Дело № 2-851/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года г. Белебей РБ
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Артемьева В.Е.,
с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора РБ Варейкина С.Г.,
представителя ответчика главы администрации МР <адрес> РБ - Тимирбаевой З.Т.,
представителя заинтересованного лица филиала по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по РБ - Тимофеева С.А.,
при секретаре Фаткуллиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к главе администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по согласованию с филиалом по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> определить на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они отбываются в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В судебном заседании старший помощник Белебеевского межрайонного прокурора РБ Варейкин С.Г. исковое заявление поддержал и просил суд обязать главу Администрации муниципального района <адрес> РБ по согласованию с филиалом по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по РБ определить на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они будут отбываться в необходимом количестве, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика главы администрации МР <адрес> РБ - Тимирбаева З.Т. с заявленными Белебеевским межрайонным прокурором РБ требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица филиала по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по РБ - Тимофеев С.А. исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора РБ поддержал, просил его удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ по поступившему обращению начальника филиала по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по РБ проведена проверка исполнения уголовно - исполнительного законодательства.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное, уголовно - исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных.
В силу ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Российской Федерацией переданы органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодателем определены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, как органы, уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществлено федеральными законами путем прямого указания в статьях 49 и 50 УК РФ и статьях 25 и 39 У РЖ РФ.
Понятия «муниципальный район» и «городской округ» даны в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ней прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципального района и городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельского либо городского поселения названным Федеральным законом не предусмотрено
Следовательно, федеральный закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, места отбывания на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ наказания в виде исправительных работ должны определяться Администрацией МР <адрес> РБ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - это в том числе решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с пп. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 392 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ до настоящего времени не определены места для отбывания осужденными исправительных работ.
Так же установлено, что на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ в ДД.ММ.ГГГГ году проживали осужденные, которым в соответствии с приговором суда назначено наказание в виде исправительных работ.
Отсутствие в сельском поселении <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ и объектов, на которых они отбываются, определенных в установленном порядке органом местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительной инспекцией, нарушают интересы государства на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного наказания и задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказаний.
Возложение на главу Администрации муниципального района <адрес> РБ в соответствии с ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 25 ч. 1 ст. 39 УИК РФ обязанности определить места для отбывания исправительных работ, а также объекты, на которых они будут отбываться, отвечает интересам Российской Федерации на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, предоставляет федеральной службе исполнения наказаний возможность надлежащим образом исполнять свои полномочия, отвечает целям уголовного наказания и задачам уголовно - исполнительного законодательства, а также защищает права, свободы и законные^ интересы осужденных на порядок, сроки и условия отбывания
наказаний.
Статьей 22 ГПК РФ установлено, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающими из гражданских и иных правоотношений, отнесены к компетенции территориальных судов.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 22, 45, 254 ГПК РФ ст. 50 УК РФ, ст. 39 УИК РФ, ст. 392 УПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к главе администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по согласованию с филиалом по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> определить на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они отбываются в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу удовлетворить.
Обязать главу Администрации муниципального района <адрес> РБ по согласованию с филиалом по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по РБ определить на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они будут отбываться в необходимом количестве, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в месячный срок со дня его вынесения.