Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«25» марта 2013 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре Смердовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора об оспаривании решения государственного органа,
У С Т А Н О В И Л:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы по материалам проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 10 декабря 2012 года №14-Э, с момента издания указанного приказа. Требования мотивировал тем, что Минприроды УР 29 ноября 2012 года издан приказ №13-Э об организации и проведении государственной экологической экспертизы проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» (далее – «материалы по дополнительным квотам добычи кабана»). Заказчиком экспертизы является Управление охраны фауны УР. В соответствии с выводами государственной экологической экспертизы «материалы по дополнительным квотам добычи кабана...» соответствуют требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации и Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды. По результатам рассмотрения представленных материалов, экспертная комиссия экологической экспертизы посчитала допустимой реализацию проекта лимита добычи охотничьих ресурсов (кабана) в Удмуртской Республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, а также проекта квот добычи кабана в Удмуртской Республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 год. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по «материалам по дополнительным квотам добычи кабана...» утверждено приказом Минприроды УР от 10 декабря 2012 года №14-Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы». Срок действия указанного заключения - до 01 августа 2013 года. Указанной нормативно-технической документацией, являющейся объектом экологической экспертизы, устанавливаются лимиты, квоты, объемы добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике, за исключением национального парка «Нечкинский», на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года. Во исполнение требований ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Указом Президента УР от 25 июля 2012 года N 136 были утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года. В нарушение требований действующего законодательства, оспариваемым заключением государственной экологической экспертизы фактически признаются допустимыми новые лимиты и квоты добычи кабана на территории Удмуртской Республики на указанный период. Кроме того, Минприроды УР, утверждая оспариваемое заключение, нарушило п.16 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Минприроды РФ от 29 июня 2010 года №228. Также незаконно определены установленные приложениями №2 к оспариваемому заключению квоты добычи кабана в УР на особо охраняемые территории. На момент подачи материалов в Минприроды УР на государственную экологическую экспертизу и проведения указанной экспертизы представленные документы не соответствовали требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании старший помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Коршунова Е.А. на заявлении настаивала, дала пояснения, аналогичные, изложенному в заявлении.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Печерских В.Н., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления, представил письменный отзыв на заявление, дополнительно пояснил, что оспариваемая экологическая экспертиза является самостоятельной, не носит характер дополнительной экспертизы. Оснований для отказа в проведении данной экспертизы не имеется.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Микрюкова Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления в полном объеме, пояснила, что экологическая экспертиза не является документом об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, поэтому Порядок №228 на нее не распространяется. Целью экологической экспертизы является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Представитель Управления охраны фауны УР Пластинин М.Е., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления в полном объеме, пояснил, что каких-либо нарушений при проведении экологической экспертизы допущено не было, увеличение лимита добычи кабанов было обусловлено реальной опасностью распространения африканской чумы на территории Удмуртской Республики.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав стороны, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указом Президента Удмуртской Республики от 25 июля 2012 года N 136 в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию", на основании согласования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 04-15-29/9933 лимитов добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты 2012 - 2013 г. и приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 14 июня 2012 года N 2-э "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы", утверждены лимиты, квоты, объемы добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике, за исключением национального парка "Нечкинский", на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, в том числе, квоты, объемы добычи кабана в Удмуртской Республике на период с 01 августа 2012 года по 01 августа 2013 года –1978 особей.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 29.11.2012г. №13-Э Отделу экспертизы, нормирования и информационных технологий приказано организовать проведение государственной экологической экспертизы проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения». Заказчик государственной экологической экспертизы: Управление охраны фауны Удмуртской Республики.
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» №71 представленные материалы по объему и содержанию в основном соответствуют требованиям нормативно правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает допустимой реализацию: проекта лимита добычи охотничьих ресурсов (кабана) в Удмуртской Республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года (копия приложения № 1 к настоящему Заключению); проекта квот добычи кабана в Удмуртской Республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года (копия приложения № 2 к настоящему Заключению). Срок действия заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы установлен до 01 августа 2013 года.
Данное заключение государственной экологической экспертизы по проекту нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», заказчик государственной экологической экспертизы: Управление охраны фауны Удмуртской Республики, утверждено приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики №14-Э от 10 декабря 2012 года.
Указом Президента УР от 31 января 2013 года N 16 в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию", на основании согласования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 04-15-29/9933 лимитов добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты 2012 - 2013 г. и приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 14 июня 2012 года N 2-э "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы", утверждены лимиты, квоты, объемы добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике, за исключением национального парка "Нечкинский", на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, в том числе, квоты, объемы добычи кабана в Удмуртской Республике на период с 01 августа 2012 года по 01 августа 2013 года -2439 особей.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
В настоящем гражданском деле заявителем оспаривается заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 10.12.2012г. №14-Э.
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются предметом регулирования Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон №209-ФЗ).
Статья 3 данного Федерального закона предусматривает, что правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Закона N 209-ФЗ определено, что охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья; охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В частях 3, 5 - 9 статьи 24 Закона N 209-ФЗ установлено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (часть 9).
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Пунктом 5.2.51.3 Положения в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации входит установление порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, а также требований к его содержанию.
В целях реализации статей 24 и 32 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с пунктом 5.2.51.3 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228 утверждены порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (приложение 1), а также требования к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов (приложение 2).
В соответствии с п. 3 Порядка №228, лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов (п. 5 Порядка).
Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации: до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи; до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях; до 15 апреля на основании заявок, поданных на добычу охотничьих ресурсов в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на территориях, являющихся средой обитаниях охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, определяет объем добычи охотничьих ресурсов на этих территориях; определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу; после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (далее - проект), с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, за предыдущий год (п. 9 Порядка).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 31 июля представляет для утверждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации (п. 12 Порядка).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (п. 13 Порядка).
Внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях: требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; на основании судебного решения (п. 16 Порядка).
Документ субъекта Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в принятый документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов подлежит официальному опубликованию в установленном порядке (п. 17 Порядка).
Из приложения N 2 "Требования к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов" к Порядку принятия документа об утверждении лимита добычи следует, что документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, в том числе, содержит сведения об утверждаемом лимите, квотах и объемах добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья и иной территории, являющейся средой обитания определенного вида охотничьих ресурсов.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства УР от 05.03.2012 N 74, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим управление в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного мира, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Министерство при осуществлении своих функций имеет право вносить на рассмотрение Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, иных государственных органов предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в том числе проекты правовых актов (п. 14 Положения).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (пункт 1). Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии со ст. 48 Конституции УР, принятой постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 N 663-XII, Глава Удмуртской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики и законов Удмуртской Республики издает указы и распоряжения. Акты Главы Удмуртской Республики и акты Правительства Удмуртской Республики, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в Удмуртской Республике.
Таким образом, с момента вступления в силу указа Президента УР об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов считается установленным лимит добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике. Действия по определению квоты добычи охотничьих ресурсов в целях подготовки проекта документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, как и разработанный проект данного документа до его утверждения и последующего вступления в силу, каких-либо юридических последствий для заинтересованных лиц не порождают и, следовательно, препятствий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не создают.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» не нарушило права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту прав которых обратился Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор.
Доводы заявителя о нарушении Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР при проведении и утверждении заключения экологической экспертизы положений п. 16 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, суд не считает возможным положить в основу решения суда, удовлетворяющего заявленные требования по следующим основаниям.
Согласно п. 1 Порядка №228 принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, указанный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года №2096-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.
Пунктом 16 данного Порядка установлено, что внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях: требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов, а также на основании судебного решения.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В соответствии со ст. 1 данного Закона, целью экологической экспертизы является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона №174-ФЗ, в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона №174-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона №174-ФЗ, заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Минприроды УР проводило государственную экологическую экспертизу в рамках предоставления государственной услуги.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления государственной услуги «Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня» утвержден приказом Минприроды УР от 30 сентября 2011 года №142 «Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня».
Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, по своей правовой природе заключение государственной экологической экспертизы и приказ, которым она утверждена, не являются документами, утверждающими лимит добычи охотничьих ресурсов, в связи с чем ссылка заявителя на п. 16 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, является несостоятельной.
