Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7241/2011 ~ М-7372/2011 от 27.09.2011

Дело №2-7241/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2011 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой И.И.,

при секретаре Мироновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абитова Н.А., Абитовой Г.З. к мэрии города Ульяновска о признании недействительным отказа в предоставлении социальной выплаты, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, включении в списки участников подпрограммы, выдаче свидетельства,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Абитовы Н.А., Г.З. обратились в суд с иском к ответчику мэрии г.Ульяновска о признании недействительным отказ в предоставлении им социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании «город Ульяновск» от ДД.ММ.ГГГГ. , признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении на муниципальное образование «город Ульяновск» обязанности включить их в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, возложении на муниципальное образование «город Ульяновск» обязанность выдать именной документ – свидетельство, в обоснование указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ. семья истцом из двух человек, была признана участником вышеназванной подпрограммы.

На момент их обращения с заявлением в мэрию города Ульяновска и принятия решения о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» действовали следующие нормативные акты.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, которым утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая установливала право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановление Правительства Российской Федерации от 1,3 мая 2006 г. № 285, которым утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Подпунктом «г» пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного кредита, и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ

Аналогичные положения содержали утвержденные Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальная целевая программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ» и Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ за №31/281-П Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи, по условиям которого истцы приобрели в собственность в равных долях двухкомнатную квартиру, расположенную о адресу: <адрес>, общей площадью 47,49 кв.м. Квартира приобретена на заёмные денежные средства, полученные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. На момент приобретения вышеуказанной квартиры истцы были зарегистрированы и проживали в однокомнатной квартире, по адресу: <адрес>. общей площадью 17,39 кв.м, принадлежащей нам на праве собственности в равных долях. Таким образом, на момент заключения кредитного договора и приобретения ими в собственность двухкомнатной квартиры истцы не были обеспечены учетной нормой жилья и обоснованно решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Однако ДД.ММ.ГГГГ истцам было направлено письмо из отдела по учёту и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска, которым их ставили в известность о том, что их семья не может получить социальную выплату, т.к. жилищный кредит оформлен после ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для исключения истцов из списка нуждающихся явилось принятие Правительством Ульяновской области постановления от 26.08.2011 года № 408-П, внесшим в Постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2010 года №31/281-П изменения, согласно которым социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года. Тогда, как по ранее действовавшему постановлению было предусмотрено право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, независимо от даты заключения соответствующего кредитного ипотечного договора. В связи с этим истцам было отказано в получении социальной выплаты и мы были исключены из участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей», т.к. уже не являются нуждающимися в улучшении х жилищных условий.

Однако, данная норма вступила в действие после принятия решения о признании семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения их в вышеуказанную программу, и следовательно, как ухудшающее наше положение, не могла быть основанием для исключения их из участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

На основании вышеизложенного истцы и обратились в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истцы на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме, привели в обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель истцов в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и пояснения истцов, в дополнение указав следующее. Истцы были участниками федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ» которой было предусмотрено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора. Однако, условия ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ ухудшают положение истцов и делают невозможным получение социальной выплаты по сравнению с ранее действующей ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой семья истцов была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и условия которой истцы исполняли на момент заключения кредитного договора, в связи с чем полагает, что ответчик обязан включить истцов в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ и при этом руководствоваться нормами ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив следующее. В ДД.ММ.ГГГГ. истцы были включены в муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ», и были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы. В соответствии с данной Программой, молодая семья – это молодая семья, возраст супругов которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Согласно п.п.«е» п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГг., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пений за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Поскольку истцы взяли кредит в ДД.ММ.ГГГГ. и приобрели на него жилое помещение, то, соответственно, сейчас они не нуждаются в улучшении жилищных условий и не могут быть автоматически признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица Правительства Ульяновской области в судебном заседании также возражал против удовлетворения иска, поддержала позицию представителя мэрии г.Ульяновска, дополнительно пояснив следующее. Основными задачами Программы являются: предоставление молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства; предоставление молодым семьям дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилых помещений или строительство объекта индивидуального жилищного строительства; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе ипотечные жилищные кредиты. Для участия в новой подпрограмме молодая семья подаёт в органы местного самоуправления по месту постоянной регистрации заявление на участие в Программе и документы, указанные в п. 5 либо 6 настоящего Порядка. Подпунктом «г» п. 6 Порядка предусмотрено, что в случае использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, представляется копия кредитного договора (договора займа), оформленного в период с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ включительно. Основанием для отказа в регистрации документов, поданных молодой семьей, является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4, 5, 6 и 7 настоящего Порядка. Из смысла действующего законодательства следует, что подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на ДД.ММ.ГГГГ в рамках целевой федеральной программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ закончила своё действие в ДД.ММ.ГГГГ. Переходных положений для молодых семей новая программа не предусматривает.

