Решение по делу № 2-3558/2012 ~ М-2882/2012 от 14.09.2012

Дело № 2-3558/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Королев МО 30 октября 2012 года

Королевский городской суд Московской области в составе судьи Чиченевой Н.А., при секретаре Мерещенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова Олега Владимировича к Администрации г. Юбилейного МО о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Колесников О.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Юбилейного МО о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения.

В обоснование требований истец ссылается на то, что он является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходит военную службу по контракту в войсковой части ФБУ «4 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России», дислоцированной в населенном пункте г. Юбилейный Мытищинского военного гарнизона.

В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 15, п.п. 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ решением ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (1 отдел) от 13.08.2012 № 1094 истцу было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>, согласно списку очередников Министерства обороны РФ со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения. Ранее данную квартиру занимал военнослужащий войсковой части 25840 («4 ЦНИИ МО РФ») Исаев Виктор Владимирович с семьей, которому в порядке обеспечения постоянным жильем по линии Министерства обороны РФ была предоставлена квартира в городе Подольске Московской области.

В настоящее время жилое помещение по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес> относится к специализированному жилищному фонду г. Юбилейного МО. Так как квартира является муниципальной собственностью, то для вселения в неё требуется заключение договора найма служебного жилого помещения между Администрацией г. Юбилейного МО и военнослужащим, то есть истцом.

Начальником 1-го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ было направлено ходатайство Главе Администрации г. Юбилейного МО о заключении с истцом договора найма служебного жилого помещения, находящегося по указанному адресу.

Администрация г. Юбилейного МО отказала в заключении договора найма служебного жилого помещения по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес> очередником Министерства обороны РФ – Колесниковым О.В., ссылаясь на отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда.

Истец считает данный отказ необоснованным, полагает, что в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений.

На основании п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» истец просит признать отказ Администрации г. Юбилейного МО в заключении с ним договора найма служебного жилого помещения, находящегося по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>, незаконным; признать за ним право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>, и обязать Администрацию г. Юбилейного МО заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, находящегося по указанному адресу.

В судебном заседании истец Колесников О.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчика – Администрации г. Юбилейного МО, Потемкина В.В. и Межуева Н.М., иск не признали, представили письменные возражения на исковое заявление (л.д. 63-68), в которых, в частности, указали, что у Администрации г. Юбилейного МО отсутствуют правовые основания для заключения с Колесниковым О.В. договора найма служебного жилого помещения по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>, в связи с чем, отказ Администрации военнослужащему Колесникову О.В. в заключении договора найма служебного помещения является правомерным.

Третьи лица Климова И.Ю., Кузовлев Ю.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Колесников О.В. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходит военную службу по контракту в войсковой части ФБУ «4 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России», дислоцированной в населенном пункте г. Юбилейный Мытищинского военного гарнизона.

Решением ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (1 отдел) от 13.08.2012 истцу было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>, согласно списку очередников Министерства обороны РФ со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.

Ранее данную квартиру занимал военнослужащий войсковой части («4 ЦНИИ МО РФ») Исаев Виктор Владимирович с семьей, которому в порядке обеспечения постоянным жильем по линии Министерства обороны РФ была предоставлена квартира в городе Подольске Московской области.

06.09.2012 Колесников О.В. обратился в Администрацию г. Юбилейного МО с заявлением о заключении договора найма служебного жилого помещения по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес> (вх. от 06.09.2012).

Администрация г. Юбилейного МО отказала Колесникову О.В. в заключении договора найма служебного жилого помещения по указанному адресу (исх. от 12.09.2012), мотивировав свой отказ тем, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Суд считает данный отказ правомерным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.

Согласно п. 3 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 № 487, жилищный договор заключается между Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями.

Порядок предоставления служебных жилых помещений определен Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

В соответствии с п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа).

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органадоговор найма служебногожилого помещения.

Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 18.11.2010 № 1550 утверждена Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилыми помещениями, в которой также определен орган, ответственный за обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями (Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации).

Таким образом, законодателем определен орган, который заключает с военнослужащими договор найма служебного жилого помещения. Органы местного самоуправления, в том числе Администрация г. Юбилейного МО, к указанному органу не отнесены, следовательно, заключать договоры найма служебного жилого помещения с военнослужащими не уполномочены.

Кроме того, в случае отсутствия служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. В свою очередь, органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений,пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей (п. 3 ст. 15 Закона).

Таким образом, законодатель определил форму участия органов местного самоуправления в распределении служебных жилых помещений для военнослужащих и членов их семей путем предоставления в аренду жилых помещений федеральному органу исполнительной власти.

В обоснование своих требований истец ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 № 453-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым установлено, что «возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участиеорганов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается».

По смыслу процитированного истцом абзаца вышеуказанного Определения Конституционного Суда РФ органы местного самоуправления могут участвовать в распределении жилых помещений по собственной инициативе. В то же время, действующим законодательством органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению муниципальных жилых помещений категории военнослужащих не наделены. Данная обязанность возложена на исполнительный орган федеральной власти, а именно на Министерство обороны Российской Федерации или уполномоченный им орган.

Ссылки на правоприменительную практику возможны только в том случае, когда имеется пробел в действующем законодательстве. В настоящее время данный вопрос законодательно урегулирован, механизм предоставления служебных жилых помещений установлен Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, служебные жилые помещения предоставлялись за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны РФ, до 2004 года.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)» исключены.

Таким образом, муниципальный жилищный фонд не может использоваться при предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений в силу закона.

Пункт 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на муниципальный жилищный фонд не распространяется.

Кроме того, муниципальный жилищный фонд, закрепленный за Министерством обороны РФ, в муниципальном образовании городской округ Юбилейный отсутствует.

Также необходимо принять во внимание тот факт, что самостоятельность органов местного самоуправления проявляется в их волеизъявлении относительно вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Согласия на распределение истцу, не состоящему с Администрацией г. Юбилейного МО или с подведомственными ей учреждениями в трудовых отношениях, квартиры по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>, Администрация г. Юбилейного МО, как собственник муниципального имущества, не давала, что нашло свое подтверждение в отказе Администрации заключить с военнослужащим Колесниковым О.В. договор найма служебного жилого помещения (исх. от 12.09.2012).

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями является государственным полномочием и расходным обязательством Российской Федерации. Государственные полномочия по обеспечению жильем военнослужащих федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления не передавались, субвенции не выделялись.

Решение ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (1 отдел) от 13.08.2012 о предоставлении военнослужащему Колесникову О.В. служебного жилого помещения по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес> правового значения не имеет, так как согласно ст. 100 ЖК РФ основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения является решение собственника о предоставлении такого жилого помещения.

Администрация, выступая от имени собственника вышеуказанного жилого помещения, решения о его предоставлении военнослужащему Колесникову О.В. не принимала.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам Жилищного кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Жилое помещение, находящееся по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>, на основании постановления Главы города Юбилейного МО от 27.08.2012 включено в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования. Данное постановление не отменено и не признано недействительным.

На жилые помещения коммерческого использования муниципальным нормативным актом определено заключение договоров найма, мены, купли-продажи с работниками муниципальных учреждений и муниципальных предприятий города Юбилейного МО, участковым уполномоченным полиции, обслуживающим территорию города Юбилейного МО.

Жилое помещение, о котором идет спор, было предоставлено по договору коммерческого найма Климовой И.Ю. (постановление Главы города Юбилейного МО от 28.09.2012 ).

Таким образом, у Администрации г. Юбилейного МО отсутствуют правовые основания для заключения с Колесниковым О.В. договора найма служебного жилого помещения по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, <адрес>. Отказ Администрации военнослужащему Колесникову О.В. в заключении с ним договора найма служебного помещения является правомерным, в связи с чем, исковые требования Колесникова О.В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Колесникову Олегу Владимировичу в иске к Администрации г. Юбилейного МО о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение составлено 09.11.2012

Судья:

2-3558/2012 ~ М-2882/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колесников Олег Владимирович
Ответчики
Администрация г.Юбилейный МО
Суд
Королёвский городской суд Московской области
Судья
Чиченева Н.А.
Дело на странице суда
korolev--mo.sudrf.ru
14.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2012Передача материалов судье
19.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2012Судебное заседание
19.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее