Дело №
Поступило в суд: ДД.ММ.ГГГГ г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
р.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Колыванского районного суда <адрес> А.А. Руденко,
при секретаре Е.А. Сайчук,
рассмотрев в порядке ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении:
Астафьева А. А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в р.<адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, р.<адрес> А, <адрес>,
привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
В р.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 23 минуты, Астафьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выложил видео по средством мобильной связи "WhatsApp"в группу "Совет депутатов", согласно которого, находясь на территории автостоянки <адрес> по адресу. <адрес>, р.<адрес>, кандидат в депутаты в период избирательной компании по выборам в одномандатный округ, в телекоммуникационной сети "Интернет" Астафьев А.А. разместил публикацию "13 сентября не голосуйте за кандидатов "Единая Россия", которая размешена на заднем стекле автомобиля Фольцваген, государственный регистрационный знак г/н № регион, с нарушением ст. 54 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", предусматривающих, что фотографии (скриншоты) агитационных материалов до размещения на сайте в режиме свободного доступа должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию, с указанными материалами должны быть так же представлены сведения о месте нахождения (месте жительства) организации (лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия материала из избирательного фонда, в то время как текст с публикацией "13 сентября не голосуйте за кандидатов от "Единой России".," до размещения информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в избирательную комиссию <адрес> не представлялся, из средств избирательных фондов кандидатов не оплачивался, а так же не содержит сведений о лице, заказавшем публикацию, в объеме предусмотренном федеральным законом.
ДД.ММ.ГГГГ решением избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, о том что выставленный видеоролик и надпись размешенная на заднем стекле автомобиля, изображенного в видео-ролике признана предвыборной агитацией, которая до начала своего распространения не была представлена в избирательную комиссию вместе со сведениями предусмотренным действующем законодательством, в связи с чем данный агитационный материал признан незаконным.
Астафьев А.А. в судебном заседании возражал против привлечения к административной ответственности, указав, что автомобиль Фольцваген, на котором была размещена наклейка с вышеуказанной надписью, принадлежит его супруге, а находится в его пользовании. Данный автомобиль попал в кадр случайно, наклейку на заднее стекло он не размещал, кем она была сделана, ему не известно. Полагает, что наклейка была размещена иным лицом, когда автомобиль хранился в незапертом гараже. Он не снимал наклейку, поскольку она совпадала с его политическими убеждениями.
Должностное лицо, составившее протокол, - УУП ОМВД России по <адрес> Шилов П.Г. в судебное заседание не явился, о дате и месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки не уведомил, в связи с чем судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение прокурора, полагавшего, что в действиях Астафьева А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.8 КоАП РФ, и он подлежит административной ответственности, оценив исследованные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Статья 5.8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в средствах массовой информации.
В силу положений Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации, признание, соблюдение и защита которых в силу ст. 2 являются обязанностью государства (ч. 1 ст. 1; ч. 3 ст. 3; ч. 1 и ч. 2 ст. 32; ч. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 29; ст. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться: а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г) иными не запрещенными законом методами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N № указал, что в соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев; в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям.
В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации.
При этом суд установил, что размещенная Астафьевым А.А. в группе Совет Депутатов" мессенджера "WhatsApp" информация не относится к продукции средств массовой информации, поскольку распространена через указанный мессенджер, который средством массовой информации не является.
Сам по себе факт размещения в данном мессенджере указанных материалов не свидетельствует об их распространении в средствах массовой информации, в то время как диспозиция ст. 5.8 КоАП РФ прямо предусматривает нарушение кандидатом предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Между тем, распространение Астафьевым А.А. в период подготовки и проведения выборов аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, в связи в данном случае требуется переквалификация.
В соответствии с частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Фактические обстоятельства вменяемого Астафьеву А.А. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: рапортом УУП ОМВД России по <адрес> Шилова П.Г.; протокола осмотра помещений, территорий от DVD-R от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что был произведен осмотр диска с имеющимся на нем файлом, на котором изображен автомобиль марки Фольцваген г/н № регион где на заднем стекле имеется надпись "13 сентября не голосуйте за кандидатов от "Единая Россия", так же на данном видео имеется обращение Астафьева А.А.; протоколом осмотра помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ, которым был осмотрен телефон марки Айфон S; объяснениями Астафьева А.А., ФИО, ФИО1; фотографиями; протоколом <адрес> об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; заявлением ФИО о нарушении законодательства о выборах от ДД.ММ.ГГГГ; решением избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; представлением избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями, данными свидетелем ФИО в судебном заседании.
Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 54 Федерального закона РФ N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 и 3 статьи 54 указанного закона, а также пункта 3 Разъяснений по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Экземпляры печатных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением (инициативной или иной группой участников референдума) в соответствующую избирательную комиссию (комиссию референдума). Также должны быть представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № размещение надписи на заднем стекле автомобиля, изображенного в видеоролике, который был распространен Астафьевым А.А. в мессенджере "WhatsApp" признанно предвыборной агитацией, которая до начала ее распространения не была представлена в избирательную комиссию вместе со сведениями, предусмотренными действующим законодательством, в связи с чем признала данный агитационный материал незаконным.
При этом сведений о том, что упомянутое постановление избирательной комиссии признано незаконным в установленном порядке, в материалах дела не имеется.
Учтя вышеизложенное, изучив, в числе прочего, решение избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу, что демонстрация в видеоролике автомобиля с наклейкой на заднем стекле, содержащей призыв не голосовать за кандидатов, выдвинутых партией "Единая Россия", представляет собой иной агитационный материал, распространяемый им с нарушением вышеприведенных норм статьи 54 Федерального закона РФ N № от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Утверждение Астафьева А.А. об отсутствии в его деянии состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на недоказанность в ходе производства по данному делу изготовления и распространения им агитационных материалов, с указанием, что автомобиль, который находится у него в пользовании попал в кадр случайно, наклейку на него он не наносил, суд расценивает как способ защиты, поскольку пользуясь автомобилем с имеющейся на нем наклейкой, которая признана предвыборной агитацией, привлекаемое лицо не могло не осознавать, что тем самым распространяет содержащуюся в ней информацию. Тем более, что наличие такого агитационного материала в видеоролике также не могло быть неочевидно для Астафьева А.А.
Суд квалифицирует действия Астафьева А.А. по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ - как распространение в период подготовки и проведения выборов аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, данные о личности виновного, который ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не привлекался.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о возможности назначения Астафьеву А.А. административного наказания в виде минимального штрафа в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст. 5.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Астафьева А. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 1.000 (одной тысячи) рублей.
Получатель штрафа: Управление федерального казначейства по <адрес> (ОМВД России по <адрес>) р/с 40№ в Сибирское ГУ Банка России по <адрес>, БИК № КБК 18№, УИН 18№.
Дата выдачи постановления: "___" _____________ 2020 года.
Постановление вступило в законную силу: " ___" ___________ 2020 года.
Срок предъявления к исполнению: до " ___" ___________ 2022 года.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Колыванский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Руденко