Представитель третьего лица Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором просит рассматривать дело в свое отсутствие.

Выслушав истцов, их представителя, представителя ответчика и представителя третьего лица Правительства Ульяновской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы Абитовы Н.А. и Г.З. являются супругами, что подтверждается документально.

Решением Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ. семья истцов Абитовых составом 2 человека была признана участником указанной подпрограммы.

ДД.ММ.ГГГГ. истцы Абитовы заключили кредитный договор с ОАО «Сбербанк России» на получение кредита в размере <данные изъяты> под 12,15% годовых на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, на срок 280 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ. между истцами Абитовыми и Зайцевой Г.В. был заключен договор купли-продажи квартиры с отсрочкой платежа, согласно которому истцы покупают двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 47,49кв.м.

В настоящее время истцы являются сособственниками каждый по 1/2 доли указанной двухкомнатной квартиры, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. истцам отказано в удовлетворении их заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для включения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению суда, заявленные исковые требования истцов не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ. семья истцов была признана участником Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ".

В соответствии с содержащимися условиями указанной Подпрограммы, ее механизм реализации предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий.

При этом, было установлено, что субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.

Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

Порядок предоставления молодым семьям субсидий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Действие указанной Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы закончилось 31 декабря 2010г.

В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы.

Механизм реализации данной подпрограммы также предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении N 3.

Социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с правилами, приведенными в приложении N 3 к подпрограмме.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №3) устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

Согласно п.6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.2 указанных Правил, социальные выплаты могут использоваться:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Действительно, последний подпункт «е» был введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575. На момент получения истцами ипотечного кредита в банке (ДД.ММ.ГГГГ.) данного условия использования социальной выплаты молодой семьей не было.

Между тем, Подпрограмма, участниками которой были признаны истцы в ДД.ММ.ГГГГ окончила свое действие ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. вступила в действие новая Подпрограмма с несколько измененными условиями в части возможности использования социальной выплаты молодой семьей.

Так, в частности, согласно условиям новой подпрограммы, в период с ДД.ММ.ГГГГ. (дата вступления в силу новой подпрограммы) по ДД.ММ.ГГГГ. (введение п.п. «е») нельзя было вообще получить социальную выплату на погашение основной суммы долга по кредиту, а с ДД.ММ.ГГГГ. нельзя получить данную социальную выплату на погашение основного долга по кредитному договору, заключенному после ДД.ММ.ГГГГ

Как установлено судом, истцы получили кредит в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. когда уже вступила в действие новая подпрограмма. При этом, как пояснили истцы, они знали, что действие подпрограммы на 2002-2010 годы оканчивается ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о включении их в новую подпрограмму на 2011-2015 годы истцами было подано в мэрию г.Ульяновска только в ДД.ММ.ГГГГ., когда они уже являлись собственниками двухкомнатной квартиры общей площадью 47,49кв.м.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время оснований для признания истцов участниками новой Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы не имеется, соответственно, отказ мэрии г.Ульяновска является правомерным. Следовательно, в удовлетворении исковых требований истцов следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Абитова Н.А., Абитовой Г.З. к мэрии города Ульяновска о признании недействительным отказа в предоставлении социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, включении в списки участников подпрограммы, выдаче свидетельства – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья И.И.Петрова

2-7241/2011 ~ М-7372/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Абитов Наиль Сулейманович
Абитова Гулуся Замиловна
Ответчики
Муниципальное образование "город Ульяновск"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Петрова И.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
27.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2011Передача материалов судье
28.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2011Подготовка дела (собеседование)
11.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2011Судебное заседание
26.10.2011Судебное заседание
03.11.2011Дело сдано в канцелярию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее