Дело № 2-1234/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Исаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галемской Е. М., Фролова А. В. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
Галемская Е.М., Фролов А.В. обратились в суд с названным иском к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о предоставлении в собственность многодетной семье истцов земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,15 га, расположенного в кадастровом квартале №, прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №. Указанное заявление было подано истцами на основании Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, поскольку семья истца является многодетной и имеет соответствующее право. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сформулировав отказ в письме № и мотивировав его тем, что указанный земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения объектов, учреждении и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли, срок действия которого не истек. При этом, по мнению истца, срок действия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, принятого до ДД.ММ.ГГГГ, не может превышать трех лет с момента его принятия. По изложенным в иске основаниям истец считает, что действия Государственного комитета, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка, не соответствуют действующим нормам земельного законодательства РФ. На основании изложенного истцы просят признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа предоставить многодетной семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,15 га, расположенного в кадастровом квартале №, прилегающего с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №; обязать ответчика предоставить семье истца в общую долевую собственность испрашиваемый земельный участок (согласно прилагаемой схеме).
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании Галемская Е.М. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Фролов А.В. в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель ответчика - Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела, представил отзыв, не соглашаясь с заявленными требованиями.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, не согласившись с заявленными требованиями.
Заслушав пояснения истицы, исследовав письменные материалы дела гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Галемская Е.М. и члены ее семьи признаны соответствующими требованиям ч.1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 30.11.2011 №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», что не оспаривается сторонами.
22.11.2016 на основании Закона Республики Карелия от 30.11.2011 №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» истец ФИО2 обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлениями о предоставлении их многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью № га, расположенного в кадастровом квартале №, прилегающего с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, согласно прилагаемой к заявлению схеме.
Письмом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ № истцу указано, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Жи). В соответствии со ст. 38 Правил Землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа основными видами разрешенного использования данной зоны строительство индивидуального жилого дома возможно. Однако местоположение земельного участка совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (постановление Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №), срок действия которого не истек. Таким образом, предоставить испрашиваемый земельный участок для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным.
Истцы не согласны с указанным ответом Государственного комитета, просят обязать Государственный комитет предоставить испрашиваемый участок.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2005 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», вступившим в силу с 01.01.2016 г., Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 446-П функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, который соответственно и является уполномоченным органом и надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, в том числе земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» (далее также – Закон Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков).
Согласно ст. 1 Закона участки предоставляются в собственность многодетной семьи для индивидуального жилищного, дачного строительства.
Согласно ст. 3 указанного Закона установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность многодетным семьям: 1) максимальные размеры земельных участков - 0,15 га; 2) минимальные размеры земельных участков - 0,06 га.
Согласно ст. 4 указанного Закона определен порядок предоставления земельного участка. Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.
Испрашиваемый истцом земельный участок в соответствии Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, что не оспаривается сторонами. Каких-либо ограничений в использовании указанных участка судом не установлено, ответчиком не указано. В оспариваемом ответе ответчик указал, что спорный участок находится именно в зоне «Жи». При этом в представленном в суд отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что им была допущена описка, так как участок находится в зоне Жип (зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) в связи с чем образование участка в зоне Жип возможно только в составе утвержденной документации по планировке территории, при отсутствии указанных документов предоставление земельного участка истице невозможно.
Действительно, в соответствии со ст. 39 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) формирование земельных участков и осуществление любого строительства в границах зоны Жип производятся с учетом требований части 9 статьи 15 Правил. Однако часть 9 статьи 15 признана недействующей с ДД.ММ.ГГГГ в части, определяющей, что «В границах территориальных зон перспективной застройки Жип, Жсп, Жмп и Одк запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки). Данное правило распространяется также на территорию в жилом районе Птицефабрики.» (Решение Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №). Недействительность указанного требования установлена решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению прокурора г. Петрозаводска об оспаривании нормативного правового акта, оставленным апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № без изменения. При этом указанным решением суда установлено, что отсутствие проекта планировки территории не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по формированию земельного участка и его предоставлению.
При таких обстоятельствах указанный довод ответчика суд находит не обоснованным.
Постановлением главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № в районе <адрес> общей площадью № кв.м для размещения объектов учреждений и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 18.06.2013 № 3082 принято в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года, на что прямо указано в самом постановлении.
Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Однако, как установлено судом, каких либо работ по формированию земельного участка на основании указанного постановления не осуществлялось и не осуществляется, меры по проведению аукциона и его подготовке не принимались.
Ответчик и Администрация Петрозаводского городского округа, не соглашаясь с доводами истцов, указывают, что срок действия постановления № не ограничен. Такой довод суд находит необоснованным и неверным.
Так ст. 30 ЗК РФ на момент принятия постановления № не содержала указания на необходимость утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его формирования и предоставления в порядке п. 4. Сам факт утверждения такой схемы прямо действовавшему законодательству не противоречил, однако самостоятельного значения не имел, а мог лишь рассматриваться как этап подготовки к выполнению работ по формированию земельного участка.
При этом при разрешении вопроса о сроке действия такой схемы и решения об ее утверждении необходимо было руководствоваться положениями ст. 31 ЗК РФ, которыми был урегулирован данный вопрос.
Так согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ, в действовавшей на момент принятия спорного постановления редакции, результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагались утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Согласно ч. 6 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимали решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом согласно ч. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действовало в течение трех лет.
Таким образом, сама по себе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и решение об ее утверждении рассматривалась как документ, необходимый для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и срок ее действия ограничивался сроком действия такого решения. Иные сроки действия решений об утверждении схемы расположения участка ЗК РФ не предусмотрены.
В настоящий момент порядок утверждения схемы расположения земельного участка урегулирован положениями ст. 11.10 ЗК РФ. Указанные нормы подтверждают возможность образования земельного участка для предоставления в порядке проведения аукциона (на что ранее указывала ч. 4 ст. 30 ЗК РФ) на основании схемы расположения земельного участка. Таким образом, указанное постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 18.06.2013 № не противоречит действующему законодательству и в частности положениям ст. 11.10 ЗК РФ.
Однако, в действующей редакции ЗК РФ согласно п. 15 ст. 11.10 срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленного после ДД.ММ.ГГГГ, также ограничен и составляет два года.
Таким образом, и действующим законодательством ограничен срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом ответчик правильно указывает, что положения ч. 15 ст. 11.10 ЗК РФ, а соответственно и требования о двух годичном сроке действия постановления не распространяются на спорное постановление, как принятое до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако и переходные положения ч.3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на постановление № и утвержденную им схему не распространяются. Так согласно указанным нормам в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, только в указанном случае срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка сохраняется до ДД.ММ.ГГГГ.
В рассматриваемом случае постановлением Администрации утверждена схема расположения участка для строительства (ст. 30 ЗК РФ).
Администрация Петрозаводского городского округа, так же как и ответчик не лишены были возможности в случае необходимости использования указанного участка для муниципальных или государственных нужд зарезервировать его в установленном ст. 70.1 ЗК РФ порядке для указанных нужд. При этом суд обращает внимание, что и в этом случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться также на срок не более чем три года. Однако какие-либо меры по резервированию такого участка Администрацией также не приняты.
На основании изложенного, проанализировав положения ЗК РФ, суд приходит к выводу о том, что срок действия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, принятого до ДД.ММ.ГГГГ, в любом случае не может превышать трех лет с момента его принятия. При таких обстоятельствах на момент обращения истца к ответчику срок действия Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № истек, иные решения в отношении испрашиваемых участков приняты не были.
Таким образом, учитывая отсутствие иных обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемого участка, оснований для отказа истцам в предоставлении испрашиваемого участка у ответчика не имелось. Испрашиваемое разрешенное использование земельного участка соответствовало правилам землепользования и застройки, градостроительной документации.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Так как порядок предоставления испрашиваемых истцом участка определен Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», то оснований для дублирования такого порядка в решении суда не имеется. Последовательность действий ответчика по предоставлению испрашиваемого истцом участка указанным законом урегулирована и должна соблюдаться.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу Галемской Е.М. подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе предоставить семье Галемской Е. М. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенный в кадастровом квартале №, прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок предоставить многодетной семье Галемской Е. М. и Фролова А. В. бесплатно в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере 0,15 га, расположенный в кадастровом квартале №, прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, в порядке, определенном Законом Республики Карелия от 30.11.2011 № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» в соответствии с приложенной к заявлению Галемской Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ схемой расположения земельного участка.
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в пользу Галемской Е. М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2017 года.