Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-151/2015 ~ М-190/2015 от 14.08.2015

Дело № 2-151 (2015 года)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2015 года <адрес>

Судья Ромненского районного суда <адрес> Крисько В.А.,

при секретаре – Косицыной И.И.

с участием:

прокурора <адрес> Мурашко Д.Н.,

ответчика главы Знаменского сельсовета Степа В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора Абросимова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Знаменского сельсовета <адрес> о признании бездействия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории <адрес> в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны», на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него, отчуждению в собственность <адрес> незаконным, и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории <адрес> в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны», на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечению года со дня постановки на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на скотомогильник (биотермическую яму), затем произвести его отчуждение в собственность <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор Абросимов А.А. обратился в Ромненский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Знаменского сельсовета <адрес> с исковыми требованиями о признании бездействия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории <адрес> в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны», на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него, отчуждению в собственность <адрес> незаконным, и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории <адрес> в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны», на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечению года со дня постановки на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на скотомогильник (биотермическую яму), затем произвести его отчуждение в собственность <адрес>. В обосновании своего иска он указал следующее. Управлением Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдение администрацией Знаменского сельсовета законодательства в области ветеринарии и противодействия терроризму, путем обеспечения биологической безопасности в сфере ветеринарии, охраны окружающей среды. Было установлено, что на территории поселения в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны» расположен объект недвижимости – скотомогильник (биотермическая яма), состояние которого не соответствует установленным требованиям ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, на территории скотомогильника отсутствуют въездные ворота, перекрытие с крышкой, вытяжной трубой, навес. Имеется свободный доступ посторонних лиц к скотомогильнику. Согласно информации администрации Знаменского сельсовета указанный скотомогильник является бесхозяйным и на балансе поселения не числится. По сведениям из Росреестра право собственности на скотомогильник ни за кем не зарегистрировано.

Скотомогильник (биотермическая яма), являясь источником особо опасных организмов, относится к потенциальным объектам террористических посягательств, которые могут быть использованы для совершения террористических актов. Скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться лишь в собственности субъекта Российской Федерации. Однако в соответствии с нормой Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, а по истечению года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, суд может признать право муниципальной собственности на эту вещь по требованию органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. Орган местного самоуправления является единственным лицом, обладающим правом требования передачи в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимой вещи по истечению года со дня ее постановки на учет в качестве таковой, следовательно, обязан это делать. В этой связи обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование.

Обращение администрации Знаменского сельсовета в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы) на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь не противоречит полномочиям по решению вопросов местного значения, связанных с участием в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. После признания права муниципальной собственности на скотомогильник (биотермическую яму) администрации Знаменского сельсовета требуется провести его отчуждение в собственность <адрес>.

В судебном заседании прокурор <адрес> Мурашко Д.Н., участвующий в процессе по доверенности Амурского межрайонного природоохранного прокурора, на иске настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительных мотивов для обоснования исковых требований не имеет. Полагает, что отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования не является основанием не исполнять обязанности, возложенные законодательством на муниципальное образование. Иного пути оформить в собственность субъекта федерации бесхозяйный скотомогильник, кроме как тот, что предлагает в исковом заявлении Амурский межрайонный природоохранный прокурор не имеется. Для регистрации бесхозяйного недвижимого имущества и оформления его в собственность больших средств не потребуется, тем более что муниципальное образование имеет свои источники дохода, и на регистрацию бесхозяйного имущества в бюджете должны закладываться средства, так как это одна из статей расхода местного бюджета. Ремонт скотомогильника будет проводиться уже после передачи его в собственность области за счет средств областного бюджета.