п.16 Порядка №228 предусматривает возможность внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на основании судебного решения, при этом данное право предоставлено тому же высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которое утвердило лимиты добычи охотничьих ресурсов первоначально.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 14 ФЗ "Об экологической экспертизе" результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 18 заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Согласно пункту 7 данной нормы в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" повторное проведение государственной экспертизы осуществляется на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда
В рассматриваемом споре судом не установлено, что государственной экологической экспертизой по спорному проекту было дано отрицательное заключение (проект был возвращен на доработку), вследствие чего оснований для признания экспертизы, давшей положительное заключение, в качестве повторной у суда не имелось, соответственно не требовалось проведение данной экспертизы на основании решения суда.
Одним из доводов заявления прокурора о признании незаконным заключения экологической экспертизы указано, что установленный приложением № 1 к заключению государственной экологической экспертизы лимит добычи охотничьих ресурсов в УР на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, а также установленные приложениями 2 к оспариваемому заключению квоты добычи кабана в УР на особо охраняемых природных территориях (Кепский, Северный, Салинский, Кулигинский, Казанский, Пестеринский, Валамазский, Лумпунский, Областновский государственные комплексные заказники, заказник «Черековский», заказник «Потерянный ключ» и Северный заказник Ярского района) определены незаконны, так как заявки на добычу охотничьих ресурсов в целях осуществления научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, в органы государственной власти УР не поступали.
Данный довод также не может быть положен к основу решения суда, удовлетворяющего требования прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1, 2, 15 ст. 1 Закона №209-ФЗ охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничьи угодья – территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; охотничье хозяйство – сфера деятельности по сохранению и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В соответствии со ст. 7 Закона №209-ФЗ в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ч.1). Охотничьи угодья подразделяются на: 1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья); 2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья) (ч.2). Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации (ч.3). Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты (ч.4).
Постановлением Правительства УР от 24 июня 2002 года №565 «О несении изменений и дополнений в Положение о государственных охотничьих заказниках Удмуртской АССР» государственные охотничьи заказники отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Федеральный Закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не запрещает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на особо охраняемых природных территориях.
Согласно Положению о государственных охотничьих заказниках, утвержденного Постановлением Совета Министров УАССР от 09 сентября 1983 года №264 «О дополнительных мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства Удмуртской АССР» государственные охотничьи заказники УР образуются с целью сохранения воспроизводства и восстановления отдельных или нескольких видов диких животных, среды их обитания. Режим государственных охотничьих заказников УР разрешает добычу отдельных видов охотничьих ресурсов по именным разовым лицензиям, выдаваемым в установленном порядке на территории заказников.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона №209-ФЗ любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно Инструкции о порядке добычи диких копытных животных по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР, утвержденной приказом Главохоты РСФСР от 22.08.1984 N 316, в заповедниках, национальных парках, заказниках, зеленых зонах порядок отстрела диких копытных животных определяется их положениями (п.4); регулирование численности диких копытных животных на территории государственных заказников местного значения (республиканского - АССР, краевого, областного) может производиться путем промысловой и любительской охоты под контролем республиканских (АССР), краевых и областных органов управления охотничьим хозяйством (п.5).
Таким образом, действующее законодательство не содержит категоричного запрета на добычу кабанов в территории охотничьих заказников, а устанавливает лишь определенные ограничения.
При указанных обстоятельствах, установленный приложением 1 к заключению государственной экологической экспертизы лимит добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, а также установленные приложением 2 к оспариваемому заключению квоты добычи кабана в Удмуртской Республике на особо охраняемых природных территориях являются законным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 10 декабря 2012 года №14-э, принято и утверждено в пределах полномочий органа государственной власти с соблюдением установленного порядка его принятия, содержание оспариваемого заключения и приказа соответствует требованиям действующего законодательства, что, в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, является основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254 - 258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы по материалам проекта нормативно-технической документации «Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 10 декабря 2012 года №14-Э, с момента издания указанного приказа – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 10 апреля 2013 года.
Судья Сентякова Н.А.