Дело №2-261/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2015 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,
при секретаре судебного заседания Чигаевой Е.С.,
с участием в деле: истца – Мещеряковой Н.А., представителя истца - Шукшиной И.А., действующей на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия, в лице представителя Копыловой О.С., действующей по доверенности №33 от 14.01.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещеряковой Н. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о признании решения начальника Управления № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года об отказе во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода прохождения обучения в целевой ординатуре и об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода прохождения обучения в целевой ординатуре с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года, назначении трудовой пенсии по старости с 17 сентября 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Мещерякова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск о признании решения начальника Управления № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года об отказе во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода прохождения обучения в целевой ординатуре и об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода прохождения обучения в целевой ординатуре с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года, назначении трудовой пенсии по старости с 17 сентября 2014 года.
В обоснование своего иска Мещерякова Н.А. указала, что 17 сентября 2014 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет (по мнению ответчика, стаж на дату обращения, то есть на 17 сентября 2014 года составил 28 лет 17 дней).
С вышеуказанным решением она не согласна, в связи с чем, просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года в части не включения в специальный стаж периода прохождения обучения в целевой ординатуре по специальности «кардиология» во «Всесоюзном Кардиологическом научном центре» АМН СССР с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года.
Просила признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года в части не включения в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода прохождения обучения в целевой ординатуре по специальности «кардиология» во «Всесоюзном Кардиологическом научном центре» АМН СССР с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года.
Обязать ответчика период прохождения обучения в целевой ординатуре по специальности «кардиология» во «Всесоюзном Кардиологическом научном центре» АМН СССР с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении.
Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 17 сентября 2014 года.
В судебном заседании истец Мещерякова Н.А. и её представитель Шукшина И.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия – Копылова О.С. относительно иска Мещеряковой Н.А. возразила, просила оставить его без удовлетворения, пояснив, что истице законно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 17.09.2014г. Мещерякова Н.А. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года Мещеряковой Н.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет (стаж на дату обращения, то есть на 17 сентября 2014года составил 28 лет 17 дней).
Вышеуказанным решением в специальный стаж Мещеряковой Н.А. не включен период прохождения обучения в целевой ординатуре по специальности «кардиология» во «Всесоюзном Кардиологическом научном центре» АМН СССР с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года.
Суд считает решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года законным, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предписано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пунктом 11 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона, имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Мещерякова Н.А. просит зачесть в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения время учебы в целевой ординатуре по специальности «кардиология» во «Всесоюзном Кардиологическом научном центре» АМН СССР с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года.
Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В силу статьи 10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно данной правовой норме время учебы в клинической ординатуре не засчитывается в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В соответствии со статьями 114-115 Конституции Российской Федерации и 12-23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Названными Правилами не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периода обучения в клинической ординатуре.
Согласно пункту 3 данных Правил, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, которые перечислены в Списке. Учеба в клинической ординатуре в Списке не предусмотрена.
Ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Статьей 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с действовавшим на период обучения истца Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Минздрава СССР от 19 мая 1971 г. N 362, и пунктом 6 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава РФ от 17.02.1993 г. N 23, обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы.
Согласно записи в трудовой книжке (л.д. 9), Мещерякова Н.А. училась в целевой ординатуре с отрывом от основного места работы.
Согласно архивной справки от 02.09.2014 г. № А-244 (л.д. 31), Мещерякова Н.А. уволена 30.08.1990 г. по собственному желанию в связи с поступлением и зачислением в клиническую ординатуру (приказ № 134 от 29.08.1990 г.).
Согласно справки от 12.09.2014 г. (л.д. 38) с 01.09.1990 г. Мещерякова Н.А. была зачислена в целевую ординатуру по специальности «кардиология» по 31.08.1992 г. (приказ № 435 от 16.08.1990 г.). 01.09.1992 г. Мещерякова Н.А. отчислена из клинической ординатуры в связи с окончанием срока обучения (приказ № 233 от 26.06.1992 г.).
Место работы (должность) за ней не сохранялось и выплаты, предусмотренные законодательством, ей не производились. Как обучающемуся, истцу выплачивалась стипендия в установленных размерах, и представлялись каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска соответствующих врачей-специалистов.
Страховые взносы за периоды обучения в клинической ординатуре в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались.
Поскольку на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии – 17 сентября 2014 года, у Мещеряковой Н.А. не имелось специального стажа, необходимого для назначения пенсии на льготных условиях, право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» у истца не возникло, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мещеряковой Н. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о признании решения начальника Управления № 179386/14-1232 от 03 октября 2014 года об отказе во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода прохождения обучения в целевой ординатуре и об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода прохождения обучения в целевой ординатуре с 01 сентября 1990 года по 31 августа 1992 года, назначении трудовой пенсии по старости с 17 сентября 2014 года, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.И. Бурлаков
Мотивированное решение судом изготовлено 11 февраля 2015 года.
Судья И.И. Бурлаков