Решение по делу № 2-537/2015 ~ М-245/2015 от 05.02.2015

Дело № 2-537/15

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 марта 2015 г. г. Уфа

Демский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Салишевой А.В., при секретаре Давлетшиной Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уфимского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № 30 по РБ к ФИО1 о признании незаконным предоставления имущественного налогового вычета и взыскании причиненного государству ущерба,

у с т а н о в и л :

Военный прокурор Уфимского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № 30 по РБ обратился в суд с иском к ФИО1 о признании незаконным предоставления имущественного налогового вычета и взыскании причиненного государству ущерба. В обоснование исковых требований указал, что ответчик проходит военную службу по контракту в войсковой части 63494 с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ им по договору купли-продажи квартиру по цене 3000000 руб. Из указанной суммы 810 597,83 руб. являлись средствами целевого жилищного займа, предоставленным ФИО1 ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих». Остальные средства были предоставлены по кредитному договору ОАО «Газпромбанк». Согласно п. 4.3 данного договора, погашение обязательств ФИО1 перед ОАО «Газпромбанк» осуществляется за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного ФИО1 Учреждением в соответствии с договором жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, 3000000 руб. являются средствами федерального бюджета и следовательно налгом на доходы физических лиц не облагаются. Однако ФИО1 обратился в налоговые органы о возврате налога на доходы физических лиц, в связи с чем ему был произведен возврат в размере 169 917 руб.

Просит признать незаконным предоставление военнослужащему войсковой и 63494 ФИО1 имущественного налогового вычета на сумму 169 917 руб. и взыскать с ФИО1 сумму причинённого государству ущерба в размере 169 917 руб. в пользу Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан.

Стороны в судебное заседание не явились при надлежащем извещении. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 30 по РБ Лебедева Э.М. исковые требования поддержал.

Выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 30 по РБ, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части 63494 с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ФИО1 относится к категории военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы.

Согласно ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений. Вместе с тем, ст. 6 Закона установлено, что субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения являются федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уполномоченный федеральный орган, специализированный депозитарий, управляющие компании, кредитные организации и брокеры.

В соответствии со ст. 16 Закона накопительные взносы подлежат инвестированию в соответствующие активы. Для получения дохода от инвестирования накопительные взносы из федерального бюджета, в соответствии со ст. 17 Закона, по договору доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения передаются в доверительное управление управляющим компаниям. При этом, учредителем и выгодоприобретателем по указанному договору является Российская Федерация. Согласно ч. 4 ст. 17 Закона доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.

Положения Закона указывают на то, что источником получения дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения являются накопительные взносы из федерального бюджета, следовательно, доходы от инвестирования накопительных взносов также являются средствами федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Абзацем 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса установлено, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился на имя руководителя Межрайонной ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан с заявлениями о предоставлении имущественного налогового вычета за 2012 и 2013 г. по фактически произведённым и документально подтверждённым расходам, связанным с покупкой названной квартиры, указав при этом в качестве основания затраченную на приобретение квартиры сумму бюджетных денежных средств 3 000 000 руб.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между гражданами ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств (далее по тексту - договор) Согласно п. 1.4 договора стоимость имущества составила 3 000000 руб.

Из указанной суммы 810 597,83 руб. являлись средствами целевого жилищного займа, предоставленными ФИО1 ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее по тексту - Учреждение) на цели приобретения в собственность недвижимого имущества на основании договора целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ

Остальные денежные средства, в размере 2 189 402,14 руб. предоставлены ФИО1 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Газпромбанк» со сроком возврата 196 месяцев, считая с даты фактического предоставления кредита. Согласно п. 4.3 данного договора, погашение обязательств ФИО1 перед ОАО «Газпромбанк» по нему осуществляется за счёт средств целевого жилищного займа, предоставленного ФИО1 Учреждением в соответствии с договором целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно Уведомлению о предоставлении налоговых вычетов и возврате (отказе) налога на доходы физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщика в рамках ст. 88 НК РФ начальник инспекции - советник государственной гражданской службы РФ 1 класса ФИО6, руководствуясь ст. 101 НК РФ, при отсутствии оснований, принял решение произвести возврат ФИО1 налога на доходы физических лиц в сумме 169 917 руб., что привело к неосновательному обогащению последнего.

В соответствии со статьей 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

Статьей 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ установлено, что погашение целевого жилищного займа осуществляется Уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, предусмотренных Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами ответчиком, как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета.

Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих внесение собственных денежных средств в счет оплаты стоимости жилья, не представлено.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 4598,34 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным предоставление военнослужащему войсковой и 63494 ФИО1 имущественного налогового вычета на сумму 169 917 руб.

Взыскать с ФИО1 сумму причинённого государству ущерба в размере 169 917 руб. в пользу Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в местный бюджет в сумме 4598,34 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд города Уфа РБ.

Судья Салишева А.В.

2-537/2015 ~ М-245/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Уфимского гарнизона
Ответчики
Валеев Дамир Тагирович
Суд
Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Салишева Айгуль Вакильевна
Дело на странице суда
demsky--bkr.sudrf.ru
05.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2015Передача материалов судье
06.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2015Предварительное судебное заседание
17.03.2015Судебное заседание
17.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее