РЕШЕНИЕ
г. Чернушка 5 июня 2017 года
Судья Чернушинского районного суда Пермского края Снегирева Е.Г., при секретаре Ховрычевой В.С., с участием ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Роскомнадзора по Пермскому краю на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Компания Корона» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 23 марта 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекращено ввиду малозначительности. ФИО1 объявлено устное замечание.
Не согласившись с данным постановлением Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю обратилось в суд с жалобой на постановление, просит постановление отменить.
Жалоба мотивирована тем, что Управление не может согласиться с выводами мирового судьи о малозначительности совершенного правонарушения по следующим основаниям. По результатам мониторинга сети электросвязи ООО «Компания Корона» ДД.ММ.ГГГГ, отраженных в протоколе филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Приволжском федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением скриншотов запрещенных ресурсов, установлен факт не ограничения доступа к 10 ресурсам, а именно:
<адрес>. на котором размещена информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, запрещенная к распространению на территории РФ в порядке предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес>, на котором размещена информация, содержащая материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, запрещенная к распространению на территории РФ в порядке, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес> на котором размещена информация, нарушающая требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, запрещенная к распространению на территории РФ в порядке предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес>, на котором размещена информация, нарушающая требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, запрещенная к распространению на территории РФ в порядке предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес> на котором размещена информация, нарушающая требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, запрещенная к распространению на территории РФ в порядке предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес> на котором размещена информация, нарушающая требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, запрещенная к распространению на территории РФ в порядке предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; http: //teenhotvids. сom/i. shtml, на котором размещены материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет» на территории РФ, запрещенная в порядке, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес>, на котором размещена информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, запрещенная к распространению на территории РФ в порядке, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес>, на котором размещены материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет, запрещенная к распространению на территории РФ, в порядке, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
<адрес>, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, запрещенная к распространению по требованию Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 15.3 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Данная информация должна быть ограничена оператором связи в течении часа после внесения ее в Единый реестр, что не было сделано оператором связи ООО «Компания Корона». Все выше перечисленные ресурсы несут в себе угрозу защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем, данное нарушение нельзя признать малозначительным. Кроме того, данное правонарушение косвенно несет в себе нарушение Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
По результатам мониторинга сети электросвязи ООО «Компания Корона» ДД.ММ.ГГГГ, отраженных в протоколе филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Приволжском федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением скриншотов запрещенных ресурсов, установлен факт не ограничения доступа к 5 ресурсам а именно: <адрес>; <адрес> - на которых размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, запрещенная к распространению по требованию Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 15.3 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Данная информация должна быть ограниченны оператором связи в течение часа после внесения ее в Единый реестр, что не было сделано оператором связи ООО «Компания Корона». Данное нарушение также несет в себе угрозу по обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Однако, данные обстоятельства, которые подтверждаются протоколами мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с приложением скриншотов, не были учтены при рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем не нашли оценки в постановлении мирового судьи. Таким образом, вывод мирового судьи о том, что правонарушение, допущенное должностным лицом - генеральным директором ООО «Компания Корона» ФИО1, является малозначительным - не соответствует материалам дела и не подтверждается материалами дела.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, также не согласен с выводами мирового судьи, о том, что в его действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Судья, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно положениям пункта 5 статьи 46 Закона «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).
Пунктом 1 статьи 15.1 Закона об информации установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В соответствии с частью 10 статьи 15.1 Закона об информации в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Согласно подпункту "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей оператор связи ООО «Компания Корона» осуществляет лицензируемый вид деятельности- оказывает телематические услуги связи на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 5 лицензионных требований установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденных Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Приволжском федеральном округе, осуществлен мониторинг сети электросвязи оператора связи ООО «Компания Корона», оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Пермского края по лицензии № с применением агента АС «<данные изъяты>», установленного на сети электросвязи. Всего по результатам мониторинга сети электросвязи ООО «Компания Корона» ДД.ММ.ГГГГ установлен факт неограничения доступа к 10 ресурсам, внесенным в Единый реестр, из них 1 ресурс относится к категории экстремизм и подлежит незамедлительному ограничению. По результатам мониторинга ДД.ММ.ГГГГ установлен факт неограничения доступа к 5 ресурсам, внесенным в Единый реестр, из них 5 ресурсов относится к категории экстремизм и подлежит незамедлительному ограничению. Результаты мониторинга отражены в протоколах мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Материалы мониторинга были направлены в Управление Роскомнадзора по Пермскому краю.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, мировой судья верно установил наличие в бездействии ООО «Компания Корона», генеральным директором которого является ФИО1, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 мировой судья указал на малозначительность совершенного ФИО1 правонарушения. В обоснование своих выводов мировой судья сослался на незначительный размера вреда и отсутствия наступления каких-либо серьезных последствий, сам факт совершения ФИО1 административного правонарушения в форме бездействия, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций и не влечет за собой существенного нарушения прав и интересов граждан и государства.
Вместе с тем с выводами мирового судьи о том, что совершенное ФИО1 правонарушение является малозначительным согласиться нельзя.
Так, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ не требует наступления последствий, является формальным и ответственность наступает по факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Таким образом, учитывая в совокупности обстоятельства совершенного ФИО1 правонарушения, основания для признания данного правонарушения малозначительным отсутствуют, указанные выводы мирового судьи не основаны на процессуальном и материальном законе.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу изложенного с доводами жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю о необоснованности освобождения мировым судьей ФИО1 от административной ответственности и прекращения административного дела по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ следует согласиться.
Несоблюдение мировым судьей требований ст. 2.9 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого судебного решения.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом судья принимает во внимание, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет три месяца.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В данном случае Управление Роскомнадзора по Пермскому краю выявило факт совершения административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Судьей установлено, что срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю, истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности ФИО1, то направление дела на новое рассмотрение невозможно. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 23 марта 2017 года отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья Е.Г. Снегирева