Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2014 года Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ермаковой О.А.,
с участием представителя истца Шапошникова С.И.,
при секретаре Яковлевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Черкашина АИ к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Черкашин А.И. обратился в суд с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> указав, что в указанном жилом помещении он проживает с 1971 года на основании договора социального найма. С целью приватизации занимаемого жилого помещения, истец обратился в Управление Федеральной регистрационной службы Самарской области, однако в приватизации ему было отказано на основании того, что дом №, расположенный по адресу: <адрес> передан в муниципальную собственность, но регистрация ранее возникшего права собственности не производилась. Отсутствие зарегистрированного права собственности Муниципального образования г.о. Самара исключает возможность передачи в административном порядке права собственности на вышеуказанную квартиру. В связи с вышеизложенным, истец, по независящим от него причинам, лишен возможности, в установленные законом сроки, реализовать своё право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. В связи, с чем просит суд признать за ним право собственности на трехкомнатную квартиру № общей площадью 50,90 кв.м., жилой площадью 35,50 кв.м., площадью с учетом прочей (с коэффициентом) 51,80 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца Черкашина А.И. – Шапошников С.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения.
Представитель ответчика - Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв относительно заявленных требований, согласно которому возражал против удовлетворения исковых требований, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по Самарской области, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи, с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, изучив и проверив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Черкашина А.И. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закона) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с <дата> Черкашин А.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, истец является нанимателем указанного жилого помещения. Истец Черкашин А.И. пользуется и владеет изолированным жилым помещением, своевременно и надлежащим образом оплачивает коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья.
Согласно техническому паспорту, выданному ФФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на <дата> года, площади спорной квартиры составляют: жилая площадь 35,50 кв.м., общая площадь 50,90 кв.м., площадь с учетом прочей (с коэффициентом) 51,80 кв.м.
Согласно сведениям ФФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от <дата> Черкашин С.И. приватизированного жилья на территории г. Самары и Волжского района не имеет, право приватизации им не использовано (л.д. 26).
В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п.11 Распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» и п. 3.1 Постановления Самарской Губернской Думы от 30.05.2002 г. № 154 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Самары» все объекты муниципальной собственности подлежат учету в реестре муниципальной собственности г. Самары.
В силу ст. 47 Устава г.о. Самары от 10.07.2006 г. № 294, Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Судом установлено, что объект недвижимого имущества квартира <адрес>, является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из лицевого счета, открытым в МП ЕИРЦ г. Самары на имя Черкашина А.И. (л.д. 25), выпиской из реестра муниципальной собственности от <дата> №, выданной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, согласно которой спорный объект недвижимости по адресу: <адрес>, включен в реестр муниципального имущества <дата> за номером № на основании Постановления Главы города Самары от 17.03.2000 г. № 126 (л.д. 24).
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином реестре прав.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закона) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможны при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В силу ст. 6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Правоустанавливающий документ – Постановление Главы г. Самары от 17.03.2000 г. № 126 на указанный объект недвижимого имущества издан после вступления в силу вышеуказанного закона, регистрации права собственности Муниципального образования г.о. Самара, должна предшествовать регистрации права собственности лица передающего указанное помещение в муниципальную собственность.
В соответствии с сообщением об отказе в государственной регистрации от <дата> № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах лица, передающего квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в собственность Муниципального образования городской округ Самара. Заявление о регистрации права и перехода права собственности не подавалось.
Однако, не проведение государственной регистрации права и перехода права в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данном доме, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В силу ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной приватизации жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Каких-либо сведений о том, что квартира по адресу: : <адрес>, относится к категории помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» суду не представлено.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Черкашин А.И. занимает спорную квартиру на условиях социального найма, право на приватизацию не использовал, следовательно, в соответствии с законом, имеет право приобрести ее в собственность бесплатно.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования Черкашина А.И. в полном объеме, оснований к отказу не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черкашина АИ - удовлетворить.
Признать за Черкашиным АИ право собственности на квартиру №, общей площадью 50,90 кв.м., жилой площадью 35,50 кв.м., площадью с учетом прочей (с коэффициентом) 51,80 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 17.01.2014 года.
Председательствующий Ермакова О.А