Дело № 2 – 103/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области
в составе: председательствующего судьи Козловой А.А.,
с участием представителя заявителя Турчина С.М.,
при секретаре Зуккель И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Зубцове 13 марта 2014 года гражданское дело по заявлению Александрова В.И. об обжаловании решения Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области,
У С Т А Н О В И Л:
Александров В.И. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.
В заявлении представитель заявителя по доверенности Турчин С.М. указал, что Александрову В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с правом возведения построек, в т.ч. жилого дома. Право собственности подтверждается договором купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о государственной регистрации права 69-АВ № от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ году лицензированной строительной организацией были произведены работы согласно паспорту проекта строительства индивидуального жилого дома и застройки земельного участка по возведению каркасного дома на земельном участке, принадлежащем Александрову В.И.
В настоящее время возникла необходимость зарегистрировать право собственности на дом в ЕГРП, в связи с чем заявитель обратился к кадастровому инженеру ФИО7 для формирования технического плана здания, дальнейшей постановки на кадастровый учет и, как следствие, регистрации права собственности на основании ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ («Дачная амнистия»).
С этой целью ДД.ММ.ГГГГ Александров В.И. обратился к Главе Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. для получения выписки из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории Погорельского сельского поселения».
ДД.ММ.ГГГГ от Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. был получен ответ, из которого следует, что «…для присвоения номера новому жилому дому в <адрес> кроме паспорта проекта индивидуального жилого дома и застройки земельного участка необходимо предоставить в администрацию сельского поселения разрешение на строительство…».
Заявитель считает решение Главы Администрации Погорельского сельского поселения незаконным, поскольку оно противоречит п. 4 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997, согласно которому «…До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)».
По мнению заявителя, отказ Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. нарушает права Александрова В.И. как собственника объекта недвижимости, а также права на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему жилым домом.
Поэтому заявитель просил в заявлении отменить решение Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. и обязать выдать выписку из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории Погорельского сельского поселения».
В судебном заседании представитель заявителя Турчин С.М. заявление поддержал по основаниям, изложенным выше, уточнил требования и просил: признать незаконным отказ Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М. в присвоении номера дому в <адрес>, который построен Александровым В.И., и обязать Главу Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М. выдать заявителю выписку из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории ФИО4 сельского поселения».
Представитель заявителя Турчин С.М. суду пояснил, что Александров В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. с заявлением, в котором просил присвоить номер дому в д. Новое, построенному заявителем. На заявлении Александрова В.И. глава Администрации Погорельского сельского поселения сделал резолюцию: «Отказать. Согласовать с архитектурным отделом ФИО3 района».
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя Глава Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. сообщил, что для присвоения номера новому жилому дому в <адрес> кроме паспорта проекта индивидуального жилого дома и застройки земельного участка заявителю необходимо предоставить в администрацию сельского поселения разрешение на строительство, которое выдается Архитектурным отделом Администрации Зубцовского района.
По мнению представителя заявителя Турчина С.М. отказ в присвоении адреса объекту недвижимого имущества создает препятствия заявителю в оформлении документов, необходимых для постановки на кадастровый учет и регистрации построенного на земельном участке, находящемся в собственности заявителя, жилого дома.
Представитель заявителя Турчин С.М. полагает, что Глава Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. вправе запрашивать разрешение на строительство только в случаях, когда земельные участки находятся в аренде у застройщика. Но так как, у Александрова В.И. есть свидетельство о праве собственности на земельный участок, то этого вполне достаточно. Все действия, которые Бородейко А.М. просит заявителя осуществить, приведут к излишней трате денежных средств.
Представитель заявителя Турчин С.М. считает, что отказ в присвоении адреса жилому дому Александрова В.И. и требование представить разрешение на строительство незаконно, поскольку оно противоречит п. 4 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года. Земельный участок Александров В.И. приобрел по аукциону, объявленному Администрацией Зубцовского района Тверской области. Никаких ограничений и обременений земельного участка Александрова В.И. не имеется.
Нумерация дома заявителю необходима для того, чтобы заявитель мог зарегистрировать дом уже с присвоенным ему номером. В настоящее время для регистрации дома в собственность получение разрешения на строительство не требуется. На сегодняшний день, если земельный участок находится в собственности, то регистрация права собственности дома проводится по декларациям. Технический план будет изготавливаться на основании декларации.
В силу имеющихся финансовых затруднений в настоящее время заявитель не может ввести дом в эксплуатацию. Кроме того, для того, чтобы получить технический паспорт необходимо сделать план дома. Поскольку дому заявителя Александрова В.И. не присваивается соответствующий номер, то регистрацию придется производить дважды. Когда будет получено свидетельство о регистрации права собственности на дом без указания его номера, заявителю придется опять заказывать новый кадастровый паспорт. Необходимо будет вновь изготовить технический план дома для получения кадастрового паспорта на здание вследствие изменения адреса. А эти работы платные. Технический план с сельским поселением не согласовывается. Кроме того, если, например, заявитель Александров В.И. захочет продать построенный им дом, то его никто не купит без указания адреса. Удовлетворение заявленных требований не повлияет на ущемление прав кого-либо.
Заинтересованное лицо Глава Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражения относительно заявленных требований, доказательства правомерности оспариваемого действия (бездействия) не представил.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя Турчина С.М., специалиста ФИО9, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с требованиями ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населённых пунктах, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Судом установлено, что заявителю Александрову В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: <адрес>, ФИО4 <адрес>. Право собственности заявителя на указанный выше земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 69-АВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с нормативными положениями ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с положениями ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Заявитель построил на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, в д. <адрес> жилой дом согласно паспорту проекта индивидуального жилого дома и застройки земельного участка, разработанному <данные изъяты>
Сведения о нарушении заявителем при строительстве дома градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка заинтересованное лицо Глава Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. суду не представил.
Доводы Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. в письме от 22 января 2014 года, направленном заявителю, о том, что для присвоения номера новому жилому дому заявителю необходимо предоставить разрешение на строительство, не основаны на законе.
На основании п. 1, 4, 5 статьи 25.3. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ):
1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
4. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
5. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Специалист Полякова Т.П.,начальник архитектурно- строительного отдела Администрации Зубцовского района Тверской области, суду пояснила, что присвоение номеров домам относится к полномочиям органов местного самоуправления. В Погорельском сельском поселении должно быть утверждено положение, в котором определены случаи отказа и прописан порядок присвоения номеров домам.
Для принятия же решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, который изготавливается в архитектурно – строительном отделе Администрации Зубцовского района Тверской области, в плане должен быть указан план земельного участка и местности, кадастрового паспорта не достаточно; правоустанавливающий документ на земельный участок; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, которая изготавливается кадастровым инженером.
Для получения разрешения на строительство указание адреса не требуется. За индивидуальную застройку ответственность несет непосредственно сам застройщик. Что касается нумерации дома заявителя Александрова В.И., то номер дома архитектурно-строительный отдел выясняет уже на этапе ввода жилого дома в эксплуатацию. Эти данные берутся из технического паспорта, где как раз и должен быть указан номер дома.
В силу ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации таких объектов капитального строительства как отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
До ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения п. 1, 4, 5 статьи 25.3. Закона № 122-ФЗ, предусматривающие особенности регистрации прав на созданные объекты индивидуального жилищного строительства, а также положения ст. 8 Закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 191-ФЗ законодательство предусматривает возможность регистрации прав на вновь созданные объекты индивидуального жилищного строительства в отсутствие разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Поэтому суд считает необходимым согласиться с доводами заявителя о том, что отсутствие разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке не может служить основанием для отказа в присвоении номера его новому дому.
Отказ в присвоении адреса объекту недвижимого имущества создает препятствия заявителю в оформлении документов, необходимых для постановки на кадастровый учет и регистрации построенного на земельном участке, находящемся в собственности заявителя, жилого дома.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 254 - 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Александрова В. И. об обжаловании решения Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.
Признать незаконным отказ Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М. в присвоении номера дому в <данные изъяты>, который построен ФИО2.
Обязать Главу Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А. М. выдать заявителю выписку из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории Погорельского сельского поселения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А. А. Козлова
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2014 года.
Судья А. А. Козлова
Дело № 2 – 103/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области
в составе: председательствующего судьи Козловой А.А.,
с участием представителя заявителя Турчина С.М.,
при секретаре Зуккель И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Зубцове 13 марта 2014 года гражданское дело по заявлению Александрова В.И. об обжаловании решения Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области,
У С Т А Н О В И Л:
Александров В.И. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.
В заявлении представитель заявителя по доверенности Турчин С.М. указал, что Александрову В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с правом возведения построек, в т.ч. жилого дома. Право собственности подтверждается договором купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о государственной регистрации права 69-АВ № от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ году лицензированной строительной организацией были произведены работы согласно паспорту проекта строительства индивидуального жилого дома и застройки земельного участка по возведению каркасного дома на земельном участке, принадлежащем Александрову В.И.
В настоящее время возникла необходимость зарегистрировать право собственности на дом в ЕГРП, в связи с чем заявитель обратился к кадастровому инженеру ФИО7 для формирования технического плана здания, дальнейшей постановки на кадастровый учет и, как следствие, регистрации права собственности на основании ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ («Дачная амнистия»).
С этой целью ДД.ММ.ГГГГ Александров В.И. обратился к Главе Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. для получения выписки из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории Погорельского сельского поселения».
ДД.ММ.ГГГГ от Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. был получен ответ, из которого следует, что «…для присвоения номера новому жилому дому в <адрес> кроме паспорта проекта индивидуального жилого дома и застройки земельного участка необходимо предоставить в администрацию сельского поселения разрешение на строительство…».
Заявитель считает решение Главы Администрации Погорельского сельского поселения незаконным, поскольку оно противоречит п. 4 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997, согласно которому «…До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)».
По мнению заявителя, отказ Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. нарушает права Александрова В.И. как собственника объекта недвижимости, а также права на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему жилым домом.
Поэтому заявитель просил в заявлении отменить решение Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. и обязать выдать выписку из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории Погорельского сельского поселения».
В судебном заседании представитель заявителя Турчин С.М. заявление поддержал по основаниям, изложенным выше, уточнил требования и просил: признать незаконным отказ Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М. в присвоении номера дому в <адрес>, который построен Александровым В.И., и обязать Главу Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М. выдать заявителю выписку из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории ФИО4 сельского поселения».
Представитель заявителя Турчин С.М. суду пояснил, что Александров В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. с заявлением, в котором просил присвоить номер дому в д. Новое, построенному заявителем. На заявлении Александрова В.И. глава Администрации Погорельского сельского поселения сделал резолюцию: «Отказать. Согласовать с архитектурным отделом ФИО3 района».
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя Глава Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. сообщил, что для присвоения номера новому жилому дому в <адрес> кроме паспорта проекта индивидуального жилого дома и застройки земельного участка заявителю необходимо предоставить в администрацию сельского поселения разрешение на строительство, которое выдается Архитектурным отделом Администрации Зубцовского района.
По мнению представителя заявителя Турчина С.М. отказ в присвоении адреса объекту недвижимого имущества создает препятствия заявителю в оформлении документов, необходимых для постановки на кадастровый учет и регистрации построенного на земельном участке, находящемся в собственности заявителя, жилого дома.
Представитель заявителя Турчин С.М. полагает, что Глава Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. вправе запрашивать разрешение на строительство только в случаях, когда земельные участки находятся в аренде у застройщика. Но так как, у Александрова В.И. есть свидетельство о праве собственности на земельный участок, то этого вполне достаточно. Все действия, которые Бородейко А.М. просит заявителя осуществить, приведут к излишней трате денежных средств.
Представитель заявителя Турчин С.М. считает, что отказ в присвоении адреса жилому дому Александрова В.И. и требование представить разрешение на строительство незаконно, поскольку оно противоречит п. 4 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года. Земельный участок Александров В.И. приобрел по аукциону, объявленному Администрацией Зубцовского района Тверской области. Никаких ограничений и обременений земельного участка Александрова В.И. не имеется.
Нумерация дома заявителю необходима для того, чтобы заявитель мог зарегистрировать дом уже с присвоенным ему номером. В настоящее время для регистрации дома в собственность получение разрешения на строительство не требуется. На сегодняшний день, если земельный участок находится в собственности, то регистрация права собственности дома проводится по декларациям. Технический план будет изготавливаться на основании декларации.
В силу имеющихся финансовых затруднений в настоящее время заявитель не может ввести дом в эксплуатацию. Кроме того, для того, чтобы получить технический паспорт необходимо сделать план дома. Поскольку дому заявителя Александрова В.И. не присваивается соответствующий номер, то регистрацию придется производить дважды. Когда будет получено свидетельство о регистрации права собственности на дом без указания его номера, заявителю придется опять заказывать новый кадастровый паспорт. Необходимо будет вновь изготовить технический план дома для получения кадастрового паспорта на здание вследствие изменения адреса. А эти работы платные. Технический план с сельским поселением не согласовывается. Кроме того, если, например, заявитель Александров В.И. захочет продать построенный им дом, то его никто не купит без указания адреса. Удовлетворение заявленных требований не повлияет на ущемление прав кого-либо.
Заинтересованное лицо Глава Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражения относительно заявленных требований, доказательства правомерности оспариваемого действия (бездействия) не представил.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя Турчина С.М., специалиста ФИО9, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с требованиями ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населённых пунктах, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Судом установлено, что заявителю Александрову В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: <адрес>, ФИО4 <адрес>. Право собственности заявителя на указанный выше земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 69-АВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с нормативными положениями ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с положениями ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Заявитель построил на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, в д. <адрес> жилой дом согласно паспорту проекта индивидуального жилого дома и застройки земельного участка, разработанному <данные изъяты>
Сведения о нарушении заявителем при строительстве дома градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка заинтересованное лицо Глава Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. суду не представил.
Доводы Главы Администрации Погорельского сельского поселения Бородейко А.М. в письме от 22 января 2014 года, направленном заявителю, о том, что для присвоения номера новому жилому дому заявителю необходимо предоставить разрешение на строительство, не основаны на законе.
На основании п. 1, 4, 5 статьи 25.3. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ):
1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
4. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
5. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Специалист Полякова Т.П.,начальник архитектурно- строительного отдела Администрации Зубцовского района Тверской области, суду пояснила, что присвоение номеров домам относится к полномочиям органов местного самоуправления. В Погорельском сельском поселении должно быть утверждено положение, в котором определены случаи отказа и прописан порядок присвоения номеров домам.
Для принятия же решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, который изготавливается в архитектурно – строительном отделе Администрации Зубцовского района Тверской области, в плане должен быть указан план земельного участка и местности, кадастрового паспорта не достаточно; правоустанавливающий документ на земельный участок; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, которая изготавливается кадастровым инженером.
Для получения разрешения на строительство указание адреса не требуется. За индивидуальную застройку ответственность несет непосредственно сам застройщик. Что касается нумерации дома заявителя Александрова В.И., то номер дома архитектурно-строительный отдел выясняет уже на этапе ввода жилого дома в эксплуатацию. Эти данные берутся из технического паспорта, где как раз и должен быть указан номер дома.
В силу ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации таких объектов капитального строительства как отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
До ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения п. 1, 4, 5 статьи 25.3. Закона № 122-ФЗ, предусматривающие особенности регистрации прав на созданные объекты индивидуального жилищного строительства, а также положения ст. 8 Закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 191-ФЗ законодательство предусматривает возможность регистрации прав на вновь созданные объекты индивидуального жилищного строительства в отсутствие разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Поэтому суд считает необходимым согласиться с доводами заявителя о том, что отсутствие разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке не может служить основанием для отказа в присвоении номера его новому дому.
Отказ в присвоении адреса объекту недвижимого имущества создает препятствия заявителю в оформлении документов, необходимых для постановки на кадастровый учет и регистрации построенного на земельном участке, находящемся в собственности заявителя, жилого дома.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 254 - 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Александрова В. И. об обжаловании решения Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.
Признать незаконным отказ Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А.М. в присвоении номера дому в <данные изъяты>, который построен ФИО2.
Обязать Главу Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Бородейко А. М. выдать заявителю выписку из Постановления «О нумерации жилых домов и других объектов недвижимости, находящихся на территории Погорельского сельского поселения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А. А. Козлова
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2014 года.
Судья А. А. Козлова