Ответчик глава администрации Знаменского сельсовета Степа В.А. возражает против иска и суду пояснила, что скотомогильник, что находится на территории Знаменского сельсовета, представляет собой яму без ограждения. Скотомогильник был создан еще в 1960-70 годах колхозом «Красная Звезда», который и был его хозяином до своей ликвидации в ходе банкротства в начале 2000-х годов, когда колхоза не стало. Как она понимает, за скотомогильники на территории района отвечает ветеринарная служба района. В настоящее время скотомогильник как объект для утилизации павших животных абсолютно непригоден для функционирования. Его надо не регистрировать в собственность, а консервировать и перекрыть доступ к нему. При проверке скотомогильника представителями ветеринарно-санитарного надзора в акте не отразили его состояние, хотя фактически он находится в таком состоянии, в котором не должен эксплуатироваться. Нужно органам власти <адрес> создавать новый скотомогильник, который соответствовал бы всем необходимым параметрам, а не заниматься старым. Администрация Знаменского сельсовета на эти цели готова выделить земельный участок. Регистрация в собственность непригодного для эксплуатации скотомогильника лишь повлечет ненужный расход средств местного бюджета, которых и так нет на эти цели в бюджете. Для оформления в собственность скотомогильника как объекта недвижимого имущества потребует от органа местного самоуправления нецелевого расходования средств, и не малых средств, так как потребуется оформлять необходимую документацию и уплачивать пошлины. При таких обстоятельствах администрация Знаменского сельсовета не может согласиться с исковыми требованиями прокуратуры.

Заслушав пояснение сторон, исследовав представленные материалы, суд считает о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Как усматривается из материалов дела, на территории Знаменского муниципального образования Ромненского муниципального района <адрес> в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны» расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства территория скотомогильника не оборудована въездными воротами, отсутствует перекрытие с крышкой и вытяжной трубой, отсутствует навес, скотомогильник бесхозяйный, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории Знаменского муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

Заявляя свои требования в суд, прокурор исходил из того, что в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Скотомогильник (биотермическая яма) является источником особо опасных организмов, относится к потенциальным объектам террористических посягательств, которые могут быть использованы для совершения террористических актов. Обращение администрации Знаменского сельсовета в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы) на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь будет являться осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения, связанных с участием в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Бездействие администрации Знаменского сельсовета по решению вопросов местного значения не только ставит под угрозу антитеррористическую защищенность территории поселения, что препятствует обеспечению и защите основных прав и свобод жителей Знаменского сельсовета, но также может привести к загрязнению почвы, подземных и поверхностных вод, то есть нарушению права на благоприятную окружающую среду, предусмотренной статьей 42 Конституции РФ. Поскольку данный объект является бесхозным, в силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника. Однако в нарушение положений федерального законодательства администрацией Знаменского сельсовета <адрес> меры к принятию в муниципальную собственность скотомогильника не принимались.

Между тем, суд находит такие доводы прокурора ошибочными, ввиду следующего.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участия в профилактике терроризма и экстремизма.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривается.

Таким образом, возложение обязанности на администрацию Знаменского сельсовета <адрес> по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника будет являться незаконным.

Данный вывод согласуется позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определениях № 32-В10-5 от 14.04.2010г. и № 59-В11-9 от 26.10.2011г.

Согласно положениям п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что имеющееся на территории Знаменского муниципального образования Ромненского муниципального района <адрес> место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального образования не состоит.

Суд считает, что скотомогильники (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а также связанных с профилактикой терроризма и экстремизма, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных никак не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов.

Доводы прокурора о том, что бесхозяйная вещь может быть принята на учет в учреждении Росреестра, а затем принята в муниципальную собственность только органами местного самоуправления, признаются судом несостоятельными.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Знаменскому сельсовету не передавались. В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Знаменского сельсовета обязанности выполнения действий в отношении скотомогильника (биотермической ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.195, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Амурского межрайонного природоохранного прокурора Абросимова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Знаменского сельсовета <адрес> о признании бездействия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории <адрес> в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны», на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него, отчуждению в собственность <адрес> незаконным, и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории <адрес> в 1 км от <адрес> и в 500 метрах от объездной дороги «Поздеевка – Ромны», на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечению года со дня постановки на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на скотомогильник (биотермическую яму), затем произвести его отчуждение в собственность <адрес>, - отказать.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Крисько В.А.

2-151/2015 ~ М-190/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Амурский межрайонный природоохранный прокурор А. А. Абросимов
Другие
министерство имущественных отношений Амурской области
управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
администрация Знаменского сельсовета
Суд
Ромненский районный суд Амурской области
Судья
Крисько В.А.
Дело на странице суда
romnenskiy--amr.sudrf.ru
14.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2015Передача материалов судье
19.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2015Судебное заседание
27.10.2015Судебное заседание
03.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее