № о предоставлении Столбанову А.Ф. в собственность бесплатно для дачного строительства земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого товарищества «Городское», ДНТ «Ангарские зори», .....
Недействительным суд находит данное постановление, помимо вышеизложенного, и по тем основаниям, что спорный земельный участок находится в пределах границ второго пояса Ершовского водозабора, исходя из того, что данный участок образован из земельного участка, предоставленного ДНТ, тогда как в правоустанавливающих документах по отводу данного земельного участка содержатся сведения о нахождении данного участка в пределах зоны санитарной охраны 2 пояса Ершовского водозабора.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Согласно подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность в нарушение требований закона.
Следует также отметить, что ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от **/**/**** № 66-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения дела по существу администрацией Иркутского .... муниципального образования как на земельный участок с кадастровым номером №, а также на земельные участки, образованные в результате его раздела, не было представлено доказательств регистрации права муниципальной собственности Иркутского .... муниципального образования. Соответственно, данные участки не могли быть включены в фонд перераспределения земель Иркутского .... и в последующем предоставлены для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов.
Также установлено, что спорный земельный участок был предоставлен администрацией Иркутского .... муниципального образования в собственность гражданина бесплатно.
Порядок предоставления земельных участков членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на момент возникновения спорных правоотношений регулировался ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от **/**/**** № 66-ФЗ.
Указанной нормой было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Так, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до **/**/****) было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
ДНТ «Ангарские зори» было зарегистрировано в качестве юридического лица только **/**/****, соответственно, члены товарищества не имели права на бесплатное получение в собственность земельных участков, расположенных в его границах, на основании приведенной нормы закона.
Если участок, предоставленный такому объединению, находится в собственности субъекта РФ или муниципального образования, то законом субъекта РФ могут быть предусмотрены случаи бесплатного предоставления в собственность участков членам объединения. В иных случаях, предоставление таких земельных участков в собственность членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется за плату без торгов.
Федеральным законодательством предусмотрено только два случая предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан - членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений: Героям Социалистического Труда или Героям Труда Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней (Федеральный закон от **/**/**** № 5-ФЗ); Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (Федеральный закон от **/**/**** №).
В отношении земельных участков, находящихся в собственности Иркутской ...., муниципальных образований области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Законом Иркутской .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» от **/**/**** №-оз (в редакции Закона Иркутской .... от **/**/**** №-оз) установлено, что все граждане вправе однократно приобрести в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок, т.е. без права возведения жилого дома), садоводства, огородничества.
Однако, названный закон области, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления мэра Иркутского ...., не предусматривал случаев предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков для дачного строительства.
С учетом изложенного, суд полагает возможным согласиться с доводами истца о том, что оснований для предоставления спорного земельного участка ответчику для дачного строительства в собственность бесплатно не имелось.
Лесной кодекс РФ четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки в составе земель лесного фонда, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
Нахождение земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, в собственности физического лица является недопустимым, поскольку законодательство РФ не содержит каких-либо исключений, позволяющих физическому лицу приобрести лесной участок в собственность.
Поскольку в ходе рассмотрения дела по существу было установлено, что спорный земельный участок по его фактическому местоположению относится к землям лесного фонда, то он в соответствии с действующим законодательством не может находиться в собственности физического лица, как и не мог быть предоставлен под организацию ДНТ.
Согласно п. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из владения собственника помимо его воли. Поскольку добросовестное приобретение в смысле ст. 302 ГК РФ возможно только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество, то последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двустороння реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация).
Как разъяснено в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от **/**/**** собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. В связи с этим судам необходимо устанавливать наличие или отсутствие воли собственника на передачу владения иному лицу.
Представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, подтверждают то, что и на момент принятия оспариваемого постановления администрацией Иркутского .... муниципального образования спорный земельный участок был расположен и в настоящее время располагается в границах Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал 177 и относились к землям лесного фонда.
В силу ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ДНТ «Ангарские зори» незаконно, как и в последующем был незаконно предоставлен в собственность Столбанова А.Ф. земельный участок с кадастровым номером №, образованный из него, Столбанова А.Ф., а затем и Мальцев ЕС не имели законных оснований для приобретения в собственность лесного участка из состава земель лесного фонда, при этом, поскольку предоставление спорных земельных участков осуществлено администрацией Иркутского .... муниципального образования, а не Российской Федерацией в лице ее уполномоченного органа, к ведению которого отнесено распоряжение землями лесного фонда, суд приходит к выводу, что данное имущество выбыло из обладания собственника помимо его воли и в настоящее время имеются законные основания для удовлетворения требования истца Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
При этом суд учитывает, что избранный истцом способ защиты нарушенного права не требует признания недействительной ничтожной сделки, заключенной между Столбановым А.Ф. и Мальцев ЕС.
Доводы третьего лица о нахождении спорного земельного участка на землях, ранее отведенных Иркутскому городскому свинооткормочному совхозу, в ходе рассмотрения дела по существу не нашли своего подтверждения.
То обстоятельство, что Российская Федерация не регистрировала право собственности на спорный земельный участок на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ как на лесной участок лесного фонда, находящийся в федеральной собственности, не может свидетельствовать о том, что земельный участок не относятся к лесному фонду.
После введения в действие Федерального закона от **/**/**** № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель одной категории в земли другой категории может осуществляться лишь в порядке, предусмотренном названным Законом.
Доказательств выполнения соответствующей процедуры в материалы дела не представлено, на ее проведение никто из участвующих в деле лиц не ссылался.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от **/**/**** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Следовательно, отсутствие государственной регистрации ранее возникших прав не влияет на факт их существования и тем более не может оцениваться как обстоятельство, изменяющее характеристики того объекта, в отношении которого это право возникло.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права. В данном случае земельный участок отнесен к государственному лесному фонду не только по материалам лесоустройства, но в соответствии с данными государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда.
Доказательств того, что спорный земельный участок не относится к лесному фонду, а расположен на землях, ранее отведенных Иркутскому городскому свинооткормочному совхозу, либо на землях, государственная собственность на которые не разграничена, ответчиком не представлено.
Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, администрация Иркутского .... муниципального образования не вправе была произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, в связи с чем, сведения о спорном земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, были следствием предшествующих действий администрации Иркутского .... муниципального образования и поэтому являются недопустимым доказательством отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... к Мальцев ЕС, администрации Иркутского .... муниципального образования – удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Иркутского .... муниципального образования № от **/**/****.
Истребовать из чужого незаконного владения Мальцев ЕС в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее СНТ «Городское», ДНТ «Ангарские зори», .....
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.В. Барахтенко