Решение по делу № 3-44/2015 от 03.06.2015

Дело № 3-44/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан                                           14 сентября 2015 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Шумиловой У.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой И.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Волкова И.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя требования тем, что она не соответствует рыночной стоимости, определенной в отчете , выполненном ООО "Организация". Выражая несогласие с кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , расположенных в <данные изъяты>, просит установить кадастровую стоимость в размере равном их рыночной стоимости.

К участию в деле привлечены администрация <данные изъяты>, Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты>.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведен переход по рассмотрению дела по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений          (гл. 23 ГПК РФ).

Заявитель Волкова И.В. в судебное заседание не явилась, направила представителя.

Представитель заявителя Кухарчук А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенном в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее - Управления Росреестра по <данные изъяты>) Зубец Н.В., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв, поясняла, что Управления Росреестра по <данные изъяты> не оспаривает право заявителя на установление кадастровой стоимости в размере равном ее рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).

Представители заинтересованных лиц федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Межрайонной ИФНС России по <данные изъяты>, администрации <данные изъяты>, Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты> в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Петрова Н.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно требований заявителя, указав, что результаты кадастровой оценки спорных земельных участков были утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ . ФГБУ «ФКП Росреестра» не является заинтересованным лицом по настоящему делу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Частью 3 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Волкова И.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , расположенных в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 206-210).

В силу ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Согласно п. 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457.

В соответствии с п. 5 указанного Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Часть 2 указанной статьи закрепляет, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.

Пунктом 1 приказа Росреестра от 18.05.2012 № П/213 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделены полномочиями по осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Пунктом 2 приказа предписано руководителям, территориальных органов Росреестра обеспечить контроль исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочий по осуществлению кадастрового деления территории соответствующего кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы.

В связи с изложенным, довод представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что учреждение не является заинтересованным лицом по настоящему делу необоснован.

Результаты государственной кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Хакасия утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 18.11.2014                      № 020-131-п. Перечень земельных участков по муниципальным районам Республики Хакасия, подлежащих государственной кадастровой оценке, составлен по состоянию на 01 января 2014 года (л.д. 212-219).

Кадастровыми справками подтверждается, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером составляет ... руб. (л.д. 18), с кадастровым номером ... руб.        (л.д. 19), с кадастровым номером ... руб. (л.д. 20), с кадастровым номером ... руб. (л.д. 21), с кадастровым номером ... руб. (л.д. 22). Кадастровая стоимость земельных участков определена на основании указанного приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 18.11.2014 № 020-131-п.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как налогоплательщика земельного налога, Волкова И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с указанным заявлением.

В обоснование требований заявителем представлен отчет , выполненный ООО «"Организация", согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером, составляет ... руб., с кадастровым номером ... руб. с кадастровым номером ... руб., с кадастровым номером ... руб., с кадастровым номером - ... руб. (л.д. 23-93).

Из положительного экспертного заключения , выполненного некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "Организация 1", утвержденного председателем экспертного совета, следует, что отчет об оценке          соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 164-183).

Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете рыночной стоимости земельных участков и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено.

При таких обстоятельствах заявление Волковой И.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

В силу ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Часть 6 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Волковой И.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, поступившее в суд ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. с 01 января 2015 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. с 01 января 2015 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. с 01 января 2015 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. с 01 января 2015 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. с 01 января 2015 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Председательствующий                                                                 Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 18 сентября 2015 года

3-44/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волкова Ирина Валериевна
Другие
Администрация МО Ширинский р-на
Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
Межрайонная ИФНС России № 3 по РХ
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
vs.hak.sudrf.ru
03.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2015Передача материалов судье
08.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2015Подготовка дела (собеседование)
20.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2015Судебное заседание
03.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Подготовка дела (собеседование)
24.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2015Судебное заседание
18.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2015Дело оформлено
20.02.2016Дело передано в архив
14.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее