Дело №2-701/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично
при секретаре судебного заседания Кымпан А.С.,
с участием помощника военного прокурора Борзинского гарнизона Андреева И.Ю.,
ответчиков Синько О.В., Синько Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Синько О.В., Синько Е.С. об освобождении служебного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Денисюк Л.А., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Синько О.В., совместно с членами семьи, приобрела право на проживание в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с прохождением ею военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, относится к собственности Российской Федерации в лице Минобороны России и является служебным.
В соответствии с решением начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Синько О.В. и совместно проживающим с ней членами семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.
25.12.2018 г. вышеуказанная сумма субсидии была переведена на банковский счет Синько О.В.
В соответствии с соглашением от 01.08.2017 г. о сдаче жилого помещения, Синько О.В., совместно с членами семьи, обязуется в течение 4 месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору.
В настоящее время в нарушение обязательства ответчики незаконно удерживают и проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Соответственно, ответчики подлежат выселению из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника-Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилым фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы.
Просит суд обязать Синько О.В., Синько Е.С. освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исполнив условия соглашения №№ от 01.08.2017 года в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание представитель истца по доверенности Денисюк Л.А. не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить.
Суд, в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании ответчики Синько О.В., Синько Е.С. исковые требования признали, при этом просили предоставить отсрочку на два месяца в срок до 29 октября 2019 года, пояснив, что приобрели квартиру в <адрес>, где до настоящего времени проводятся строительные работы по внутренней отделке квартиры. Синько Е.С. дополнительно пояснил, что он закончил военное училище, проходит военную службу в военной части в <адрес>, 31.07.2019 года зарегистрировал брак, документы на предоставление жилья он подал в части, в ФГКУ «Востокрегионжилье» их до настоящего времени не передали, жильем он не обеспечен.
Выслушав ответчиков, мнение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрена обязанность указанной категории граждан по сдаче жилых помещений при обеспечении другим жильем за счет государства.
Из п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 35 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Если в срок, установленный собственником жилого помещения, данный гражданин не освободит жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из материалов дела следует, что на период военной службы Синько О.В. и члену её семьи Синько Е.С. предоставлено служебное жилое помещение, по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
01.08.2017 года между Синько О.В. и 4 отделом ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключено соглашение, по условиям которого учреждение – уполномоченный орган в установленном порядке перечисляет Синько О.В. средства жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на банковский счет гражданина. Условием для перечисления гражданину жилищной субсидии является сдача гражданином и членами семьи жилого помещения жилищного фонда МО РФ по адресу: <адрес>
Согласно п.3 соглашения гражданин и члены семьи обязуются не позднее 4 месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет освободить занимаемое ими на основании решения командира жилое помещение, указанное в п.2, сняться с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения, представить в уполномоченный орган: договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение, выписки из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.
Данное соглашение не оспорено сторонами, не признано недействительным или ничтожным.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ принято решение № о предоставлении Синько О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и совместно проживающему с ней члену семьи Синько Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в сумме <данные изъяты>. с перечислением их на банковский счет Синько О.В.
Согласно предоставленному суду платежному поручению № от 25.12.2018 года вышеуказанная сумма перечислена на счет Синько О.В.
Служебные жилые помещения в силу положений ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы (ст. 93 ЖК РФ).
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Кроме того, поскольку действия ответчиков, связанные с подписанием обязательства о сдаче спорного жилья, по сути, направлены на прекращение жилищных правоотношений, в силу части 1 статьи 35 ЖК РФ имеются основания для возложения на ответчиков обязанности освободить спорное жилое помещение.
Реализация права на жилищную субсидию является основанием для снятия военнослужащего с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, для освобождения занимаемого служебного жилого помещения, подлежащего передаче Министерству обороны Российской Федерации (пункт 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510, пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В этой связи, поскольку Министерством обороны Российской Федерации исполнены обязательства по обеспечению военнослужащего и членов его семьи жилищной субсидией, которая реализована ответчиками, то в силу требований закона, ответчики также должны исполнить обязанность сдать в установленном законом порядке ранее занимаемое ими служебное жилое помещение.
Доводы ответчика Синько Е.С. о том, что он сохраняет право пользования спорным жилым помещением вследствие наличия служебных отношений с Вооруженными Силами Российской Федерации, подлежат отклонению.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Согласно п.2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) к которому прикладываются, в том числе и сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции.
В силу п.5 названной Инструкции военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции.
Обеспечение служебным жилым помещением связано не только с фактом прохождения военной службы, но и с очередностью рассмотрения заявления, а также иными, приведенными в Инструкции, условиями.
Указанными выше нормативными актами не предусмотрена возможность отмены состоявшейся при обеспечении военнослужащего жилым помещением договоренности о сдаче ранее занимаемого жилья, и автоматического пролонгирования отношений по договору служебного найма в случае продолжения служебных отношений с Вооруженными Силами Российской Федерации.
В силу общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего правоотношения, связанные с реализацией жилищных прав, установленных ч.2 ст. 1 ЖК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им жилищные права по своему усмотрению и распоряжаются ими.
Приняв на себя обязанность сдать ранее занимаемое жилье в связи с перечислением средств жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, ответчики распорядились своими правами в отношении спорного жилья в своих интересах и по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный истцом месячный срок после вступления в законную силу решения суда для освобождения служебного жилого помещения суд признает разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Синько О.В., Синько Е.С. освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исполнив условия соглашения № от 01.08.2017 года в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Слепцов
Решение в окончательной форме принято 03.09.2019 г.