Дело № 2-313/2020
УИД № 69RS0018-01-2020-000340-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Тарасова С.А.
при помощнике судьи Клюккиной М.В.,
с участием представителя истца - заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора Архипова В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Лихославле гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, провести работы по ликвидации свалок,
УСТАНОВИЛ:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Тверьспецавтохозяйство», администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, провести работы по ликвидации свалок,
Свои требования мотивировал тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности регионального оператора ООО «Тверьспецавтохозяйство» (далее - ООО «ТСАХ») и администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области при обращении с отходами из территории Лихославльского района Тверской области.
В ходе проверки было установлено, что региональным оператором ООО «ТСАХ» и администрацией Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области работа по ликвидации несанкционированных свалок на территории района надлежащим образом не организована, мероприятия в области охраны окружающей среды и благоустройства должным образом не проводятся.
Так, по состоянию на декабрь 2019 г. согласно информации регионального оператора ООО «ТСАХ» на территории Лихославльского района Тверской области расположено 2 несанкционированные свалки, а именно:
свалка, расположенная на территории Микшинского сельского поселения, в районе с. Микшино, координаты свалки №, кадастровый номер земельного участка №
свалка, расположенная на территории Микшинского сельского поселения, в районе с. Микшино, координаты свалки №, кадастровый номер земельного участка №
Вместе с этим, по состоянию на 19.05.2020 года, указанные выше свалки на территории Лихославльского района Тверской области не ликвидированы.
На основании изложенного с учетом уточнений исковых требований просят суд обязать ООО «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Микшинского сельского поселения Лихославльского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Микшинского сельского поселения, в районе с. Микшино, координаты свалки №, кадастровый номер земельного участка №
15.07.2020 года в ходе судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечен Белоусов С.П.
25.08.2020 года определением Лихославльского районного суда Тверской области производство по гражданскому делу в части исковых требований истца – Тверского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Тверьспецавтохозяйство», Белоусову Сергею Петровичу, об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, провести работы по ликвидации свалок прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца заместитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора Архипов В.А. в судебном заседании заявленные требования к МУ Администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика МУ Администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования признают в полном объеме.
Заслушав в судебном заседании объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены принципы земельного законодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); 4) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; 5) поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Аналогичные требования к размещению отходов регламентированы в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Аналогичные требования содержатся в положении ст. 42 Земельного кодекса РФ, из которой следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечанием к данному пункту установлено, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отводы находятся.
Как установлено проверкой, указанные выше свалки расположены на территории Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.
Частью первой ст. 14 Закона 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 24.6 Закона 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На основании ч. 2 ст. 24.6 Закона 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Предъявляя исковые требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, прокурор указывает на нарушение прав такого круга лиц на благоприятную окружающую среду, угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, согласно которой на территории Лихославльского района Тверской области расположена несанкционированная свалка, в районе с. Микшино, координаты свалки №, №, кадастровый номер земельного участка №.
Согласно выписки ЕГРП правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенным почтовый ориентир: Тверская область, Лихославльский район, Микшинское сельское поселение, с. Микшино, является Муниципальное образование Микшинское сельское поселение Лихославльского района Тверской области.
Согласно акту осмотра от 25.08.2020 года на территории Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области на земельном участке с кадастровым номером № имеется свалка, на которой расположены строительные отходы, что подтверждается фотофиксацией.
Учитывая, что на земельном участке администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района на свалке, указанной в заявленных в иске требованиях, находится строительный мусор, обязанности по ликвидации которого не могут быть возложены на ООО «Тверьспецавтохозяйство», в связи с этим 25.08.2020 года определением Лихославльского районного суда Тверской области производство по гражданскому делу в части исковых требований истца – Тверского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Тверьспецавтохозяйство», прекращено.
Таким образом, обязанность по ликвидации указанной выше несанкционированной свалки лежит на администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений либо принятия мер, направленных на устранение таких нарушений, суду не представлено.
Таким образом, создается реальная угроза причинения вреда окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.
Обязать МУ Администрацию Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области провести работы по ликвидации свалки, расположенной по адресу с. Микшино Лихославльского района Тверской области координаты №, №, кадастровый номер №, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 28.08.2020 года.
Председательствующий С.А. Тарасов
Дело № 2-313/2020
УИД № 69RS0018-01-2020-000340-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Тарасова С.А.
при помощнике судьи Клюккиной М.В.,
с участием представителя истца - заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора Архипова В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Лихославле гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, провести работы по ликвидации свалок,
УСТАНОВИЛ:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Тверьспецавтохозяйство», администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, провести работы по ликвидации свалок,
Свои требования мотивировал тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности регионального оператора ООО «Тверьспецавтохозяйство» (далее - ООО «ТСАХ») и администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области при обращении с отходами из территории Лихославльского района Тверской области.
В ходе проверки было установлено, что региональным оператором ООО «ТСАХ» и администрацией Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области работа по ликвидации несанкционированных свалок на территории района надлежащим образом не организована, мероприятия в области охраны окружающей среды и благоустройства должным образом не проводятся.
Так, по состоянию на декабрь 2019 г. согласно информации регионального оператора ООО «ТСАХ» на территории Лихославльского района Тверской области расположено 2 несанкционированные свалки, а именно:
свалка, расположенная на территории Микшинского сельского поселения, в районе с. Микшино, координаты свалки №, кадастровый номер земельного участка №
свалка, расположенная на территории Микшинского сельского поселения, в районе с. Микшино, координаты свалки №, кадастровый номер земельного участка №
Вместе с этим, по состоянию на 19.05.2020 года, указанные выше свалки на территории Лихославльского района Тверской области не ликвидированы.
На основании изложенного с учетом уточнений исковых требований просят суд обязать ООО «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Микшинского сельского поселения Лихославльского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Микшинского сельского поселения, в районе с. Микшино, координаты свалки №, кадастровый номер земельного участка №
15.07.2020 года в ходе судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечен Белоусов С.П.
25.08.2020 года определением Лихославльского районного суда Тверской области производство по гражданскому делу в части исковых требований истца – Тверского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Тверьспецавтохозяйство», Белоусову Сергею Петровичу, об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, провести работы по ликвидации свалок прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца заместитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора Архипов В.А. в судебном заседании заявленные требования к МУ Администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика МУ Администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования признают в полном объеме.
Заслушав в судебном заседании объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены принципы земельного законодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); 4) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; 5) поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Аналогичные требования к размещению отходов регламентированы в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Аналогичные требования содержатся в положении ст. 42 Земельного кодекса РФ, из которой следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечанием к данному пункту установлено, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отводы находятся.
Как установлено проверкой, указанные выше свалки расположены на территории Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.
Частью первой ст. 14 Закона 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 24.6 Закона 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На основании ч. 2 ст. 24.6 Закона 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Предъявляя исковые требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, прокурор указывает на нарушение прав такого круга лиц на благоприятную окружающую среду, угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, согласно которой на территории Лихославльского района Тверской области расположена несанкционированная свалка, в районе с. Микшино, координаты свалки №, №, кадастровый номер земельного участка №.
Согласно выписки ЕГРП правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенным почтовый ориентир: Тверская область, Лихославльский район, Микшинское сельское поселение, с. Микшино, является Муниципальное образование Микшинское сельское поселение Лихославльского района Тверской области.
Согласно акту осмотра от 25.08.2020 года на территории Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области на земельном участке с кадастровым номером № имеется свалка, на которой расположены строительные отходы, что подтверждается фотофиксацией.
Учитывая, что на земельном участке администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района на свалке, указанной в заявленных в иске требованиях, находится строительный мусор, обязанности по ликвидации которого не могут быть возложены на ООО «Тверьспецавтохозяйство», в связи с этим 25.08.2020 года определением Лихославльского районного суда Тверской области производство по гражданскому делу в части исковых требований истца – Тверского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Тверьспецавтохозяйство», прекращено.
Таким образом, обязанность по ликвидации указанной выше несанкционированной свалки лежит на администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений либо принятия мер, направленных на устранение таких нарушений, суду не представлено.
Таким образом, создается реальная угроза причинения вреда окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.
Обязать МУ Администрацию Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области провести работы по ликвидации свалки, расположенной по адресу с. Микшино Лихославльского района Тверской области координаты №, №, кадастровый номер №, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 28.08.2020 года.
Председательствующий С.А. Тарасов