РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2015 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Цыдаевой В.П.,
при секретаре судебного заседания Шагуровой К.Е.,
с участием ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Морозова Я.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-311/2015 по исковому заявлению Администрации города Нижний Тагил к Морозову Я. П. о приведении самовольно переустроенного и перепланированного жилого помещения в первоначальное состояние, встречному исковому заявлению Морозова Я. П. к Администрации города Нижний Тагил, Муниципальному бюджетному учреждению «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Нижний Тагил обратилась в суд с иском к Морозову Я.П. о приведении самовольно переустроенного и перепланированного жилого помещения, расположенного по адресу: г.<адрес>, в первоначальное состояние в соответствии с данными технического паспорта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указано следующее. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, является Морозов Я.П.. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа специалиста Управления Государственной Жилищной Инспекции была проведена проверка (обследование) указанного жилого помещения, о чем составлен акт №. В ходе проверки установлено, что в результате самовольной перепланировки и переустройства выполнены следующие работы: в ванной комнате площадью 4, 3 м2 оборудована система «теплого пола» путем подключения к системе отопления. В отношении ответчика Госжилинспекцией составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено предупреждение № о приведении жилого помещения в первоначальное состояние. Однако предупреждение было проигнорировано.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены МБУ «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» и Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято встречное исковое заявление Морозова Я. П. к Администрации города Нижний Тагил, Муниципальному бюджетному учреждению «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии. В обоснование встречного иска Морозовым Я.П. указано, что на основании свидетельства о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: №. Истцом самовольно была произведена перепланировка данной квартиры: установлена система теплого пола путем подключения к системе отопления. ДД.ММ.ГГГГ ООО «<...>» был выдан технический проект узла учета тепловой энергии и теплоносителя №. ООО СК «Тагил» выданы технические условия № на установку индивидуального прибора учета. Истец считает, что перепланировка квартиры не нарушает права и законные интересы граждан, а также не создает угрозу их жизни или здоровью, в связи с чем, на основании п. 4 ст. 29 ЖК РФ, просит сохранить помещение в перепланированном состоянии.
Представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство с просьбой рассмотреть гражданское дело без своего участия, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Морозов Я.П. в судебном заседании исковые требования администрации города Нижний Тагил не признал в полном объеме, поддержав требования встречного иска о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
Ответчик по встречному иску МБУ «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
В письменном отзыве представитель МБУ «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» указал, что из Управления Государственной жилищной инспекции поступило информация о самовольной перепланировке и переоборудовании ванной комнаты путем подключения к системе отопления системы «теплого пола» в квартире по адресу: <адрес>, собственником данного жилого помещения. В отношении Морозова Я.П. Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В адрес Морозова Я.П. направлено предупреждение № от ДД.ММ.ГГГГ о приведении помещения в первоначальное состояние, которое последним было проигнорировано. Поскольку истец Морозов Я.П. самовольно, не имея на то разрешительной документации, произвел перепланировку ванной комнаты, то, в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РФ, он обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние.
Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Огласив исковое заявление, заслушав ответчика Морозова Я.П., огласив позицию лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Морозов Я.П. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.4-11).
Фактическое выполнение работ по переустройству и перепланировке подтверждается актом проверки (обследования) жилого помещения по адресу: <адрес>, за № от ДД.ММ.ГГГГ. В результате обследования было установлено, что в жилом помещении выполнено переустройство, а именно устроена система «теплых полов» в ванной комнате от системы отопления, разрешительные документы на переустройство жилого помещения отсутствуют (л.д. 18).
Согласно ответу на запрос начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №, проект на перепланировку <адрес> не поступал (л.д. 20).
Из ответа директора МБУ «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» от ДД.ММ.ГГГГ № также следует, что заявления о перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения – <адрес>, в это учреждение не поступало (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ Главой города Нижний Тагил в адрес Морозова Я.П. было вынесено предупреждение о приведении самовольно переустроенного и перепланированного жилого помещения в прежнее состояние. Предупреждение получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
По информации Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, в отношении собственника <адрес> Морозова Я.П. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановления за № о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ (предупреждение) (л.д. 23).
Таким образом, судом установлено, что перепланировка <адрес>, в нарушение вышеизложенных норм законодательства, осуществлены Морозвым Я.П. до получения предусмотренного разрешительного документа на проведение переустройства и перепланировки, то есть, самовольно.
Согласно ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п.п.1,4 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. При этом перепланировка жилого помещения определяется как изменение конфигурации жилого помещения, требующая внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу ст.ст.27, 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст.29 Жилищного кодекса РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (пункт 4).
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
При этом бремя доказывания наличия оснований для сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии, в силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на лицо, обращающееся с такими требованиями.
Вопросы перепланировки помещений регулируются специальными положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 от 27.09.2003 (далее – Правила).
Согласно п.1.7.1. Правил, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно п. 1.7.2. Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, для признания права на сохранение жилого помещения в перепланированном виде, истцу необходимо представить документы, свидетельствующие о соответствии произведенной перепланировки вышеперечисленным требованиям.
В судебном заседании истцом Морозовым Я.П. в материалы дела представлены технический проект узла учета тепловой энергии и теплоносителя <...>, технические условия на установку индивидуального узла учета тепловой энергии № и заключение ООО <...>» по результатам проведения строительно-технической экспертизы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно заключению ООО «<...>», в квартире Морозова Я.П., расположенной по адресу: <адрес>, выявлено наличие водяного теплого пола, запитанного от системы отопления жилого дома. Трубопроводы теплого пола выполнены из металлопластиковых труб.
По результатам обследования установлено, что система отопления в квартире Морозова Я.П. соответствует требованиям строительных норм и правил в части устройства водяных теплых полов, запитанных от системы отопления, что не является отступлением от требования СП 41-102-98 п.3.7 «применение напольных систем отопления из металлополимерных труб разрешается только от автономного источника теплоснабжения (на объект) или от центрального источника теплоснабжения по независимой схеме». В квартире, а именно в ванной комнате, устроены водяные теплые полы, внутриквартирная разводка водоснабжения выполнена из металлопластиковых труб. Данные работы по переустройству квартиры соответствуют требованиям п.3.7 СП 41-102-98 и СНиП 2.03.13-88, нормы которых распространяются на проектирование полов, производственных, жилых, общественных, административных и бытовых зданий. Устройство полов с подогревом от общедомовых систем горячего водоснабжения и (или) отопления не вызывает сверхнормативную нагрузку на теплопотребление, а также не создает угрозу подтопления нижерасположенных помещений. Устройство полов с подогревом от общедомовой системы горячего водоснабжения не может повлиять на ухудшение работы системы отопления в доме, не приведет к снижению температуры горячей воды в других квартирах при возврате отработанной воды в системы или к повышенному расходу теплоносителя в случае его сброса в систему водоотведения жилого дома.
Внесенные изменения системы отопления и горячего водоснабжения, заливка пола бетоном не представляют угрозы для жизни и здоровья людей и окружающей среды, безопасная эксплуатация помещения дома возможна. При проверке жилого помещения было выявлено, что установка системы обогрева полов за счет системы отопления и удаление полотенцесушителя в ванной комнате не является переоборудованием квартиры, не требует получения разрешения и целостности общей системы отопления и ГВС дома не нарушает. Система центрального отопления не нарушена. Установленный Морозовым Я.П. прибор учета тепловой энергии и теплоносителя соответствует техническому проекту № объект <адрес>
Таким образом, суду представлены доказательства того, что перепланировка произведена в соответствии с установленными строительными нормами и правилами на основании проекта, согласованного с поставщиком тепловой энергии - ООО СК «Тагил», не представляет угрозы для жизни и здоровья людей, окружающей среды и безопасной эксплуатации дома, не приводит к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, что позволяет суду принять решение о сохранении спорного жилого помещения в перепланированном состоянии.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 209, 321 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации города Нижний Тагил к Морозову Я. П. о приведении самовольно переустроенного и перепланированного жилого помещения в первоначальное состояние отказать.
Встречные исковые требования Морозова Я. П. к Администрации города Нижний Тагил, Муниципальному бюджетному учреждению «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии удовлетворить:
сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Морозову Я. П., в перепланированном состоянии, согласно технического проекта узла учета тепловой энергии и теплоносителя <...> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному Обществом с ограниченной ответственностью «<...>».
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения СОГУП «Областной Центр недвижимости» - филиал «Горнозаводское БТИ», осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен судом 26 мая 2015 года.
Председательствующий: