Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1201/2018 ~ М-1030/2018 от 27.06.2018

№2-1201/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2018 года                                  г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А. с участием:

старшего помощника прокурора г. Ессентуки Степовой В.Н.,

при секретаре судебного заседанияКафаровой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Ессентуки в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству образования Ставропольского края и ГКУ «Детский дом № 35» о возложении обязанности обеспечить финансирование для оборудования территории образовательного учреждения, организовать установку ограждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ессентуки обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Министерству образования Ставропольского края и ГКУ «Детский дом № 35» о возложении обязанности обеспечить финансирование для оборудования территории образовательного учреждения, организовать установку ограждения.

Старший помощник прокурора г. Ессентуки Степовая В.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Она пояснила, что во исполнение требований 3.4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» которым установлена обязанность прокурора систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, использовать право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования, прокуратурой города проверено соблюдение требований законодательства об образовании и защите прав и интересов несовершеннолетних, проживающих и обучающихся в Государственном казенном образовательном учреждении для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) » (далее- детский дом).

Проверка показала, что территория детского дома, расположенная по адресу: <адрес> не полностью огорожена забором по периметру, что противоречит требованиям действующего законодательства и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном образовательном учреждении, и иных лиц).

Проведенной прокуратурой г. Ессентуки проверкой в детском доме выявлены нарушения требований законодательства.

Детский дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 24884, 3 кв.м. По периметру территории детского дома частично отсутствует ограждение. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, полагает, что администрацией детского дома не обеспечивается безопасность учащихся во время пребывания в образовательном учреждении, так как отсутствие ограждения, помимо нарушений СанПин, способствует прохождению посторонних лиц и свободному проезду транспортных средств на территорию детского дома, что не обеспечивает безопасность воспитанников школы и не соответствует требованиям Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму», что является недопустимым, поскольку именно образовательные учреждения зачастую становятся объектами террора.

В силу п. 1.8 Устава ГКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский <адрес>» <адрес> дом находится в ведомственном подчинении Министерства образования и молодежной политики <адрес>, которое осуществляет функции и полномочия учредителя.

Детский дом отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет <адрес> в лице учредителя.

Поскольку образовательной организацией не созданы условия для безопасности несовершеннолетних воспитанников, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется учредителем - Министерством образования и молодежной политики <адрес>.

Просит суд:

Обязать Министерство образования <адрес> обеспечить финансирование ГКУ «Детский <адрес>» для оборудования территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру в соответствии с требованиями санитарных норм и ФЗ РФ «О противодействии терроризму», не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию ГКУ «Детский <адрес>» организовать установку ограждения по всему периметру территории детского дома в соответствии с требованиями санитарных норм и ФЗ РФ «О противодействии терроризму» за счет средств бюджета, не позднее 3 месяцев со дня поступления денежных средств.

Представитель ответчика ГКУ «Детский дом № 35» – Белогурова Н.Е., выступающая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных Прокурором г. Ессентуки исковых требований при наличии финансирования со стороны Министерства образования Ставропольского края.

Представитель ответчика Министерства образования Ставропольского края в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. От представителя по доверенности Дусарь О.В. в суд поступили письменные возражения на исковое заявление Прокурора г. Ессентуки, согласно которым ответчик возражает относительно удовлетворения заявленных требований в части обеспечения финансирования не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Относительно удовлетворения исковых требований в остальной части не возражает. Суд, с учетом мнений участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства образования Ставропольского края.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в г. Ессентуки в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. От представителя по доверенности Бурлак И.П. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Суд, с учетом мнений участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Территориального отдела Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в г. Ессентуки

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Прокурор города Ессентуки обращается в суд с исковым заявлением в интересах воспитанников ГКУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 35» г. Ессентуки на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку воспитанники указанной образовательной организации в силу возраста не могут сами обратиться в суд за защитой своих интересов.

Реализация прокурором полномочий, предусмотренных названной статьей, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних служит гарантией защиты прав несовершеннолетнего и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.

В судебном заседании установлено, что во исполнение требований 3.4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» которым установлена обязанность прокурора систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, использовать право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования, прокуратурой города проверено соблюдение требований законодательства об образовании и защите прав и интересов несовершеннолетних, проживающих и обучающихся в Государственном казенном образовательном учреждении для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) ».

Проверка показала, что территория детского дома, расположенная по адресу: <адрес>, не полностью огорожена забором по периметру, что противоречит требованиям действующего законодательства и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном образовательном учреждении, и иных лиц.

Согласно статьям 2, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Одним из условий безопасного осуществления образовательного процесса является необходимость соблюдения санитарных правил и норм к содержанию территории образовательного учреждения.

Преамбулой к Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» предусмотрено, что образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлен приоритет мер, направленных на предупреждение терроризма и обеспечение антитеррористической защиты. Кроме того, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности установлен п. 4 ст. 2 Федерального закона от 2812.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

Противодействием терроризму является деятельность по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов выявлению, предупреждению, пресечению, террористического акта (ст. 3 Закона ФЗ).

Согласно ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством РФ порядке. Мероприятия для пресечения преступлений террористической направленности также предусмотрены приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования».

На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

В силу п. 1 ст. 39 данного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пункт 3 указанной статьи устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Согласно п. п. 1.3, 1.4 раздела 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.

Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него зелеными насаждениями.

Пункт 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» гласит, что указанные правила введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Проведенной прокуратурой г. Ессентуки проверкой в детском доме выявлены нарушения указанных требований законодательства.

Детский дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040208:0014, общей площадью 24884, 3 кв.м. По периметру территории детского дома частично отсутствует ограждение. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрацией детского дома не обеспечивается безопасность учащихся во время пребывания в образовательном учреждении, так как отсутствие ограждения, помимо нарушений СанПин, способствует прохождению посторонних лиц и свободному проезду транспортных средств на территорию детского дома, что не обеспечивает безопасность воспитанников школы и не соответствует требованиям Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму», что является недопустимым, поскольку именно образовательные учреждения зачастую становятся объектами террора.

В силу п. 1.8 Устава ГКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 35» г. Ессентуки Детский дом находится в ведомственном подчинении Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, которое осуществляет функции и полномочия учредителя.

Детский дом отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Ставропольский край в лице учредителя.

Поскольку образовательной организацией не созданы условия для безопасности несовершеннолетних воспитанников, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется учредителем - Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края.

Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Прокурором исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство образования Ставропольского края обеспечить финансирование ГКУ «Детский дом № 35» для оборудования территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру в соответствии с требованиями санитарных норм и ФЗ РФ «О противодействии терроризму», не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию ГКУ «Детский дом № 35» организовать установку ограждения по всему периметру территории детского дома в соответствии с требованиями санитарных норм и ФЗ РФ «О противодействии терроризму» за счет средств бюджета, не позднее 3 месяцев со дня поступления денежных средств.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья В.А. Емельянов

2-1201/2018 ~ М-1030/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ессентуки
Ответчики
ГКУ "Детский дом № 35"
Министерство образования и молодежной политики СК
Другие
ТУ Роспотребнадзора по г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Емельянов Виктор Анатольевич
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
27.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2018Передача материалов судье
28.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2018Судебное заседание
03.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее